Урок литературного чтения во 2 классе
Выполнила: учитель начальных классов Халепо Н. А.
ЦЕЛИ УРОКА:
— познакомить с жизнью и творчеством писателя Е. ПЕРМЯКА
— совершенствовать навык чтения;
— умение работать с текстом;
— развивать устную речь уч-ся, воображение, наблюдательность, творческие способности;
— прививать любовь к труду, уважение к людям труда, умение видеть прекрасное;
Ход урока:
I. ОРГАНИЗАЦИОНННЫЙ МОМЕНТ.
II. Сегодня у нас не совсем обычный урок и мы с вами отправимся в небольшое путешествие. А вот куда? вы узнаете, отгадав загадку. Послушайте.
ЗАГАДКА
Снаружи смотришь-
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины
И Черномор, и царь Гвидон
И добрый дед Мазай
Как называют этот дом
Попробуй угадай! (БИБЛИОТЕКА)
У. — В нашей библиотеке мы найдём интересные произведения замечательного детского писателя ЕВГЕНИЯ АНДРЕЕВИЧА ПЕРМЯКА.
(слайд с портретом писателя и его биографией- читает ученик)
Евгений Андреевич Висcов (Пермяк) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот город сыграл большую роль в его жизни: недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк.
Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.
В Воткинске Женя учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин». Евгений Пермяк мечтал стать инженером, чтобы создавать машины, облегчающие людям работу.
Но обстоятельства изменили ему планы.
В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем.
В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым.
Умер Евгений Пермяк в 1982 году. (слайды с книгами Е. ПЕРМЯКА)
У.- Для юных читателей он отдал много сил и таланта. Его произведения увлекательны, наполнены живой фантазией, увлекают детей в мир, где воспеваются главные достоинства человека: доброта, умение, труд, мастерство.
И девизом нашего урока будет пословица, созвучна этим словам. Соберите ее.
( на доске слова: красит, а, солнце, человека, землю, труд)
— Как вы понимаете её значение?
— Сегодня на уроке мы будем читать рассказ Е. ПЕРМЯКА»Волшебные краски»
— Рассмотрите иллюстрацию к этому произведению. Кто будет главным героем?
— Пофантазируйте, каким вы представляете этого мальчика? Почему?
— Как же его можно назвать, если он любит рисовать? (художник)
— Предположите, почему краски в этом произведении волшебные?
III. ПЕРВИЧНОЕ ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ.
1) СЛОВАРНАЯ РАБОТА
У. — Прежде чем знакомиться с текстом, поработаем над прочтением трудных слов. Откройте учебники на с.38
№ 1. Поиграем в эхо.
1 вариант— по слогам читают слова
2 вариант — «эхо»
— Играем вслух.
№ 2. индивидуальная работа. Чтение вслух цепочку родственных слов.
№ 3. (с доски) Прочитайте слова. железнодорожный,трудолюбивый
— Порассуждайте, как они образованы, вспомните уроки русского языка?
— Придумайте предложение со словом «трудолюбивый».
2) ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ по смысловым отрывкам.(читают хорошо читающие дети вместе с учителем).
3) АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ВОСПРИЯТИЮ.
— К какому литературному жанру можно отнести это произведение?Почему?
— Какая это сказка?
— Какое впечатление произвела она на вас?
4) ФИЗМИНУТКА
ДЕД МОРОЗ, ДЕД МОРОЗ, ЗЯБНУТ РУЧКИ,
ПРИМОРОЗИЛ ДЕТЯМ НОС, ЗЯБНУТ НОЖКИ,
ПРИМОРОЗИЛ УШКИ, А МЫ ПОСКАЧЕМ ПО ДОРОЖКЕ
ПРИМОРОЗИЛ ЩЁЧКИ. И СОГРЕЕМСЯ НЕМНОЖКО.
У. — Присаживайтесь,ребята.
У. — Какой волшебник приносит волшебные краски?
— Сколько красок он приносит? Случайно ли это число? (У волшебников — 7- число магическое, оно рисует 7 цветов радуги)
— Найдите и прочитайте, в чём заключается волшебство этих красок?
— Какому мальчику подарил ДЕД Мороз волшебные краски?
— Да, Дед Мороз долго проверяет сердца детей, прежде чем подарить краски. Так ли тщательно надо это делать? Докажите это словами из текста.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
У.- А кому из вас Д.Мороз мог подарить такие краски?
