Skip to content

Классификация неорганических веществ. Оксиды

Урок химии в 8 классе
Выполнила: учитель химии высшей категории Кобытева Е.И.

Цели. Сформировать представление о классификации неорганических веществ; проследить зависимость состава соединений и их химического характера; продолжить формирование умений составлять формулы оксидов по степени окисления, давать названия оксидам; познакомить учащихся с применением оксидов в быту и промышленности; формировать бережное отношение к природным богатствам; развивать навыки работы с веществами; развивать логическое мышление учащихся.

Оборудование и реактивы. Мультимедийный проектор; видеомагнитофон;

на столах учащихся: CuO, SiO2,Cr2O3, пробирка с СО2, стаканчики с водой, стеклянные палочки.

ХОД УРОКА

1этап. Целеполагание

«Широко распростирает химияруки свои в дела человеческие»М.В.Ломоносов
УЧИТЕЛЬ: Совсем недавно вы начали изучать новый предмет – химию. Что изучает химия?
УЧЕНИК: Химия – это наука о веществах
УЧИТЕЛЬ: С веществами мы сталкиваемся ежедневно в повседневной жизни (иллюстрации).
Веществ очень много: неорганических – более 500 тысяч, органических 1,5 миллиона и ежедневно синтезируются сотни новых веществ. Все вещества изучить невозможно. Как не утонуть в море информации? Какой научный метод здесь можно использовать? (Вспомните, например, биологию. Как вы ориентируетесь в огромном многообразии растений и животных?)
УЧЕНИК: Мы делим их на типы, виды и т.д.
УЧИТЕЛЬ: Верно. И в химии нам поможет классификация. Ее мы и начнем изучать сегодня на уроке.

Что мы узнаем? Чему мы научимся?
(план урока)

  • Как классифицируют вещества? Составлять формулы оксидов.
  • Как отличить оксиды от других веществ? Определять характер оксидов
  • Какие бывают оксиды? по формуле.
  • Где применяются оксиды?

2 этап. Классификация неорганических веществ

Беседа с учащимися с составлением схемы (слайд 1).

Вопросы:
На какие 2 группы делятся вещества по составу?
Что такое простое вещество?
Сложное?
Как делят простые вещества по их свойствам?
Как найти металлы и неметаллы в таблице Менделеева?
Задание. Среди приведенных формул простых веществ найти:
а) металлы;
б) неметаллы. (Слайд 1, слева).
Вопрос: Какой из классов сложных веществ вам знаком? (Оксиды).
Задание. Среди приведенных формул сложных веществ найти оксиды. (Слайд 1, справа).
По каким признакам вы отличили оксиды от других веществ?
Если в паре элементов кислород вторым стоит,
то запомни: эта пара называется оксид.

Оксиды – бинарные соединения элементов с кислородом в степени окисления -2.

Задание. Составьте формулы и названия оксидов следующих элементов в их высшей степени окисления:
1 в. — натрия; фосфора;
2 в. — кальция; серы.

Проверь себя: Na2O; P2O5; CaO; SO3.

3 этап. Классификация оксидов

Вопрос: Подумайте, по какому признаку можно классифицировать оксиды? (Посмотрите на классификацию простых веществ).

Пара с металломосновный оксид,
а с неметалломкислотный оксид.
Слайд 2.

Основные оксиды – оксиды металлов, которым соответствуют основания.

Кислотные оксиды – оксиды неметаллов, которым соответствуют кислоты.

Задание. Выберите из написанных вами формул:
а) основные;
б) кислотные оксиды.
Аргументируйте свой выбор. Приведите другие примеры.
Закрепление
Задание. Среди приведенных формул выбрать формулы оксидов.
Какие из этих оксидов основные, а какие — кислотные?(слайд — «Волшебный цветок»).
4 этап. Получение оксидов
Реакции окисления (горения)
Задание. Составьте уравнения реакций горения:
а) углерода : 4Р + 5О2 = 2Р2О5
б) магния: 2Mg + O2 = 2MgO

5 этап. Физические свойства оксидов

Практическая работа. Рассмотрите образцы оксидов. Результаты наблюдений занесите в таблицу.

