Skip to content

Берегите воду

Урок окружающего мира в 3 классе
Выполнила: учитель начальных классов Халепо Н. А.

Цели урока :
- показать значение экологически чистой воды в природе и жизни человека;
- узнать рациональные способы использования воды, научить экономно расходовать воду;
- способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся, расширению их кругозора, воспитанию бережного отношения к природным ресурсам;

Оборудование : — презентация,
— карточки,
— картинки,
— вырезанные листья деревьев

ХОД УРОКА:

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

У.- Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете тему нашего урока.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (ВОДА) ( СЛАЙД)

У.- Верно.

— Назовите тему нашего урока

О воде мы знаем уже достаточно много, но сегодня мы будем говорить о воде как — источнике жизни на нашей планете, об экономии и сбережении воды. Поэтому девизом нашего урока пусть станут слова С.Аксакова «Всё хорошо в природе , но вода — источник жизни»

(слайд)

У. — Скажите, на что похожа наша планета? (СЛАЙД)

Нашу планету мы действительно привыкли называть Землёй. А ведь земли всего лишь третья часть. Как по другому можно было бы назвать нашу планету? (водный шар)

На этот вопрос также отвечала 1 творческая группа «Космическая».
Это было их домашним заданием. Они побывали в космосе и мы послушаем их отчёт.

1 Д. — Голубой краской на планете изображена вода — все моря, океаны, реки, озёра, болота нашей планеты. Когда мы облетели вокруг земного шара, то увидели, что это планета воды, а не земли. На планете есть участки белого цвета. Это тоже вода., но особенная. Белым цветом обозначены льды и снега.( слайд)

2 Д.- Вода есть в морях и океанах, реках, ручьях и озёрах. Есть в атмосфере в газообразном состоянии- в виде пара, тумана, облаков, осадков, это град, снег, дождь. Есть она и в твёрдом состоянии — ледники в горах, в Антарктиде и в Арктике в виде снега и льда. Если же мы проникнем в глубь земной коры, то и там в трещинах обнаружим воду. (слайд)

У.- Спасибо, ребята. Присаживайтесь.

— Вода — одно из главных богатств Земли. Каково же её значение для живых существ, живущих на нашей планете?
— На этот вопрос со своим отчётом выступит 2 группа в рубрике «Страничка жизни». (слайд)

1Д. — (чтение стихотворения)
Повсюду, где бежит она,
Цветёт земля, цветёт страна,
Из дальних мест,
От горных рек,
Её проводит человек.

Чтоб хлопок вдоволь напоить,
Чтоб цветники с утра полить,
Чтоб трактор шёл по целине,
Чтоб не было пустынь в стране. (слайд)

У.- Так для чего нужна вода?

3 Д. — Для жизни человека, животных : без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды — не более 7 дней. Вода входит в состав живых организмов. Её содержание колеблется в широких пределах : от 100 в эмали зубов, в среднем — 80 массы тела. Если взрослый человек весит 70 кг, то 50 кг из них — это вода. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия.

На протяжении всей жизни человек имеет дело с водой с утра и до ночи, пользуется ею для приготовления пищи, питья, умывается. Летом отдыхает у воды, зимой обогревается батареями водяного отопления и любуется узорами на окнах. (СЛАЙД)

4 Д. — Вода нужна в производстве : ни одно производство не обходится без воды. Так ,например, для изготовления 1 тонны бумаги нужно 250 тонн воды. (СЛАЙД)

5 Д. — Вода необходима в сельском хозяйстве : для выращивания животных, поливки растений. (СЛАЙД)

6 Д. — в быту : посчитай сколько раз в день ты встречаешься с водой. (СЛАЙД)

7 Д. — Вода — это водная дорога : по воде перевозят грузы, людей. (СЛАЙД)

8. Д. - Вода вырабатывает электроэнергию : на гидроэлектростанциях используют силу падающей воды. (СЛАЙД)

У. — Спасибо, ребята. Вы достаточно подробно и интересно рассказали нам о значении воды для живых существ.

