Skip to content

Безотметочное обучение

Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов
Выполнила: учитель начальных классов Лобанова Е.Э.

Безотметочное обучение это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей “отметочной” системы оценивания.

— средства оценивания должны отражать индивидуальные продвижения;
- оцениванию не должны подлежать личностные качества (темп работы, особенности памяти, внимания, восприятия);
- недопустимо сравнение учащихся друг с другом, их ранжирование;
- самооценка должна предшествовать оценке учителя.

Текущую оценку учебных достижений по литературному чтению во втором классе можно проводить в виде “Листа индивидуальных достижений”, в котором за каждый урок отмечается в цвете достижение глазами учащихся, и фиксировались достижения учащихся глазами учителя:
зеленый цвет — средний уровень;
голубой цвет — не достиг уровня.
красный цвет — высокий уровень;

Такой способ оценивания является “заменителем” отметочной системы. При безотметочном же обучении необходимо использовать такие средства оценивания, которые, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости.

Уровневый: достаточный уровень, высокий уровень, выше достаточного уровня, ниже достаточного уровня. Он изображается графически. Эта форма фиксации трудно переводима в стандартные отметки, которые не могут суммироваться (поиск средней оценки) и накапливаться, а также не оставляют возможности сравнивать детей между собой.

Оценка, состоящая из двух граф:
достижения глазами учащихся;
достижения глазами учителя.

Такой учет делает этот процесс зримым, т.е. сразу видно кто из учащихся завышает свои успехи, не умеет оценивать реально, значит, учителю с таким учеником надо над этим работать и наоборот. Некоторые учащиеся не умеют отстаивать свои достижения, занижают себя, чувствуют неуверенность по жизни. Учителю видна другая сторона работы.

В классе заведены “Читательские дневники”, что показывает уровень чтения, выбор чтения, достижения роста, творчества ученика.

Для показания достижений ученика, для их оценки, уровня развития использую накопительные папки. “Папка достижений ученика”, которая представляет собой подборок лучших работ ученика творческих работ, отражающих его интересы, увлечения, прогресс, сообщения, свои собственные стихи, составленные кроссворды на определённую тему и т.д.

“Папка достижений ученика” предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы.

Необходимо сохранить все виды контроля.

Текущий контроль. Сразу может не получиться у ученика выразительность чтения, артистичность при пересказе д\задания и т.д. Здесь необходимо увидеть заинтересованность ученика и его старание.

Тематический контроль. Оцениваются знания ученика по темам и обученность.

Итоговый контроль. В начале учебного года на первых уроках учитель с учеником договариваются, когда будут проводиться итоговые работы по литературному чтению, каковы формы этих работ. Например, чтение незнакомого текста, где учитывается скорость чтения, проверяется сознательность прочитанного и выразительность (можно менять формы проверки), и обговариваются критерии оценивания.

Как переводить качественную оценку в количественную отметку

Качественная оценка

Баллы успешности

Пятибалльная отметка

1. Низкий уровень

0 – долговое обязательство

“2” — (необходимо исправить)

2. Средний уровень

1) ученик справился с заданием частично

2) ученик справился с заданием

3)ученик успешно справился

“3” — (дается возможность исправить)

“4” — (можно повысить свои показатели)

“4+”

3. Высокий уровень (программный уровень)

4) ученик успешно справился с заданием программного уровня

“5”

4. Максимальный уровень

5) ученик успешно справился с заданием выше программного уровня

“5+”

Может быть процентное соответствие
Качество усвоения предмета, %
Отметка в 5-балльной системе

85-100% — 5 65-84 % — 4 40 – 64% — 3 менее 40 % — 2

необходимо соблюдать следующие принципы:
- градация трудности учебного материала;
- свобода выбора учеником уровня трудности учебных заданий;
- постепенное накопление достижений (освоение западной технологии «учебное портфолио»);
- принцип свободы для улучшения учеником своих учебных достижений.

Самооценка с помощью линеечек может быть двух типов -ретроспективная (обращенная в прошлое) и прогностическая (предсказывающая).

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Выскажи свое мнение, оставь комментарий:

(обязательно)
(обязательно)

Внимание! Ваш email НЕ публикуется!

Подписаться на комментарии

Нажимая кнопку "Добавить комментарий" Вы даёте свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"