Skip to content

Путешествие в мир игрушек

Разработка внеклассного мероприятия
Выполнила: учитель начальных классов Радионова И.С.

Цель: Воспитание бережного отношения к игрушке

Задачи:

  • Раскрытие роли игрушки в жизни человека
  • Активизация знаний детей об истории и видах игрушек
  • Развитие речи, мышления, творческих способностей детей

Ход мероприятия:

игрушки1/ Звучит фонограмма /
В. Ребята. Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир игрушек. Посмотрите, как красиво у нас в классе! А на душе тепло и радостно, потому что рядом с нами самые любимые ваши игрушки. Игрушки – это друзья, которые никогда не обманывают. Они всегда рядом, и стоит их только взять в руки – на душе сразу становится легче.Давайте представим, что все игрушки вдруг сразу исчезли … Что же будет?- Ответы детей В. Вы правы, мир без игрушек будет скучен, безрадостен, не интересен. Но дело не только в этом. Ведь игрушки – это очевидцы и свидетели времени. Как вы думаете, когда появились первые игрушки?- Ответы детейВ. Первые игрушки появились около 4000 лет назад. Их обнаружили в египетских гробницах. Это были куклы, фигурки кошек, коров, собак, вырезанные из тонких дощечек.

Ребята, какими игрушками играли ваши бабушки и дедушки?

- Ответы детей

В. Игрушки делали из глины, соломы, вырезали из дерева. Кукол шили из кусочков ткани, а погремушки для малышей игрушки8делали из природного материала.

Итак, в игрушке отражается человеческая история. По игрушке можно определить из какой она страны. Потому что в любой стране есть народная игрушка, и у каждой игрушки, так же как и у музыки, свой национальный характер.

/ Песня о России /

В. Назовите самую известную игрушку России. Верно, это матрешка. Именно в матрешке отразились лучшие черты русских людей: она простая, жизнерадостная, мирная.

Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может – шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская матрешка.

В. игрушки2 Почему «Матрешка»? … Матреша – старинное русское имя. Какие имена знаете вы? …

Русской матрешке более ста лет. Но она не народная игрушка. У нее есть автор. Придумал ее художник Сергеи Васильевич Малютин.

Матрешка – знаменитая русская игрушка, которая родилась уже более ста лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Он увидел в Японии деревянную пустотелую куклу, в которую вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше. Японская кукла была сердитым узкоглазым стариком. Сергей Васильевич переодел ее в русский костюм, в яркий платочек, пестрый передничек. Нарисовал ей круглые голубые глазки, яблоками положил на щеки румянец, свесил из-под алого платочка толстую косу. Как же назвать красавицу? И назвали Матрешей – старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника.

В. А вот народной игрушкой в России является дымковская игрушка. Зародились она в далекой старине в слободе Дымково, расположенной на берегу реки Вятка. Изготовлялись игрушки преимущественно зимой, когда топят печи. Вся слобода словно в дымке была. Поэтому ласково и нежно называют эту игрушку – ДЫМКА.

Люди придумали лепить эти игрушки давным-давно. Сначала их изготавливали не для забавы. Раньше люди верили, что у них есть много богов-покровителей. Самым главным был бог солнца Ярило. Дымковские мастера стали изображать его в виде коня. Еще одной важной покровительницей всех русичей была богиня Роженица. Она хранила домашний очаг и семью. Ее изображали в виде величественной барыни, сильной и красивой женщины. Около фигурок этих божеств, вылепленных из глины, ставили фигурки, изображающие все, что просили у своих богов: домашний скот, младенцев и т.д.
Потом дымковцы стали придумывать и другие фигурки, начали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры.

игрушки3В. В истории человечества было немало войн. А это значит, что взрослые изобрели для своих детей соответствующие игрушки. …. Какие это игрушки?

Мне купили пистолет –
Я мужчина или нет?
Забиваю ствол горошком,
И давай скорей по кошкам
Через форточку стрелять,
А потом в войну играть!
Бах-бах-бах по всем углам –
Бью горохом по «врагам»:
По матрешке и по книжке,
По сестренкиному мишке,
По игрушкам, по портрету,
Бах-бах-бах: в утюг, в конфету!..
Вдруг – икона предо мной,
На иконе — лик родной…
И подумал я, друзья:
«Разве можно так? Нельзя!
По живым и по игрушкам:
Кошкам, мышкам и зверушкам –
Разве хорошо стрелять?
Даже в шутку убивать?»
Пистолет я опустил,
Бросил его где-то…
«Господи, — сказал,- прости
Ты меня за это!»
С той поры я ни в одну
Не стрелял матрешку.
Не играю и в войну,
Даже понарошку!

игрушки9В. Да, ребята, война это очень плохо. И, узнавая о войнах и сражениях по игрушечному оружию и солдатикам, пусть не ожесточатся ваши сердца. Помните, что никому и никогда нельзя причинять боли и страданий, даже в игре.

Жизнь продолжалась, развивалась техническая мысль человека, и появились механические игрушки. Приведите примеры этих игрушек, о чем они могут нам поведать…. Готовясь к путешествию, вы писали сочинения о своих любимых игрушках. Послушаем одно из них….

