Skip to content

Кукольный театр как средство развития творческого потенциала ребёнка

Выступление на педагогическом совете
Выполнила: учитель начальных классов Ивченкова С.А.

У нас в классе есть традиция – мы увлекаемся кукольным театром.

Кукольный театр — это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи, обогащения словаря, развития воображения и творческих способностей.

Поскольку дети отождествляют себя с куклой, то прием кукольного театра часто используют в своей работе логопеды и психологи. Так как в первом классе 12 учеников нашего класса занимались с психологом, то очевидно, им этот род занятий пришёлся кстати.

Кукла – перчатка способна оказы куклы2вать потрясающее терапевтическое воздействие. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами.

Проанализировав то, чем мы занимались в течение двух лет, я пришла к следующим выводам:
1) Кукольный театр — это мощное средство преодоления стеснительности у детей.
Ширма скрывает и робкого ученика, и неартистичного от природы ребёнка.
Ребёнок не сам играет, а действует через посредника – куклу. Он не боится не так стать или показаться несуразным, смешным.
Дети с неординарной внешностью или поведением, скрывшись за ширмой, перевоплощаются.

2) Это что-то знакомое им с детства. Они это всё видели, а возможность поиграть в настоящем кукольном театре очень заманчива.

3) По итогам психологического исследования, проведённого в первом классе в адаптационный период , больше половины детей моего класса пришли с игровой мотивацией, несколько человек с внешней, и только 1 с учебной. То есть дети, наверное, хотели ещё немножко «поиграть в куклы».

куклы1Они с удовольствие брали кукол домой, придумывали им какие-то атрибуты (платочек, бантик), сами изготавливали недостающих героев.
Все декорации к спектаклям сделаны детьми.
В группе продлённого дня дети с удовольствием играли с куклами, придумывая свои сюжеты. Самый распространённый «День рождения куклы».

Основу игр-драматизаций составляют сказки.

Во втором классе мы играли «Петрушкино представление», в которое ввели традиционного Петрушку и девочек – рассказчиц, которые познакомили с ним первоклассников. Мы показали 4 сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка», сказку в стихах «Маша и медведь».

В третьем классе в нашем Новогоднем концерте два класса увидели народную сценку «Уля и Филя», сказки в стихах Курочка Ряба» и «Заюшкина избушка».

Используем стихотворные сценарии Олеси Емельяновой.

куклыХочу сказать, что первоклассники очень хорошо восприняли наши представления. Это могут подтвердить Людмила Николаевна Помогаева, Виктория Николаевна Никитина и Надежда Николаевна Старинина.

Кроме того, у нас появились свои поклонники, которые посещают наши представления – Наталья Степановна.

В этом году с нами играет в кукольный театр и Дарья Николаевна Кузинва, которая перевела нас на качественно новый иностранный уровень.

Что я отметила положительного:

  1. Мы познакомились с историей кукольного театра от балаганных зрелищ и до современного кукольного театра.
  2. Дети стали более уважительно относиться к кукольным постановкам и вообще к театральному искусству. Они смотрят спектакли с несколько другой стороны, понимая актёров и учась у них. Им больше не кажется пустяковым делом играть в куклы.
  3. Дети учатся сотрудничать друг с другом. Многие знают, что агрессии в наших детях хватает, а в некоторых учениках моего класса её в было избытке. Но когда ты стоишь вместе с кем-то за одной ширмой в прямом смысле локоть к локтю, плечо к плечу, ссориться невозможно (если хочешь участвовать в спектакле).
  4. При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Таким образом, игра – драматизация оказывает большое воздействие на развитие речи ребенка. Он впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр интенсивно развивается речь, в том числе и диалогическая, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас, способность удерживать внимание в соответствии с сюжетом спектакля, логичность мышления.
  5. В представлениях принимают участие даже дети в небольшим объёмом памяти (есть возможность подсмотреть текст).
  6. Невыразительно читающие дети вынуждены отрабатывать выразительность речи.
  7. И вообще это просто интересно!

Мы часто забываем о старых, проверенных временем развивающих играх в угоду новейшим изобретениям в мире игрушек. Я думаю, мы своим примером доказали, что игра в куклы не вышла из моды у современных детей.

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Выскажи свое мнение, оставь комментарий:

(обязательно)
(обязательно)

Внимание! Ваш email НЕ публикуется!

Подписаться на комментарии

*