Skip to content

Речь и её функции

Урок чтения
Выполнила: учитель начальных классов Лобанова Е.Э.

Тема: Речь и её функции. Правила хорошей речи.

Цель: выяснить функции речи, сформулировать правила хорошей речи, познакомить детей с понятием «скороговорка», разучить скороговорку на дифференциацию звуков [у], [о].

1. Организационный момент:

Проверьте, правильно ли у вас лежит «Азбука» на партах.
Проверим свою посадку.

2. Постановка задачи:

- Кто вспомнит, что такое «речь»?
- Сегодня мы выясним, зачем нужна речь.

3. Выявление функций речи:

1) Откройте «Азбуку» на с.6.
- Кто может прочитать вопрос вверху страницы? (Зачем нам нужна речь?)
- Посмотрим на первую картинку. Что делают дети? (Играют)
- Во время игры вы пользуетесь речью? Для чего?

Вывод:Итак, речь нужна для того, чтобы договориться друг с другом.

2) – Кто изображён на картинке справа? (Мама и сын)
- Что они делают? (Разговаривают. Мальчик рассказывает маме о первом сентября – на стене календарь.)
Вывод:
Итак, речь нужна для того, чтобы рассказать о чём-то.

3) – Как вы думаете, что изображено на нижней картинке? (Магазин игрушек)
- Что делают дети? (Хотят купить игрушки. Мальчик показывает пальцем на нужную игрушку, объясняет, какую именно игрушку ему подать.)
Вывод:
Итак, речь нужна для того, чтобы объяснить что-нибудь другому человеку.

4. Пересказ по цепочке сказки «Теремок», закрепление правила «Один говорит – остальные слушают»:

- Посмотрите на с.7.
-Кто узнал, к какой сказке иллюстрация?
- Перескажем сказку «Теремок» по цепочке.

- Рассказывая сказку, мы ещё раз повторили важное правило: «Когда один человек говорит, остальные слушают» (Схема внизу страницы)

5. Знакомство с правилами хорошей речи:

Откройте в учебнике с.8.

Рассматриваем картинки, формулируем по ним правила хорошей речи:
1) Хочешь сказать – подними руку.
2) Не разговаривай, когда кто-то говорит.
3) Умей договариваться с другими.
4) Люби читать.
5) Учись выполнять работу с другими людьми.

6.Разучивание скороговорки:

- Но хорошая речь – это ещё и речь красивая, правильная.
- Послушайте стихотворение и скажите, что ещё необходимо для того, чтобы речь была красивой.

(Чтение учителем стихотворения на с. 9)

- А помогают научиться говорить правильно и внятно скороговорки.
- Сегодня мы выучим скороговорку

У ОСЫ НЕ УСЫ, НЕ УСИЩИ, А УСИКИ.

При разучивании этой скороговорки обратите внимание на произнесение звуков [у], [о].
1) медленное проговаривание с простукиванием ритма;
2) увеличение скорости;
3) индивидуальное проговаривание.

7. Подведение итогов:

- Итак, сегодня на уроке мы узнали, для чего нам необходима речь, познакомились с правилами хорошей речи, выучили скороговорку.

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Выскажи свое мнение, оставь комментарий:

(обязательно)
(обязательно)

Внимание! Ваш email НЕ публикуется!

Подписаться на комментарии

Нажимая кнопку "Добавить комментарий" Вы даёте свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"