• 28/03/2024 18:36

Седьмая гимназия

Официальный сайт МБОУ «Гимназия №7 имени Героя России С.В.Василёва» г.Брянска

Русская народная сказка «Лиса и Журавль»

  • Главная
  • Русская народная сказка «Лиса и Журавль»

Урок литературного чтения по учебнику О. В. Кубасовой во 2 классе
Выполнила: учитель начальных классов Кобзева Е.М.

Тема: Русская народная сказка «Лиса и Журавль».

Цели: 1) Познакомить с произведением. Расширять словарный запас, учить озаглавливать текст с точки зрения его темы и идеи, инсценировать прочитанное.
2) Развивать устную речь, умение читать бегло и выразительно, понимать прочитанное.
3) Воспитывать нравственно-эстетические ориентиры, способность нравственно оценивать поступки, слушать учителя и своих товарищей, умение работать коллективно и в паре.

Формирование универсальных учебных действий на уроке:

1) Личностные качества:
— положительная мотивация к обучению в школе, к урокам литературного чтения;
— формировать нравственно-этические ориентиры;
— развивать способность к нравственной оценке поступков;
— приобщаться к народной культуре.

2) Регулятивные УУД:
— принимать, удерживать и реализовывать учебную задачу;
— использовать определённые учителем ориентиры;
— осуществлять последовательность в соответствии с устной инструкцией учителя;
— осуществлять самоконтроль при выполнении упражнений в чтении.

3) Познавательные УУД:
— ориентироваться в тексте;
— дифференцировать известное и новое;
— прогнозировать;
— анализировать набор заголовков;
— делать обобщение на основе набора опорных слов;
— анализировать текст с целью подбора точного заголовка;
— анализировать текст для выявления подтекста;
— анализировать контекст для выяснения значения непонятных слов;

3) Коммуникативные УУД:
— вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения;
— аргументировать своё мнение;
— развивать навыки сотрудничества.

Оборудование:
— учебники литературного чтения;
— тетради на печатной основе;
-картинки с изображением лисы и журавля;
— ученическая доска.

Ход урока:

1. Организационный момент:

— Проверили глазками учебные принадлежности для урока (учебники, тпо, простой карандаш). Посмотрели друг на друга, улыбнулись, с хорошим настроением приступили к работе.

2. Проверка домашнего задания:

— Какое произведение В. Осеевой вы читали к сегодняшнему уроку?
— Что можно сказать о героях произведения? ( они равнодушны, не защитили маленького котёнка, безжалостны)
— Итак, нам нужно любить животных, защищать малышей.
— Прочитаем выразительно стихотворение Д, Хармса «Удивительная кошка» ( 2-3 человека, анализ детьми прочитанного).
— Конкурс рисунков по рядам. Вышел к доске 1 ряд, выбор лучшего рисунка.
— 2 ряд; 3 ряд.
— Молодцы, ребята! А теперь лучший рисунок среди 3х учащихся.
-Выбор победителя, а награда в конце урока, после изучения новой темы, сюрприз!
— Итак, нужно любить животных, помогать больным животным, не проходить мимо беды братьев наших меньших.

3. Подготовка к восприятию нового произведения:

— О героях нашего урока мы узнаем, отгадав загадки:
-Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
Как зовут её? (Лиса)

Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль)

— Итак, героями нашего урока будут лиса и журавль. Сегодня мы будем учиться подбирать заголовок к тексту, узнаем новые слова, играть спектакль, а чтобы всё удалось, будем внимательными.
— Прочитайте и догадайтесь, о какой сказке пойдёт речь?
Слова записаны на доске: (лиса, журавль, кувшин, в гости, угощу, тарелка, несолоно хлебала, врозь).

Дети высказывают свои предположения о названии произведения. Как вы понимаете выражение «несолоно хлебала»? Более точное значение мы узнаем, прочитав произведение.

-Как называется произведение, мы узнаем, прочитав его.

Сегодня у меня есть помощники. Они будут знакомить нас с новым произведением. Открываем страницу №63,следим за ребятами и попробуем определить более точное название.

4. Работа по теме урока:

а) Первичное восприятие текста, читают подготовленные дети.

Ребята, попробуем подобрать более точный заголовок. Откройте стр.64 учебника и прочитайте данные заголовки, выберите тот, который более подходит к произведению.
(Лиса и журавль)
-Почему так решили? (Главные герои).
— А ещё можно подобрать другой заголовок? (Как аукнется, так и откликнется). Почему?
(Объясняет главную мысль произведения).
— Найдите в тексте слова, которые выражают главную мысль и прочитайте их. Где будем читать, укажите страницу. (Стр. 64, предпоследний абзац). Определите жанр произведения? Почему это сказка? Кто написал эту сказку?
-Это русская народная сказка. В обработке Алексея Николаевича Толстого она называется «Лиса и журавль». В обработке К. Д. Ушинского «Как аукнется, так и откликнется».
— Какой заголовок совсем не подходит? Почему?

б) Подготовка к самостоятельному чтению.
— Чтение слов в рамочке, учимся читать целыми словами, читаем слова слитно хором вслух, стр. 62.

в) Самостоятельное чтение сказки учащимися.
-Возьмите карандаши, читаем и отмечаем непонятные слова.

