Skip to content

Грибы — помощники

Урок окружающего мира
учителя начальных классов Ивченковой С.А.

Цель: формировать представление о многообразии грибов, видах и свойствах грибов.

Задачи: продолжить знакомить детей с царством грибов, учить различать некоторые несъедобные грибы, познакомить с понятием «трубчатые» и «пластинчатые» грибы, познакомить с работой грибов – помощников.

1. Закрепление пройденого:

1) –Сегодня мы с вами вновь отправимся в увлекательное путешествие по царству грибов.
2) - Кто может выйти к доске, показать на плакате части гриба и назвать их?
- А знаете ли вы, что грибы отличаются друг от друга ещё и строением шляпки?

Учебник задание 4.

3) Игра «Отгадай гриб по описанию» (одновременно показывая на плакате): П Л А К А Т

1*Эти грибы всегда живут семейкой. Растут на старых пнях. Стоят на тонких ножках, шляпки у них коричневые, чуть блестящие, на ножке – «кольцо».
(Опята)

2* Эти грибочки тоже растут дружно. Они желтоватого цвета. Их название похоже на название лесного животного.
(Лисички)

3* Этот гриб носит красивую красную шляпку и растёт под деревом с дрожащими листочками.
(Подосиновик)

4* Этот гриб растёт и в лиственных, и в хвойных лесах. Шляпка плоская, белая, ножка короткая, толстая. Его обычно солят.
(Груздь)

5* Самый красивый гриб в лесу. Жаль, что трогать его нельзя – он ядовитый. А вот лоси им лечатся.
(Мухомор)

6* Шляпка у этого гриба белая, ножка тонкая, длинная, на ножке разорванный мешочек. Смертельно ядовитый гриб!
(Бледная поганка)

4) Проверка домашнего задания:

- А теперь проверим, как вы дома справились с кроссвордом.
(1-мухомор, 2-лисички, 3-подосиновик,4-поганка, 5-белый)

Физкультминутка: (дети все «идут» на местах, те, чьё имя назвали, выходят и показывают названые грибы на ПЛАКАТЕ.)

Тимур шёл, шёл, шёл –боровик нашёл.
Дима шёл, шёл, шёл – вскоре рыжик нашёл.
Настя шла, шла, шла – и опёнок нашла.
Аня шла, шла, шла – сыроежку нашла.
А Никита шёл – подосиновик нашёл.
А Алиса шла – и маслята нашла.
А теперь мы все пошли – очень странный гриб нашли.

2. Знакомство с другими грибами.

1) -Что же за гриб мы с вами нашли? Послушаем про него.
Д И С К Трек № 9

Учебник задание 6.

ДОЖДЕВИК

У гриба над землёй должна быть ножка и шляпка, а тут просто белый шарик. И всё-таки это гриб. Называется дождевиком, потому что появляется после дождя. Он белый и хорошо заметен в траве. Но куда же он исчезает потом? Видишь: на месте тугого белого шарика тёмно-коричневый сморщенный комочек? Скоро его тонкая оболочка лопнет, и из неё высыплется мельчайшая коричневая пыль – споры гриба. При помощи спор грибы размножаются, расселяются. А в будущем году, после какого-нибудь тёплого дождичка, на зелёной полянке забелеют шарики молодых грибов – дождевиков.

Дождевики – чемпионы среди грибов по размерам. Есть, конечно, и лилипуты, например, дождевик маленький. Его шарики не бывают больше 2-х сантиметров. Но есть и великаны. Это гигантский дождевик. Он бывает до 70 сантиметров!

У дождевика много прозвищ. Его называют галкина баня, волчий табак, заячья картошка.

А теперь внимание! Бывает, разрежешь молодой дождевик. А он внутри не белый, а чёрно-фиолетовый. Значит, в руках у вас не настоящий дождевик, а ложный. Он ядовит!

И ещё одно предостережение! Бледная поганка, когда только-только появляется на свет, похожа на дождевик. Но, разрезав её, сразу увидишь под оболочкой будущие ножку и пластинки. В дождевике этого нет: мякоть его однородна.

2) – Послушайте, какой ещё гриб нашли Гномик и Малыш.

Д И С К Трек № 18

-Найдём ПОДБЕРЁЗОВИК на плакате.

3) – На плакате остался ещё один гриб, который мы не назвали – ШАМПИНЬОН.

- У шампиньона шляпка сверху белая, снизу розовая или фиолетовая. Ножка тоже белая, на ножке вверху – юбочка. Внизу на ножке нет мешочка как у бледной поганки.

3. Работа по теме урока:

- Мы с вами познакомились и рассмотрели многие грибы. Но не все грибы можно увидеть. Существуют ещё и грибы – невидимки.

Учебник задание 7.

- Грибы –невидимки помогают человеку с давних времён. Только человек не знал о них, так как не мог их увидеть.

- В старые времена мало кто знал секрет приготовления кефира. На Кавказе сложили легенду, будто в горах, на границе вечных снегов, живёт чудо-растение и на его ветвях созревают «зерна пророка». Брось эти зёрна в кувшин с молоком – и молоко превратиться в целебный и вкусный кефир. На самом деле кефир готовит кефирный грибок.

- Но одним кефиром сыт не будешь. Возьмем, к примеру, булочки или хлеб. Такими пышными их сделал грибок – хлебопёк. Это дрожжи.

- Есть грибы –сыроделы, грибы – пивовары и т.п.

- А есть грибы, которые человек взял к себе в помощники для того, чтобы сделать из них лекарства. Около 60 лет тому назад английский учёный Флеминг изготовил из микроскопического грибка знаменитое лекарство – пенициллин.

Закрепление:

Учебник задание 8.

Разбежались полянке

Мухоморы и поганки,

Чтобы сбить тебя с пути

И от белых отвести.

Там, где солнышко пригрело,

Задержаться можно смело,

Значит, здесь семья маслят

Или рыжики стоят.

А под ёлкой, а под ёлкой

Кто-то спрятался в иголках,

В тёмной шапке набекрень

Боровик укрылся в тень.

А весёлые ребята –

Тонконогие опята –

Притаились возле пня

И кричат: «Ищи меня!»

Нам и лето, нам и сень

Чудеса всегда приносят,

Но грибы, что дарит лес, -

Это чудо из чудес.

З. Александрова

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Выскажи свое мнение, оставь комментарий:

(обязательно)
(обязательно)

Внимание! Ваш email НЕ публикуется!

Подписаться на комментарии

Нажимая кнопку "Добавить комментарий" Вы даёте свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"