У. — Глубоки моря и океаны. Если бы в самое глубокое место Тихого океана можно было опуститься в кабине обыкновенного лифта, то пришлось бы без остановки ехать 5 часов подряд. Если бы земной шар был ровный, гладкий, то все океаны, моря, озёра, реки разлились, и наша планета оказалась бы залита 9 -ти метровым слоем воды. (слайд)

У. — И среди такого огромного количества воды человек беспокоится об её нехватке? Правомерно ли это?
Ведь только воды одного Тихого океана хватит для нужд человека на многие годы.

— Согласны вы с таким утверждением? (ответы детей)

Поработаем в парах.

На ваших партах лежат ЛИСТЫ. Соберите из слов пословицу и объясните её значение.

(пословица «Не всякая водица для питья годится»)
(ответы детей) (слайд)

—Какая вода нужна жителям нашей планеты ?
—Над этим вопросом работала 3 творческая группа в разделе «Исследование».Слушаем их.

1 Д.— Вода в океанах не такая, как в реках. В реках, озёрах вода пресная. А в морях и океанах вода солёная. Человек не может пить солёную воду, а её то как раз на земле намного больше пресной. ( слайд)

2Д. — Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывают в ней недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Ограниченные запасы пресной воды ещё больше сокращаются из-за их загрязнения. ( слайд)

3Д.— В последние столетия помимо естественного загрязнения воды возникла проблема промышленного, коммунального, сельскохозяйственного загрязнения воды. ( слайд)

У. — Вы абсолютно правы, ребята. Воду надо беречь и охранять.

Мы сейчас с вами посмотрим сценку «Разноцветная речка», которую сыграют перед нами ребята.

Жёлтая рыбка : — Соседка! Ты почему такая красная?
Красная рыба : — На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала красной от сточных вод. А ты почему жёлтая?
Жёлтая рыбка : — Жила я на мелководье, плескалась, играла с подружками. Но однажды сильный дождь пошёл. Чего только с собой не принёс: отходы, ядохимикаты, удобрения. Пожелтела наша заводь и я тоже. А ты , подружка, почему фиолетовая?
Фиолетовая рыбка : — Видела бы ты, какой груз на мне лежал! Прошёл корабль и сбросил на меня бутылки, банки, колёса и даже брёвна. От натуги я краснела, синела, зеленела. Еле выбралась! Вот даже фиолетовой стала!
Красная рыбка: — Ой! Смотрите, кто это?
Фиолетовая рыбка : Среди моих сородичей я таких не видела.
Чёрная рыбка: — Не пугайтесь, подружки! Я такая же рыбка, как и вы! Только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду. Стало нечем дышать, нечем питаться. И я стала чёрной.

У.— Спасибо, ребята.
— Что случилось с рекой и её обитателями? (ответы детей)
— Значит надо закрыть завод? (нет)
— Запретить животным пить воду, жить рыбе в воде? (нет)

Вот и возникло противоречие между людьми и природой! Как это противоречие разрешить? (ответы детей)

Как защитить воду от загрязнений, продолжит рассказывать

3 группа «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ»

4 Д. —Чтобы очищать сточные воды, строят сооружения. В них загрязнённая вода проходит различные фильтры. Они задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают. Интересно, что во многих очистных сооружениях помогают очищать воду особые бактерии, неопасные для людей. Эти бактерии обезвреживают ядовитые вещества. ( слайд)

5 Д. — Сейчас строят и такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязнённую воду там очищают и снова используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Оно не сливает туда и отработанную воду. ( слайд)

У. — Эта проблема — очистки воды, очень остро стоит и в нашем городе Брянске. Разрабатывается новый проект по замене очистных сооружений, более современных и более надёжных. Есть международная организация «ГРИНПИС», (ЗЕЛЁНЫЙ МИР) которая занимается проблемами экологии на планете.
—Но такими серьёзными вопросами занимаются взрослые, а вы, дети как можете принять участие в охране и экономии воды? (ответы детей)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ( СЛАЙД)

Трудно представить, что бы стало с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает всё живое, оно вредно и для жизни человека. Поэтому воду надо беречь.

У. —- Свою «Рекламную» страничку представляет 4 ТВОРЧЕСКАЯ ГРУППА, как домашнее задание.

1 Д. — А теперь представьте себе земной шар, а рядом — маленькую бочку, в которую умещается вся питьевая вода. Открывая кран, помните, что вы черпаете из этой бочки. Не расплескивайте слишком много! Давайте посчитаем: при утечке воды из крана за сутки набегает одно ведро. Сколько наберется за неделю? За месяц?

