Skip to content

Соединения азота. Азотная кислота

Урок химии в 9 классе
Выполнила: учитель химии высшей категории Кобытева Е.И.

МОУ «Гимназия №7 г. Брянска имени Героя России С.В. Василева»
Брянск 2012

Цели. Закрепить знания учащихся о соединениях азота; изучить особые свойства азотной кислоты; совершенствовать умения составлять ионные уравнения; составлять уравнения ОВР и расставлять в них коэффициенты методом электронного баланса; развивать навыки работы с веществами; развивать логическое мышление учащихся; воспитывать культуру учебного труда.

Оборудование и реактивы. Мультимедийный проектор; видеомагнитофон;

на столах учащихся: HNO3(р-р) , NaOH(р-р), CuO, CaCO3, набор индикаторов, пробирки, пробирконагреватель, фоновый экран.

ХОД УРОКА

1 этап. Повторение. Целеполагание.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы продолжим наше путешествие по миру соединений азота. Перед вами маршрут путешествия.

  • Станция «Повторительная» Подумайте, какова цель посещения
  • Станция «Разминочная» этих станций?
  • Станция «Информационная»
  • Станция «Безопасная»
  • Станция «Экспериментальная»

Пока мы готовимся к путешествию, вперед отправляются четверо отважных химиков-экспериментаторов. Их ждут особые задания, которые помогут нам успешно преодолеть наш маршрут.

Опыт 1. Действие раствора азотной кислоты на индикаторы.
Опыт 2. Взаимодействие раствора азотной кислоты с основаниями.

Опыт 3. Взаимодействие раствора азотной кислоты с основными оксидами.

Опыт 4. Взаимодействие раствора азотной кислоты с мрамором.
Прежде чем группа отважных путешественников отправится в путь, проверим их готовность. Какие правила надо соблюдать при работе в химической лаборатории?
А мы с вами отправляемся своим маршрутом, и нас ждет станция «Повторительная».

Вопросы для повторения

1. Какое строение имеет атом азота?
2. Какие степени окисления может проявлять азот в соединениях?
3. Приведите примеры соединений азота в низшей и в высшей степенях окисления.
4. Какими свойствами — окислительными или восстановительными — обладают эти соединения?
5. Каков характер оксидов азота? Какие кислоты соответствуют кислотным оксидам азота?

Химическая разминка

В ряду перечисленных веществ выберите «лишнее»:
1. NO2; N2O; NaNO3; N2O3 ; N2O5 Обсуждение ответов учащихся,
2. HNO3; Ca(NO3)2; N2O5; NaNO2 выделение наиболее существенного
3. NO2; N2O; N2O3 ; N2O5 признака для данной группы веществ
4. NH3; NH4Cl; HNO3; Ca3N2Сообщение темы урока, обсуждение его целей.

Что мы узнаем? Чему мы научимся?
- Состав и строение
- Физические свойства
- Химические свойства
а) общие с другими кислотами
б) особые свойства азотной кислоты.
- Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства азотной кислоты;- Определять продукты ОВР с участием азотной кислоты.
Повторение: как классифицируют кислоты ?

2 этап. Обсуждение нового материала.

1.Состав и строение молекулы:
химическая формула — HNO3; кислота одноосновная, кислородсодержащая.
С.О. азота — +5; вид химической связи — ковалентная полярная.

2. Физические свойства: Ж, Ц , r = 1,5 г/мл; t°кип= 86°С, желтеет при хранении взрывоопасна.

3. Правила безопасной работы с кислотами.

2004г. Свердловская область.

Из-за утечки азотной кислоты (около 10 кубометров) вспыхнул крупный пожар. Для его ликвидации спасателям понадобилось 5 часов.

4. Химические свойства азотной кислоты, общие с другими кислотами.
(Обсуждение с классом, ответы учащихся, выполнявших эксперимент).
- Диссоциация: HNO3 ↔ H+ + NO3- (цвет индикатора)
- С основаниями: H+ + OH- = Н2O
- С основными оксидами: 2H+ + CuO = Cu2+ + 2H2O
- С солями (­): 2H+ + СаСО3 = Са2+ + СО2 ­ + Н2О

5. Особые свойства азотной кислоты.

УЧИТЕЛЬ: Какова степень окисления азота в азотной кислоте? Предположите возможности ее участия в окислительно-восстановительных реакциях.
HNO3 – СИЛЬНЫЙ ОКИСЛИТЕЛЬ!

Видеофрагмент «Окислительные свойства азотной кислоты»

Какая из известных вам кислот также обладает высокими окислительными способностями? Почему? В каких химических реакциях это проявляется? (обсуждение домашнего задания — уравнений реакций : а) цинка с раствором сернной кислоты; б) меди с конц. серной кислотой)

а). при взаимодействии азотной кислоты с Ме → водород не выделяется !

Демонстрация опыта

«Взаимодействие конц. азотной кислоты с медью».
Cu + 4HNO3(к) ® Cu(NO3)2 + 2NO2­ + 2H2O
Видеофрагмент«Взаимодействие азотной кислоты с металлами»
б). + неМе → кислота: P + 5HNO3 → H3PO4 + 5NO2­ + H2O
в). Разложение: 4HNO3 → 4NO2­ + O2­ + 2H2O
составление уравнений ОВР, расстановка коэффициентов методом эл. баланса

3 этап. Закрепление материала.

«Проверь себя». (Тест)

  • При взаимодействии азотной кислоты с металлами не образуется:
    1) соль 3) водород
    2) вода 4) оксид азота
  • Азотная кислота не взаимодействует:
    1) с оксидом углерода (IV);
    2) с оксидом меди (II);
    3) с карбонатом калия;
    4) с гидроксидом меди(III).

4 этап. Подведение итогов путешествия.

5 этап. Домашнее задание.

Презентация к уроку

Раздаточный материал к уроку

Карточки для проведения опытов

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Выскажи свое мнение, оставь комментарий:

(обязательно)
(обязательно)

Внимание! Ваш email НЕ публикуется!

Подписаться на комментарии

*