Skip to content

Набираемся житейской мудрости

Урок-обобщение по предмету «Литературное чтение»
Выполнила: учитель начальных классов Кобзева Е.М.

Цели: 1) Обобщить полученные знания о баснях; показать взаимосвязь басен, сказок, пословиц.
2) Развивать навык чтения, познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки.
3) Расширять кругозор детей.

Ход урока:

1. Орг. момент.
-Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

2. Актуализация знаний детей.
-
С какой темой мы познакомились на уроках?
-Произведения, какого жанра мы читали?
-Что такое басни? Пословицы?
(Небольшое, чаще всего стихотворное произведение; от древнего слова «баять» — говорить).
(Остроумные народные выражения.)
-С баснями, каких авторов мы знакомились?

Обобщение: Мы читали басни Эзопа, И. Крылова, Жана де Лафонтена.

3. Сообщение темы и цели урока:
-Сегодня мы подведём итог прочитанным произведениям.
-Будем учиться читать выразительно, по ролям, составлять ленту времени, а чтобы всё удалось, будем очень внимательными.

4. Новая тема:
а) Из каких частей состоит басня. Сходство басни со сказкой о животных.
-Кому принадлежат слова и, из какой они басни?

«Дураком бы я был, если бы выпустил добычу, которая уже в руках, и погнался бы за неверной надеждой». (Эзоп «Рыбак и рыбёшка »).

-Какова мораль этой басни?
-В какой басне Эзопа такая же мысль?
-Какую пословицу, близкую по смыслу подберём к этим басням?
-Какие ещё басни Эзопа имеют сходные мысли?
-Зачитайте мораль этих басен.
-Какие пословицы выражают мораль этих басен?
-Какие ещё басни Эзопа вы читали?

-Выразительное чтение басни (Петрова Юля)
(анализ прочитанной басни и сборника басен Эзопа)

-С чем сходна басня своим повествованием? (со сказками о животных)
-Докажите это на примере любой басни.
-А чем они различаются?

Обобщение: Басни своим повествованием похожи на сказки о животных, а отличаются моралью.

Лента времени.
-Когда появились басни Эзопа?
-Современниками, каких сказок они являются?
-Где на ленте времени их расположим?
(карточка на доску)
-Когда появились первые басни?
- Покажите на ленте времени.
(карточка на доску)

Физминутка:

Мы немножко отдохнём:
Пятачок бежит с шаром.
Вини – Пух присел под куст:
«Ой, никак не разогнусь!»
Взялся он за поясницу.
Вдруг к нему летит синица.
Вини помахал с азартом
И вернулся вновь за парту.

б) Сходства и различия басен Эзопа и Крылова, характеристика смеха басен Крылова.
-Из какой басни строки?

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя, прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!»

-Назовите басню с таким же названием, но другого автора.
-Чем они похожи и чем различаются?
-Какая басня помогает лучше представить внешний вид, поведение героев? Какая более смешная, почему?
-Какова мораль басни Эзопа, а Крылова?
-Что значит «винить обстоятельства»?
-Вспомните случай из жизни, когда мы винили обстоятельства?
-Какую пословицу подберём к морали басни Эзопа?
-Зачитайте мораль к басне Крылова? В чём она выражена?

Инсценировка басни Крылова.
-Как называется басня, кто автор?
-Назовите похожую басню, найдите их различия.
-Какие ещё басни Крылова читали?

Наизусть «Лебедь, щука и рак ».
-Назовите мораль этой басни.
-В какой басне животные пленили нас своим искусством?
Чтение по ролям басня «Квартет»
-Можно ли сказать, что герои попали в смешное положение?
-Попадали вы тоже в смешное положение?

Случай из жизни.
-Какой бывает смех? Какой смех в этой басне?

Обобщение: Басня чаще всего рассказывает о животных, но её цель -обратить внимание людей на непростые ситуации в их жизни, когда они выглядят не лучшим образом. Поэтому и смех она вызывает особый, горькая усмешка или грустная улыбка.

-Кто чаще всего становится героями басен? А мораль касается кого?
-И. А. Крылов жил 200 лет назад. Расположите карточку на ленте времени.

Карточка басни Крылова.
-Какие короткие произведения устного народного творчества нам помогали? Что такое пословицы?
-Когда они появились. Расположите их на ленте времени. В каких случаях мы их использовали?
Любишь кататься, люби и саночки возить. – Жизненная ситуация.

-Басни, какого автора мы читали ещё? Назовите их.

Он жил 350 лет назад. Расположите на ленте времени.

Обобщение: Обратите внимание на ленту времени. Мы читали басни Эзопа и Крылова с похожими сюжетами, Лафонтена и Крылова с похожими сюжетами. Волк и журавль.

Истории, рассказанные в них, пришли из древности. Сохранилась басня римского поэта Федра, жившего 2000 лет назад, с таким же названием и смыслом. Наверняка эту басню рассказывал и Эзоп, но в его изложении она не сохранилась. Эзоп жил 2500 лет назад. Эти басни путешествуют во времени.

-Как называются такие истории?

Но басни пишутся и в настоящее время. С. Михалков.

в) Работа с иллюстрациями.
-Что нам помогло более чётко представить героев басен?
- Иллюстрации, какого художника рассматривали?

-Мы тоже выступили в роли художников- иллюстраторов, вот что у нас получилось.

4. Итог урока:

Произведения, каких авторов читали?
-Как давно они существуют?
-Первые басни современницы, каких сказок?
-Сколько частей в басне, как они называются?
-Помогли ли нам басни в усвоении данной темы?

5. Домашнее задание:
-Читать басни Михалкова, сочинить басню с моралью: Любишь кататься, люби и саночки возить.

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Выскажи свое мнение, оставь комментарий:

(обязательно)
(обязательно)

Внимание! Ваш email НЕ публикуется!

Подписаться на комментарии

*