Неравномерно распределена вся питьевая вода на земле. Есть места, куда ее привозят на машинах, в цистернах. Воды недостает в Нью-Йорке, Токио, Париже, Гонконге и многим другим городам. В Италии продают ключевую воду.

В Сингапуре вода выдается по карточкам. Германия, Голландия, Дания покупают воду у Швеции. ( слайд)

2 Д. — «Вода дороже золота», — утверждают бедуины, кочующие в песках. Они знают, что никакие богатства не спасут человека, если не будет воды. Величественные пески, неприступные и жестокие, поглотили многих смельчаков, даже целые караваны. Их убивала одна карающая рука — неумолимая и безжалостная жажда. Во время одного из таких переходов, 25 веков назад, в Египте в пустыне Сахара бесследно исчезла могущественная 50-тысячная армия персидского царя Камбиса. В пустыне человек без воды выдерживает лишь около суток.
( слайд)

3 Д. — Знаете, как добывают воду некоторые африканские семьи? Все женщины большой семьи разгребают песок, чтобы из образовавшейся лунки зачерпнуть ложку бурой жидкости. И так ложка за ложкой целый день под палящими лучами солнца. С трудом набирается литр-другой за день. ( слайд)

У. —- Вода играет огромную роль в жизнедеятельности человека и росте всего живого на земле.
Поэтому воду надо беречь, экономить и охранять от загрязнения. Это надо понять и запомнить каждому. Беречь воду – это значит беречь жизнь, здоровье, красоту.

Я предлагаю сейчас вместе составить правила экономии воды. Работать будем в группах. Каждая группа получит конверт с заданием. В конверте вы найдёте картинки. Рассмотрите их внимательно и по содержанию картинок составьте предложение – правило об экономии воды.

Разойдитесь по группам. Время нашей работы 1-2 минуты.
(дети работают)

У.— Попробуем теперь назвать составленные правила.
( представление от групп)
(Слайды поочерёдно на экране.)

—— 1 группа: счётчик воды

1. Установи счётчики воды. Следи за её расходом.

—— 2 группа: кран, из него по капле капает вода

2. Закрывай кран , если не используешь воду.

—— 3 группа: из крана течёт вода, человек говорит по телефону

3. Выключай воду, когда разговариваешь по телефону.

—— 4 группа: кран (от него стрелка), водосберегающая насадка

4. Поставьте на все краны эколаторы.

В нашей гимназии на все краны поставлены такие насадки

—— 5 группа: стиральная машина, посудомоечная машина,

плакат «Инструкция → энерго и водосберегающие»

5. При покупке стиральных и посудомоечных машин выбирайте те, которые обладают энерго — и водосберегающими характеристиками.

(СЛАЙД — 5 ПРАВИЛ)

У. — Мы сформулировали 5 правил. Вы обязательно расскажите о них своим родителям, знакомым, друзьям. Если каждый из нас, взрослые и дети, будут выполнять эти простые правила, мы действительно сможем экономить воду. И тем самым внесём свой маленький вклад в сохранение жизни на земле.

— У вас на партах лежат зелёные листочки.

Я назвала их «листиками жизни». Придумайте и нарисуйте знак, который будет напоминать людям, что вода – это богатство земли и её надо беречь и экономить. Работаем 2 минуты.

—— Кто нарисовал, подходите, украсьте нашу планету.
(дети крепят листики к картинке земли на доске)
—— Пусть она всегда будет такой цветущей.——

ИТОГ.
— Сегодня на уроке мы получили ответы на многие вопросы.
Чему научил нас сегодняшний урок?
Какие из правил вы возьмёте для себя и будете их выполнять?

В заключение нашего урока, я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Клад»
(смотрим мультфильм)
— О каком кладе рассказал нам мультфильм?

Д/З. «СОЧИНИТЬ СКАЗКУ НА ТЕМУ » ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ВОДОЙ…»

Презентация к уроку

Мультфильм «Клад»

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

 

Выскажи свое мнение, оставь комментарий:

(обязательно)
(обязательно)

Внимание! Ваш email НЕ публикуется!

Подписаться на комментарии

Нажимая кнопку "Добавить комментарий" Вы даёте свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"