В. Человек приходит в этот мир совершенно не зная ни о чем. И вот на помощь приходят игрушки –воспитатели, игрушки-учителя. Они знакомят малышей с понятием формы. Цвета. Величины, с числами; развивают движения и слух. О каких игрушках я говорю? (Погремушки, пирамидки, кубики и т. д.) И первые стихотворения. Которые с вами разучивали мамы. Тоже об игрушках. Написала их Агния Барто. Давайте вспомним……

В. А сейчас, я думаю, вы без труда сможете назвать спортивные игрушки ( инвентарь) …..

Конечно, это мячи, прыгалки, кегли. С какой целью человек придумал эти игрушки? ….

Все верно, развивать силу, ловкость, глазомер, координацию движений. Сегодня мы будем использовать мяч не для спортивной игры, а для развития быстроты вашего мышления.

/ Игра /

игрушки5В. Ребята, я хочу вам напомнить, что существуют еще конструкторы. Головоломки, которые способствуют развитию воображения, смекалки, интеллекта и мышления.

А сейчас – сюрприз. У нас с вами в гостях веселые, заводные куклы.

/ Танец /

В. Сейчас самое время поговорить о любимых игрушках девочек. Наверное, нет такой девчонки у нас в стране, у которой не было бы куклы. Куклы подружки, такие как Барби или куклы-дочки. С первыми можно помечтать и пофантазировать. А вот с добрыми, милыми куклами-дочками девочки учатся всем премудростям воспитания детей и ухода за ними (поют песни, укладывают спать, кормят и т.д. ) А сколько для этих целей выпускается посуды, кроваток, колясок… просто не перечесть! Сегодня мы услышим колыбельную песенку, которую поют своим куклам девочки.

/ Колыбельная /

В. _________________________________________________________________________________

В. Знакомясь с вашими сочинениями, я пришла к выводу. Что больше всех вы любите мягкие игрушки. Сейчас мы поговорим о самых любимых, самых забавных – мягких игрушках. Кажется, они все понимают, а если бы могли говорить, то сказали бы тысячу ласковых слов. Их улыбка всегда согревает теплом, потому что та любовь, которую вы дарите этим пушистым зверушкам, всегда возвращается к вам.

игрушки4/ Сочинения /

В. Ребята, вы с такой любовью пишите об игрушках! Можно сказать, что это ваши друзья детства? Вспомните одноименный рассказ Драгунского. О чем мечтал Дениска? Что ему предложила мама? Почему же Дениска вдруг решил оставить свою мечту стать боксером?

Набитый опилками Мишка
Весь на пол просыпал умишко.
Сидит, подперев морду лапой,
И плачет: — Какой я растяпа!
Теперь, растеряв весь свой ум,
Я буду совсем тугодум!..
- Не плачь, — ему Маша сказала
И кошку-копилку достала.
-С бедой разберемся мы сами! –
И Мишку набила рублями.
А Мишка судьбе новой рад:
Он теперь — коммерсант!

В. У меня тоже был и есть друг детства…. К сожалению, не все могут радоваться игрушкам.

/ Рассказ «Кукла»/

В. Трогательная история. Через всю жизнь пронесла эта женщина любовь к кукле. И какую неописуемую радость доставила подаренная ей кукла. Вот видите, какую важную роль занимают игрушки в жизни каждого человека: и маленького, и взрослого.

игрушки6Сегодня мне хочется рассказать об одном добром человеке, который придумывал, мастерил и изучал игрушки. Звали его Николай Бартрам. Он был фантазером, сказочником и еще ученым. Именно он, Николай Бартрам, создал в старинном русском городе Сергиевом Посаде музей игрушки. В музее хранятся игрушки всех времен и народов. И если вы посетите этот необыкновенный музей, его сотрудники покажут вам игрушки, в которые играли много веков назад и играют сейчас.

В. Я не могу закончить путешествие, не взяв в руки эту волшебную, таинственную коробку. Такие коробки, я уверена, есть в каждом доме. Они целый год лежат и ждут. Когда вы их откроете с замиранием сердца. Что там находится? … Откроем?…. А тут елочные игрушки. Любите украшать елку? Кто помогает?

Мы еще раз убеждаемся в важности игрушки для всех людей. О каких видах игрушек мы говорили? Что нового вы узнали?

/ Музыка /

В. Завершая наше путешествие, хочется еще раз сказать, что игрушка приносит нам радость, хорошее настроение, положительные эмоции.

Берегите игрушки, любите их. И ваша игрушка будет просто счастлива. Потому что в жизни нет ничего сильнее любви!

Список литературы:

  • Кузнецов В. «Знаки времени» «Свет православия», 2008 г.
  • А.В. Кочергина, Л.И. Гайдина « Группа продленного дня» М. ВАКО, 2010 г.
  • Большая детская энциклопедия «Махаон», 2012

игрушки7

Презентация к мероприятию

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Выскажи свое мнение, оставь комментарий:

(обязательно)
(обязательно)

Внимание! Ваш email НЕ публикуется!

Подписаться на комментарии

*