Skip to content

Реки Земли

Урок окружающего мира во 2 классе
по учебнику О.Т.Поглазовой УМК «Гармония»
Выполнила: учитель начальных классов высшей категории Хаустова С.В.

МОУ «Гимназия №7 г. Брянска имени Героя России С.В. Василева»
Брянск 2010

Задачи урока:
1. Образовательный аспект: начать формирование у учащихся представления о реках – их частях, составе, видах, особенностях питания и режиме.
2. Развивающий аспект: учить работать с картой и самостоятельно определять местоположения некоторых крупнейших рек Земли.
3. Воспитательный аспект: продолжить формирование эстетических и нравственных отношений к природе, чувства ответственности и личной сопричастности к проблемам охраны природы.
Оборудование: карта полушарий, карта России, компьютерная презентация.

1. Проверка домашнего задания.
Мы начинаем наш урок окружающего мира с проверки домашнего задания. Два урока мы работаем по теме «Вода на Земле».
- Скажите, что такое Мировой океан?
- Как называются самые крупные части Мирового океана?
- Сколько океанов на Земле? Назовите и покажите на карте.
- А частью океанов являются…?
- Назовите и покажите на карте моря бассейна Северного Ледовитого океана, которые омывают нашу страну.
- Моря бассейна Тихого океана.
- И моря бассейна Атлантического океана.
- А почему вы не назвали Каспийское море?

2. Введение в тему.
Откройте учебник на стр. 8.
- Что изображено на фотографиях? Слайд 1.
- Какой из водоёмов «лишний»? Почему море?
Верно, в остальных водоёмах находится пресная вода. Слайд 2.
Слайд 3.
На прошлых уроках мы говорили о морях и океанах.
Сегодня мы начинаем изучение пресных водоёмов. А о каком из них пойдёт речь сегодня на уроке, отгадайте?
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
- О чем эти загадки? Вы правильно поняли, что тема нашего урока: «Реки Земли». Слайд 4.
Их очень много. Слайд 5.
Только в России более 200 тысяч. Слайд 6.

3. Работа по теме урока.
А)- Что же такое река? Попробуйте рассказать.
Слайд 7.
Река – это естественный поток воды, постоянно текущий в выработанном им углублении – русле реки.
- Откуда реки берут своё начало? Место начала реки называется исток.
Слайд 8.
Одна река вытекает из родника. Слайд 9.
Другая из озера. Слайд 10.
Третья начинается в горных ледниках. Слайд 11.
А может река вытекать из болота. Слайд 12.
А некоторые образуются от слияния двух рек. Слайд 13.
Течет река на десятки, а то и сотни километров и где-то впадает или в море, или в озеро, или в другую реку – это место впадения называют устьем. От истока до устья река считается главной. По пути течения в реку вливаются реки поменьше – притоки. Главная река со всеми её притоками – это речная система.
Слайд 14.
Итак, повторим части реки.
- Углубление, по которому течет река, называется - … — русло.
- Начало реки, откуда ее воды «истекают», называется — … — исток.
- Место впадения реки в озеро, море или другую реку, называют … устье.
- Другие реки, которые вливаются в главную, называются -…- притоки.
- Если встать лицом к устью реки (вниз по течению), то справа будут правые притоки реки, а слева – её левые притоки.

Физминутка. Встаньте, представьте себе, что исток воображаемой реки находится у нас за спиной в 30 кабинете, а впадает река в 32 кабинет, вот здесь устье. Покажите, где будут левые притоки реки, где — правые.

Все реки имеют схожее строение. Найдем и укажем части реки – откройте ТПО на стр.5 задание 5. Прочитайте задание. Кто понял его и расскажет всем, что нужно сделать. Работаем самостоятельно. Слайд 15.
Проверим себя. Какие истоки отметили? (Ответы детей) Слайд 16.
- Где указали притоки главной реки? Слайд 17.
- А как называется место впадения притока в главную реку? А это что за место? (Река впадает в море) Слайд 18. Покажите стрелками направление течения. Молодцы! Закройте тетради.

Б) – Строением реки схожи, а вот по характеру течения различают 2 вида рек. Как вы думаете какие?
В учебнике на стр. 9 прочитайте текст и найдите эти два вида рек.
Итак, это реки…равнинные и горные. Слайд 19.
- Чем различаются эти виды рек? Слайд 20.
- А еще о чём интересном вы прочитали? Слайд 21. Загадка
Правильно – это водопад. Слайд 22.
Самый высокий водопад на земле – Анхель в Южной Америке, на реке Ориноко. Он назван по имени лётчика Анхеля, который открыл его в 1935 году с самолёта. Поток воды с шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого ущелья. (Показать на карте)
- А в учебнике фотография какого водопада? Водопад Виктория находится в Южной Африке на реке Замбези. Он не очень высокий – 128 м, но вот его ширина 1800 м – если бы пройти от начала и до конца можно было бы, то 30 мин. (Показать на карте)

Физминутка. Под песню «А по камушкам речка бежит…»

В) «Река бежит…» — будто живая. Да, ребята. Реки, действительно, словно живые существа – текут, питаются и живут. У рек есть свой режим жизни – это изменение уровня воды в течение года. Слайд 23.
Если летом долго идут дожди, то вода в реке поднимается. Слайд 24.
Весной пригревает солнышко и тает снег и лед, талая вода стекает в реку. Слайд 25.
Вода в реке поднимается, река выходит из берегов, затопляя низкие берега. Этот ежегодный разлив реки называют половодьем.
Из-за сильных дождей вода в реке поднимается на недолгое время – это паводок. А ежегодное падение уровня воды в реке называется – межень.
- Почему же река течёт-течёт и не вытечет? Да потому, что реки постоянно пополняются водой – питаются. Где же они её берут? Слайд 26.
Реки пополняются дождевыми водами, подземными или талыми водами.

Г) – А теперь послушайте стихотворение Владимира Орлова. О чём оно? (Читает подготовленный ученик на стр. 11 учебника)
О чём же стих-е?
А как люди используют реки и силу воды? (Ответы детей)
В учебнике стр. 12. Прочитаем вслух (два абзаца) Слайд 27.
Это в хозяйстве. А еще как человек использует реки? Слайд 28.
Дочитаем текст на стр. 12.
А теперь в ТПО на стр.7 найдите водохранилища, как они называются?
- Найдите канал имени Москвы. Какие реки соединили люди этим каналом?
- А сейчас приготовьте атласы, мы будем путешествовать на воздушном шаре и побываем на крупнейших реках Земли. Слайд 29.
- Реки России – Лена, Обь и Волга.
- Самая большая река в мире – Нил.
- Летим в Южную Америку – Амазонка.
- В Северной Америке – Миссисипи.
Молодцы!

4. Итоги урока.
Чтобы долгие годы люди могли использовать реки и наслаждаться их красотой, нужно помнить о необходимости сохранения чистоты рек.
Слайд 30, 31, 32, 33.
Об этом вы поразмышляете дома, и на следующем уроке мы поговорим подробно.
Слайд 34.
- Заканчивая урок, я хочу узнать, кто считает, что наш урок получился интересным?
- Кто узнал новое на уроке?
Спасибо за урок. Урок окончен.

5. Домашнее задание: задание на с. 13 учебника — по форзацу, ТПО с. 6-7.

Презентация к уроку

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Выскажи свое мнение, оставь комментарий:

(обязательно)
(обязательно)

Внимание! Ваш email НЕ публикуется!

Подписаться на комментарии

*