Название оксида Химическая формула Цвет Агрегатное состояние t°плавления, °C Строение(молекулярное или немолекулярное)
Оксид меди (II)Оксид магнияОксид хрома (III)Оксид кремнияОксид водородаОксид углерода (IV) CuOMgOCr2O3SiO2H2OCO2     > 1000 разлагается2800156517130-56,6

Вывод: оксиды металлов — твердые вещества немолекулярного строения, оксиды неметаллов могут быть как молекулярного строения, так и немолекулярного. Свойства веществ зависят от строения.

6 этап. Применение оксидов

1.Оксид водорода – вода (Н2О)

УЧИТЕЛЬ: Об удивительных свойствах воды можно говорить очень много. Я остановлюсь лишь на некоторых. Это единственное вещество, которое встречается на Земле во всех трех агрегатных состояниях
- Твердый лед можно увидеть и в виде снежинок, и в виде инея.
- Жидкой водой наполнен Мировой океан, поверхностные воды суши и подземные воды.
- Водяной пар входит в состав атмосферы.

О воде пишут песни, слагают стихи. Вот, например, стихотворение Л.Мартынова, которое так и называется: «Просто вода». (Фрагмент видеофильма о воде, чтение стихов).

Просто вода.
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это,
А в сущности – только вода…
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А все это – только вода…
Как пухом зимой одевает
Снег белый родные поля.
Но время придет – все растает
И будет простая вода.

Л. Мартынов

Вода – самое распространенное вещество на планете.

Запасы воды на Земле 1млн 454тыс м3

из них менее 2% относится к пресным водам, доступны для использования 0,3%.

Расход воды в мире
(в м3 на человека в сутки)

Анализ диаграммы.

Обсуждение, для каких целей используется вода в быту.

В промышленности:

1т синтетического волокна- 2000м3 воды;

1т газетной бумаги – 900м3 воды.

Вывод: необходимо очень экономно и рационально расходовать природные ресурсы.

 

2.Оксид кремния(IV)- SiO2

Перед вами хорошо известный речной песок. Это и есть SiO2.
Опишите физические свойства оксида кремния (IV).
(ответы учащихся).
УЧИТЕЛЬ: Но оксид кремния — это не только речной песок.

  • Кварц, кремень, горный хрусталь, аметист, яшма, опал — все это оксид кремния (IV). (иллюстрации).

Это были оксиды неметаллов. Теперь рассмотрим Один из оксидов металлов.

3.Оксид хрома (III)

УЧИТЕЛЬ: Этот оксид можно получить в лаборатории с помощью очень интересного опыта. Он называется «Извержение вулкана».

Просмотр видеофильма. Обсуждение.

Опишите физические свойства оксида хрома (III).

(ответы учащихся).

Применение оксида хрома(Ш):

  • Используют как пигмент при изготовлении декоративного зеленого стекла, керамики, зеленой краски (хромпик).
  • Паста ГОИ (“Государственный оптический институт”) на основе Cr2O3 применяется для шлифовки и полировки оптических изделий, в ювелирном деле.

Демонстрация: ваза из зеленого стекла (Дятьковский хрустальный завод); паста ГОИ.

УЧИТЕЛЬ: О применении оксидов можно говорить еще очень много, но время урока ограничено. Вы можете найти материал о применении других оксидов и подготовить сообщение к следующему уроку.

7 этап. Обобщение изученного на уроке

УЧИТЕЛЬ: Наш урок подходит к концу. Давайте посмотрим, все ли удалось, что мы планировали.

(Возврат к плану урока, анализ – все ли цели достигнуты).

8 этап. Закрепление на более высоком уровне

ПРОВЕРЬ СЕБЯ.

Задание. Исключи лишнее вещество:

CO2, NaOH, CaO, SiO2. (учащиеся исключают NaOH, аргументируют ответ).

УЧИТЕЛЬ: Что общего у оставшихся веществ? (оксиды).

Давайте заменим NaOH на Р2О5. Теперь все вещества – оксиды.

Что теперь лишнее? Почему? (СаО – основный, остальные – кислотные).

9 этап. Домашнее задание.

 

Презентация к уроку

Раздаточные таблицы

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Выскажи свое мнение, оставь комментарий:

(обязательно)
(обязательно)

Внимание! Ваш email НЕ публикуется!

Подписаться на комментарии

Нажимая кнопку "Добавить комментарий" Вы даёте свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"