Skip to content

Гласные и согласные звуки

Выполнила: учитель начальных классов Курилова Т. Г.

Задачи: познакомить учащегося с понятиями «гласный звук» и «согласный звук», формирование умения распознавать гласные звуки в звучащей речи и обозначать их в звуковых схемах специальным значком, развитие умения подбирать слова к слоговым схемам и составлять слоговые схемы к заданным словам, развитие умения правильно произносить звуки, развитие фонематического слуха; развитие умения правильно брать дыхания, развитие умения видеть и понимать красоту художественного слова, развитие памяти.

Оборудование: магнитофон, кассета, звуковички, предметные картинки: гриб, орех, (у детей – сигналы: желтый квадрат, красный кружок).

Ход урока.

I. Организационный момент.

1.Звучит медленная спокойная музыка. Учитель читает текст:
Осень (по С. Аксакову).О.В. Узорова. Внеклассное чтение для начальной школы – М. «Аквариум» 1996г. с.27.

2.Беседа

- Какой вы увидели осень?
- Какие слова вам помогли?
- Какое настроение у вас после того, как прослушала этот текст?

3. Постановка задач.

4. В такой осенний день мы отправляемся в путешествие по стране слов, слогов и звуков. В ней мы будем делить слова на слоги, подбирать слова к слоговым схемам, узнаем новое о звуках речи.

II. Дыхательная гимнастика.

Путь предстоит долгий. Перед дорогой надо подкрепиться.

  1. Упражнение «Самовар»
  2. Упражнение «Студим чай и пьем его».

III. Работа над произношением.

В строке, по которой мы путешествуем все слова надо произносить ясно и четко.

Скороговорки:

  1. Быстро Егорка говорит скороговорку.
  2. У елки иголки колки (со сменой логического ударения)
  3. Гроздья рябины на солнце горят, рябит от рябины в глазах у ребят.

IV. Работа со слоговыми схемами.

Идем по стране дальше. Нам встречаются старые знакомые: Слоговых и ударных Дел Мастера. Они нам приготовили интересные задания.

Подбор схем к словам

  1. На доске:

Они по очереди будут загадывать загадки, а вы должны будете отгадать ее и узнать к какой схеме она соответствует.

1.1.Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл (ёж).

1.2. Кто в беретке ярко-красной.
В черной курточке атласной.
На меня не глядит,
Все стучит, стучит, стучит (дятел).

1.3. Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет
Сушит на зиму грибы? (белка)

1.4. Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку (заяц).

1.5.Хитрая плутовка
Рыжая головка.
Пушистый хвост – краса
Кто это? (лиса)

2. Подобрать к заданным схемам названия животных, соответствующие данным схемам (волк, медведь).

V. Развитие умения разделять понятия слова, называющего предмет и сам предмет.

Посмотрите, в нашей стране появились звуковички. Какое слово они нам принесли? (Ум)

Они хотят убедиться, что вы не натворите в их стране бед и приготовили вопросы. Если вы ответите верно, мы сможем продолжить путешествие.

Игра «Верно или нет?»

  1. Слово «цветы» состоит из лепестков?
  2. Слово «конфеты» можно сосать?
  3. Со словом «мяч» можно играть в футбол?
  4. Можно ли сидеть на слове «стул»?

Вывод: Слово – не предмет, с ним нельзя делать, то, что с предметом, которое оно обозначает.
-Что можно делать со словом? (читать, писать, слушать)
- Что мы уже делали со словами? (делили на слоги, составляли схемы)
- Вы верно ответили на вопросы и поэтому можете продолжить путешествие.

Физминутка.

-Мы охотимся на льва….

VI. Изучение нового материала.

  1. Актуализация о признаках гласных звуков.

Лев – хищное животное. Его боятся многие звери и птицы.
У звуков, которые мы произносим, тоже есть враг Страшный Ам.
Он охотится за звуками, которые легко поются, тянутся, при произношении которых рот не создает преград для голоса.

- Какие это звуки? Назовите их.
-Они образованы голосом без шума и называют их гласными.

2. Давайте запомним их.

Чтение ряда гласных со сменой ударения.

И Э А О У Ы

3. Распознавание гласных. Чтобы спасти гласные от Страшного Ама, есть одно заклинание. Страшный Ам боится красного цвета. Как только услышите гласный – покажите красный кружок.

М — л: а, с, л, о, у, р, г, ы, у, м, и

4. Составление звуковых схем с указанием гласного.

Наша белочка, о которой отгадали загадку, сделала, себе припасы. Давайте поможем ей их сохранить.
Для этого запишем слова, которые обозначают припасы при помощи звуковых схем.

О

Гриб

О

О

Орех

О О О

Яблоко

5. Подбор слов к звуковой схеме .

Какие слова можно подобрать к схемам

О

О

О

VII. Подведение итога урока.

- Что нового узнали на уроке?
- Какие задания было легко выполнять? Какие трудно?
- Что понравилось?

Вы сегодня хорошо поработали и звуковички приготовили вам угощение, которое зашифровали в схемах. Что это за угощение, догадайтесь

О

О


Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Выскажи свое мнение, оставь комментарий:

(обязательно)
(обязательно)

Внимание! Ваш email НЕ публикуется!

Подписаться на комментарии

Нажимая кнопку "Добавить комментарий" Вы даёте свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"