г) Словарная работа.
Какие слова оказались непонятными? Можно ли догадаться об их смысле по содержанию сказки?
куманёк, кума – крёстный-отец и крёстная-мать по отношению к родителям крестника и по отношению друг к другу;
званый пир – приглашение на обед и т.д.;
потчевать – угощать;
не обессудь – не суди строго;
стряпать – готовить пищу;
досада – раздражение, неудовольствие;
несолоно хлебала – оказалась ни с чем, обманулась в своих ожиданиях.

д) Работа по содержанию сказки и драматизация.
— Сколько частей можно выделить в сказке?
-Что происходит в каждой части? (Лиса угощает журавля, журавль потчует лису).
— Кого нарисуем сначала? (Лису).
— Какая она? (Рыжая, с пушистым хвостом).
— В какой позе нарисуем лису? (Она сидит).
— Что возле её лап? (Тарелка).
— Какая тарелка? (Плоская).
(Изображение лисы с тарелкой).

— Кого нарисуем рядом с лисой? (Журавля).
Какой он? (Серый, с большим клювом, грустный).
— Что делает журавль?
— Добавляем рисунок журавля.

е) Работа над выразительностью, драматизация.
— Вспомните, о чём говорила лиса, когда приглашала журавля в гости?
— Она действительно хотела его угостить или посмеяться над ним?
— Как нужно сказать её слова, чтобы было ясно, что она не от души приглашает журавля, а хочет обмануть?
— Сыграй роль лисы. (Несколько человек играют роль лисы, а остальные дети анализируют).
— Используя мимику, жесты сыграйте роль журавля. Какой он?
(Растерянный, ничего не понимает, а лиса хитрая, решила журавля разыграть).
— Разыгрывается 1 часть сказки.

ж) Работа в парах.
— А сейчас 2 часть сказки попробуйте сыграть в парах.
— Какой журавль во 2 части? А лиса?
— Используя мимику, жесты, слова лисы и журавля сыграйте их роли. 1 вариант играет роль лисы, 2 – роль журавля. Затем поменяйтесь ролями.
-Анализ работы детей. Что удалось, что нет. Работаем с тпо стр.34, задание № 3. Выполняем самостоятельно.

— Кто не прав в этой сказке? Почему?

5. Рефлексия.
— Подготовьте смайлики для оценки своей работы на уроке.
-Сегодня у нас очень много весёлых смайликов. Ваша работа на уроке удалась. Вы молодцы! Поставленные нами цели достигнуты!
— Награждение победителя конкурса на лучший рисунок. Вручение иллюстрации к сказке «Лиса и журавль».

6.Итог урока.
— С какой сказкой познакомились? Понравилась ли сказка? Чему она нас учит?

7. Домашнее задание.
— Перечитать сказку выразительно, тпо задание 1,2.
— Разыграть спектакль при помощи родителей.
— Нарисовать иллюстрацию к сказке, желающие.

 

Самоанализ урока литературного чтения 2 класс

Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и журавль».

Данный урок тесно связан с предыдущими уроками своей развивающей целью, так как на каждом уроке мы развиваем умение читать бегло и выразительно, развиваем устную речь.

Знания, полученные на уроке, будут использованы на последующих уроках, а также в жизни. При подготовке к уроку были учтены программные требования: плавное, выразительное, безошибочное чтение.

При подготовке к уроку я опиралась на индивидуальные особенности детей.

У многих детей слабо развита речь, внимание. Дети не могут слушать учителя и своих товарищей. Поэтому одной из главных целей данного урока было: развитие речи, внимания. Воспитание способности нравственно оценивать поступки, слушать учителя и своих товарищей. Для активизации познавательной деятельности на уроке использовались проблемные, частично-поисковые, репродуктивные, словесные методы. Использовались загадки, наглядный материал.

Для предупреждения утомляемости была проведена физминутка.

Организационный момент нацелил ребят на урок, создал эмоциональный настрой. Цель данного этапа была достигнута.

Проверка домашнего задания была проведена чётко, быстро. Была использована работа творческого характера. Конкурс рисунков прошёл организованно, был выявлен победитель, который в конце урока был награждён призом.

На этом этапе дети учились оценивать ответы и работы своих товарищей.

При подготовке к восприятию нового материала были использованы загадки, слова- помощники. На этом этапе использовались проблемные методы, которые помогли заинтересовать детей и нацелить их на работу.

На этапе изучения нового материала к работе привлекались хорошо читающие дети. Были использованы разнообразные виды работы с текстом: чтение вслух, про себя, выборочное чтение. Дети читали целенаправленно. Для предупреждения ошибок была проведена работа с трудными словами, словарная работа, где ребята учились анализировать контекст для выяснения значения непонятных слов.

На уроке была использована драматизация, дети учились играть роли персонажей сказки, передавая их эмоциональный настрой. На данном этапе ребята учились выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

В заключении урока дети попробовали разыграть спектакль по 1 части сказки.

Использование разнообразных видов работ позволило сосредоточить внимание детей на важных этапах урока. Каждый этап был связан с предыдущим и последующим.

Итог урока подвели ребята. Они сказали о своих успехах и неудачах. Мне оставалось уточнить и обобщить высказывания детей. Ребята трудились весь урок, работали с удовольствием.

Я считаю, что данный урок своей цели достиг.

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.