— Какие подарки для окружающих хотел сделать мальчик?
бабушке — платок
маме — нарядное платье
папе — новое ружьё
слепому — глаза
товарищам — школу
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
У. — А что нарисовали вы, будь у вас эти волшебные краски?
— Как люди отнеслись к его рисункам? Почему? (Мало быть добрым, надо ещё много знать и уметь)
Какое у вас появилось настроение, когда вы прочитали эти строки? (жаль мальчика…)
— Прочитайте, что чувствовал сам мальчик?
СЛОВАРНАЯ РАБОТА— безутешно плакать — не находящий утешения
У. — Подберите синонимы к выражению? Почему автор употребляет именно это выражение? (хочет показать сильное чувство)
— Кто и как помог мальчику?
— Что теперь рисовал повзрослевший мальчик?
— Как теперь люди оценили его работу? Прочитайте.
— Почему? Что помогло мальчику добиться успеха?
(на доску учитель вывешивает карточки со словами: старание, упорство, терпение, трудолюбие)
— Как автор относится к своему герою?
— Как у вас изменилось настроение к концу сказки?
— Что удивило вас в сказке?
— Чему научила сказка?
— Прочитайте, в каких словах заключена главная мысль сказки?
IV ГРУППОВАЯ РАБОТА:
1 группа: Вспомните, фразеологические обороты — это крылатые выражения. Определите, какой фразеологический оборот подходят мальчику?
- Зарубить себе на носу
- Не вешать нос
- Работать спустя рукава
- Работать не покладая рук
- Как рыба в воде
- Считать ворон
2 группа: Придумать и записать другие заголовки к рассказу.
3 группа: Какая пословица о труде более всего соответствуют содержанию рассказа?
- Делу – время, потехе – час
- Труд усердный к подвигу ведет, подвиг славу принесет
- Труд города украшает, лень их в пустыню превращает
- Без работы день годом кажется
(ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ)
V. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
У. — Эта сказка написана много лет назад. Но время не стоит на месте, в современном мире появляется много новых профессий. Мы говорили о них на уроках окружающего мира. О них нам расскажут ребята:
— менеджер
— фермер
— программист
— дизайнер
(выступают дети)
У. — А сейчас для вас задача. Да, да на уроке чтения — задача. Послушайте её:
Во 2 «А» классе гимназии №7 — 32 ученика. Все они сегодня говорили о том, что труд красит человека, как важно быть старательным, трудолюбивым, терпеливым. Сколько же детей из класса будут такими? (ответы)
У. — Не так давно люди встречали Новый год. Наверняка, вы помните и красивые ёлки, и Деда Мороза со Снегурочкой, и праздничное весёлое настроение. События этого праздника нашли отражение и в нашем произведении. Дед Мороз заглянул к нам, он дарит вам морозную снежинку — звёздочку. Нарисуйте, кем вы хотите стать в будущем.
VI. Д/З
1. Выполни рисунок для Деда Мороза «Кем я хочу стать»
2. Перечитай сказку. Составь устный рассказ о том, что похожие чудеса могут происходить :
—- с обыкновенным топором
—- со швейной иглой
—- с обыкновенной глиной
3. Подбери пословицы и поговорки о труде, которые соответствуют содержанию сказки.
Менеджер
Фирмой крупной управляет
И разумно, и умело.
Деньги так распределяет,
Чтоб росло и крепло дело.
Порученья он дает
Всем сотрудникам своим.
Чтобы фирма шла вперед,
Приносила прибыль им.
Фермер
Расскажу я вам, ребята,
Фермер – это кто такой.
Он растит для нас томаты,
Весь в трудах он день-деньской!
Распевают громко птицы,
На ветвях родных берез,
Сеет фермер рожь, пшеницу,
И гречиху, и овес.
Удобряет и сажает –
Ведь землица любит пот!
Фермер зеленью снабжает
Нас с тобою круглый год!
Программист
У меня одна забота –
Всех компьютеров работа!
Нет для них страшнее драмы,
Чем отсутствие программы.
Дизайнер
Эти люди создают
Удивительный уют!
Подбирают, например,
Подходящий интерьер.
В доме, в офисе, в саду —
Я в дизайнеры пойду.
Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:
Спасибо за разработку урока. Взяла за основу.