Skip to content

Россия на карте

Урок окружающего мира во 2 классе
Разработка учителя начальных классов Гончаровой Г. А.

Автор УМК: А.А.Плешаков
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели: ввести понятие «физическая карта»; познакомить с условными знаками на карте; формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты.

Задачи:
           Обучающие:сформировать у учащихся представление о физической карте, познакомить с условными знаками на ней.
          Развивающие: развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, устную речь, умение работать с картой; расширять словарный запас учащихся.
Воспитательные: прививать интерес к изучению Родины, воспитывать умение слушать товарищей.
     Метапредметные- организовать обмен мнениями.

Формирование познавательных УУД:
          ученик научится или получит возможность научиться: самостоятельно  формулировать познавательную цель, решать
проблемы поискового  характера, находить необходимую информацию, анализировать ее,  выделять главное,
структурировать знания, осознанно строить речевое высказывание, рефлексировать  процесс и результат своей деятельности.

  Формирование регулятивных УУД:
          урок позволяет обеспечить организацию учащимися своей учебной  деятельности: целеполагание, как постановку учебной задачи,  определение промежуточных целей с учетом конечного результата, составление последовательности действий, прогнозирование результата  и уровня усвоения знаний, контроль в форме сравнения  результата с заданным эталоном и внесение необходимых корректив в случае расхождения с образцом, осознание качества усвоения.

Формирование коммуникативных УУД:
     каждый ученик получает возможность проявить инициативу, сотрудничая при поиске и сборе информации;  в случае возникновения  конфликта найти способ его разрешения;  управлять поведением партнера, владеть монологической и диалогической речью, выражая свои мысли.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока:
          Компьютер,  презентация «Россия на карте», рабочие тетради «Окружающий мир» 2 класс Плешакова А.А., прозрачные клеёнки размером 32 х 18 см,  тесты, «Толковый словарь русского языка» Ожегова С.И. ,настенная физическая карта, глобус, карточки с указанием сторон горизонта, электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова  «Окружающий мир», учебники «Окружающий мир»,  цветные карандаши, светофоры.

 

                                                                                    Ход урок

I.Орг. момент.

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, чему мы с вами научились за 2 года.
Ну, что ж, ребята, за работу!

 

II.Повторение изученного материала:

-С какой темой вы работали дома?
-В гости к весне.
-Проверим наши знания. Откройте «Тесты»  на с.68-69.

-Обменяйтесь работами, возьмите  ручки с зелёной пастой, проверим работы своих товарищей. (Взаимопроверка).

-Поднимите зелёный сигнал, если у вас «!», поднимите красный сигнал, если у вас «+» или «-».

(0 ош.          !
1-2 ош.       +
3 и > ош.     -)

-Какие советы можете дать ребятам, которые допустили ошибки?
-Не огорчаться и повторить материал.

III.Самоопределение к деятельности
-Отгадайте загадку:
Страны без людей,
Города без домов,
Леса без деревьев,
Моря без воды.
-Что это такое?
-Карта.

Учитель открывает доску, на которой находится карта России.
-О чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
-О карте. (Слайд №1).
-Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей).
-Проверим наши предположения. Откройте учебники «Окружающий мир» на с.90, прочитайте, что говорит Муравьишка.

( Задачи:

  • узнаем, что такое карта;
  • узнаем, как выглядит на карте наша страна;
  • научимся читать карту;
  • научимся правильно показывать объекты на карте.

 

IV.Работа по теме урока

-А что такое карта?
-Давайте сравним ваши ответы с определением на слайде. (Слайд №2).
-Есть ли в определении слова, лексическое значение которых вам не известно?
-Плоскость.
-Каким источником информации можно воспользоваться, чтобы выяснить это?
-«Толковым словарём русского языка» Ожегова С.И.
-Делаем вывод. На плоскости – на ровной поверхности.

-Найдите в классе предмет с выпуклой поверхностью, на котором мы также можем увидеть изображение земной поверхности. ( Глобус.)
-Где можно увидеть больше объектов?
-На карте.
-Где более точное изображение земной поверхности?
-На глобусе.
-Почему?
-Глобус – модель земного шара.

Работа в «Рабочих тетрадях» на с.59-60 (Слайды №3 -№5)

Практическая работа «Учимся читать карту»
Цель работы: освоить приёмы чтения карты.
Оборудование: у одного из работающих в паре учебник открыт на с.90-91, у другого – на с.94-95.

Ход работы:
1)Прочитайте в учебнике, как определить на карте стороны горизонта. Обозначьте их на карте.
Учащиеся выполняют задание парами, один ребёнок работает с электронным приложением к учебнику.
-Сверим  ответы со слайдом на диске. (Если правильно выполнено задание звучит музыка.)

2)Прочитайте в учебнике, что обозначают на карте различные цвета. Раскрасьте, как обозначены на карте:
вода, горы, равнины.
-Сверим  ваши ответы с ответами на  слайде.

3)С помощью учебника узнайте и подпишите, что обозначают эти условные знаки.

Фронтальная проверка.
-Среди условных знаков есть знак «Государственная граница РФ».
-Кто хотел бы показать границу нашей страны?
-Ребята, но в 2014 году наша территория увеличилась. В связи с какими событиями?
-К нам присоединился полуостров Крым.
-Оценим выполнение работы.
-Достигнута ли цель?
-Да, мы освоили приёмы чтения карты.
-Обратите внимание, в учебниках остался ещё 1 красный заголовок. Какой?
-Как показывать объекты на настенной карте.
-Изучите эту информацию.

V.Физминутка

-А сейчас пришло время отдохнуть. Вы будете поворачиваться, глядя на карточки с указанием сторон горизонта.
-А как расположены карточки?
-Как на карте.

VI.Продолжение работы по теме

-А теперь, выполним задание учебника на с.92-93 в группах (Слайд №6)

Путешествие по родной стране

Задание: Рассмотрите фотографии. Найдите эти места на карте (с.90-91). Обозначьте их фишками с соответствующими номерами.

-Капитаны групп возьмите у меня клеёнки, на которых вы выполните задание в учебнике.

Проверка выполнения задания (На слайде №7 красными фишками обозначены:
Северный Ледовитый океан
Охотское море
Чёрное море
Уральские горы
Волга
Западная Сибирь
Камчатка

-А теперь, покажем эти объекты на настенной карте. Не забудьте, как это нужно делать правильно.
(Показ данных объектов детьми на настенной карте).

VII.Рефлексия
-Что понравилось на сегодняшнем уроке?
-С какими трудностями столкнулись?
А теперь оцените свою работу на уроке. Заполните «Листы сомооценки».

Лист самооценки

Ф.И.________________________________________________

Отметь знаком «+» нужное утверждение

 Я знаю, что такое карта
Я знаю, что обозначают разные цвета на карте
Я могу показать свою страну на карте
Я умею находить объекты на карте
Я умею показывать реки, моря и горы на карте

 

VIII.Подведение итогов
-О чём мы сегодня говорили на уроке?
-Все ли учебные задачи выполнили?

Домашнее задание

Прочитать информацию «Карта России»  в учебнике на с.90-95;
подготовить по 5 названий объектов, которые нужно найти и показать на карте вашим товарищам.

 

Презентация к уроку окружающего мира во 2 классе «Россия на карте»

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

 

Выскажи свое мнение, оставь комментарий:

(обязательно)
(обязательно)

Внимание! Ваш email НЕ публикуется!

Подписаться на комментарии

*