Skip to content

Одаренные дети

Выступление на педагогическом совете
Выполнила: учитель начальных классов Лобанова Е.Э.

Кто-то из великих сказал: «Ребёнок – непризнанный гений средь буднично-серых людей».

Одарённость, по моему мнению, это стечение трёх характеристик:
интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.

Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

Все учителя начальных классов понимают, что выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особен­ностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие — одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы. Поэтому некоторые учителя начальных классов работают с учеником своего класса по индивидуальной программе развития, другие – занимаются научной работой с одарёнными детьми параллели. Работу с учащимися 4-х классов мы ведём уже несколько лет. В прошлом году русским языком с ними занималась Позднякова Светлана Ивановна. В текущем учебном году эту работу проводит Ивченкова Светлана Александровна. В этом году наши дети заняли 3 место по русскому языку в районной олимпиаде среди учебных заведений развивающего типа. Два последних года математикой с четвероклассниками занимается Галко Галина Владимировна. В этом году мы четвёртые по району. Дети принимают активное участие в интеллектуальном гимназическом марафоне по трём предметам: русскому языку, математике и английскому языку.

Два года мы проводим подобную работу и с гимназистами 3-х классов. В прошлом году занятия по математике вела Хаустова Светлана Викторовна, в этом – Помогаева Людмила Николаевна, а русским языком два года подряд занимаюсь я. Мы проводим еженедельные занятия для одарённых детей параллели 3-х классов (по 5 человек от класса), заканчивается этот процесс олимпиадным заданием, дети показывают результат своей работы, мы отмечаем победителей и награждаем их грамотой и сувенирами.

Учителя, работающие с четвероклассниками отмечают, что на олимпиаде в конце года и на интеллектуальном марафоне стало заметно больше хороших работ и практически отсутствуют дети, набравшие ноль баллов в каком бы то ни было задании.

Немного подробнее остановлюсь на своём опыте по данному вопросу.

Цели и задачи этой работы всем ясны:
а) пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к учебному предмету;
б) расширение и углубление знаний по русскому языку, развитие познавательных способностей;
в) развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной литературой;
г) развитие умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.

Мы рассматриваем и углубляем знания программного материала и решаем задания повышенной трудности, логические задачи, ребусы.

Вот некоторые из тем из планирования:
Орфоэпия. Это удивительное ударение
Морфология. Что такое часть речи.
Прямое и переносное значение слов.
Синонимы, омонимы и антонимы.
Исконно русские и заимствованные слова.
Редактирование текста. Как правильно исправлять ошибки и другие.

В этом году, повинуясь велению времени ученики 4 «А» класса под моим руководством попробовали свои силы в национальной образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России». 5 человек из нашего класса приняли участие через интернет во Всероссийском открытом заочном конкурсе «Интеллект – Экспресс» в номинациях «Тайны русского языка» и «Тайны математики».

4 ученика получили свидетельства лауреатов конкурса, а Корзанов Андрей – диплом победителя за 1 место по русскому языку (90 баллов) и 2 место по математике (105 баллов). Я знаю, что Данилкина Настя из 4 «В» класса тоже получила диплом за 1 место по русскому языку.

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.

Поэтому учителя начальных классов стараются создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровен­ные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в на­чальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний, читают словари и специальную литературу. По­этому именно в школе важно выявить всех, кто интересуется раз­личными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно на этих детей общество в первую очередь возлагает наде­жду при решении актуальных проблем современной цивилизации, именно их интеллектуальные способности являются залогом про­гресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей — это особо значимая задача обучения одаренных де­тей.

 

При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы лю­бопытство вовремя переросло в любовь к знаниям — «любозна­тельность», а последняя — в устойчивое психическое образование — «познавательную потребность».

Для одаренного ребенка решение задачи не является заверше­нием рабств. Это начало будущей новой работы. «В этой способ­ности не «гаснуть» в полученном ответе, — пишет Д.Б. Богоявлен­ская, — а «возгораться» в новом вопросе кроется тайна высших форм творчества, способность видеть в предмете нечто новое, та­кое, что не видят другие».

Способность видеть проблему там, где другие не видят ника­ких сложностей, где все представляется как будто ясным, — одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посред­ственного человека. Среди качеств, свойственных одаренному ре­бенку, сверхчувствительность к проблемам традиционно занимает одно из ведущих мест. Еще Платон отмечал, что познание начина­ется с удивления тому, что обыденно: «…только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем». «Все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует», — писал известный психолог С.Л. Рубинштейн.

Кроме ранее рассмотренных мы используем и другие формы работы с одаренными учащимися.

Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех
Учителя английского языка вовлекают детей начальной школы в участие в Конкурсе «Английский бульдог»
Тестирование «Кенгуру – выпускникам» и Мониторинг математической подготовки выпускников начальной школы.
Конкурс «Человек и природа»
Интеллектуальный марафон
Участие в олимпиадах
Организацию и проведение внеклассных мероприятий, направленных на развитие творческих способностей учащихся.

Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо. И, прежде всего потому, что полное раскрытие способностей ученика важно не только для него самого, но и для общества в целом. Быстрое развитие новых технологий повлекло за собой резкое возрастание потребности общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

 

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Выскажи свое мнение, оставь комментарий:

(обязательно)
(обязательно)

Внимание! Ваш email НЕ публикуется!

Подписаться на комментарии

*