Skip to content

Сказки К.И.Чуковского

Урок внеклассного чтения в 1 классе
учителя начальных классов Ивченковой С.А.

Цели: познакомить учащихся с понятием «авторская сказка»; расширять представление детей о сказках К.И.Чуковского; учить понимать идею произведения; характеризовать героя; развивать поэтический слух; формировать умение выразительно читать стихотворные тексты; воспитывать чувство справедливости и взаимопомощи.

Оборудование: выставка рисунков героев сказок, выполненных детьми дома; табличка «Сказки народные и авторские»; портрет К.И.Чуковского; аудиокассета с записями отрывков из сказок; градусник, воздушный шарик, мыло, блюдце.

Ход урока:

1. Работа с книгами:
- Кто автор книг, которые вы сегодня принесли?
- Как называются книги, которые вы читали к этому уроку?
- Какие сказки вы прочитали?
- У кого в книге только 1 сказка? Как называются такие книги? (книги-произведения) Выйдите к доске и покажите классу свои книги-произведения. У кого увидели одинаковые книги? Как они называются?
- У кого в книге несколько сказок или сказки со стихами или загадками? Как называются такие книги? (книги-сборники) Выйдите к доске и покажите классу свои книги-сборники. Есть ли одинаковые книги? А книги с одинаковым названием, но разными рисунками?
- Что же объединяет все книги, которые мы сегодня увидели? (У них один автор – К.И.Чуковский)
- Давайте прочитаем тему нашего урока. (Сказки К.И.Чуковского.)
- Мы уже знакомились с народными сказками. Можно ли сказать, что сказки Чуковского – народные? Почему?
- Если сказки, которые сочинил народ, называются народными, то как же назвать сказки, которые сочинил автор? (Авторскими)

На доске появляется табличка:

Сказки

Народные Авторские

- Итак, сказки К.И.Чуковского авторские.

2. Работа с прочитанными произведениями:

1)-Корней Иванович Чуковский (демонстрация портрета) написал много стихов и сказок для детей. А стал он сказочником случайно. Однажды заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде, и мальчик плакал. Тогда Чуковский стал рассказывать ему сказку про крокодила, чтобы развлечь его. Мальчик стал слушать и успокоился. А наутро, проснувшись, стал просить, чтобы отец ещё раз рассказал ему сказку. Оказалось, что он запомнил её слово в слово.
- А кто из вас прочитал сказку «Крокодил»?
- В каких ещё сказках вам встретился Крокодил? («Бармалей», «»Доктор Айболит», «Краденое солнце», «Мойдодыр»)
- В каких ещё сказках есть одинаковые герои? («Доктор Айболит» и «Бармалей» — Айболит)

2) - А сказку «Мойдодыр» К.И.Чуковский сочинил, укладывая свою дочь спать.
- «Федорино горе» появилось прямо на улице. Чуковский шёл с детьми домой. Идти было далеко, и он рассказывал детям новую сказку.
- Найдите сказку «Федорино горе» в своих книгах и прочитаем её вслух по отрывку.
(Чтение детьми сказки по отрывку)

3) – А теперь поиграем в игру «Угадай сказку»:
(Звучат отрывки из сказок, записанные на аудиокассете):

«Мойдодыр»,
Доктор Айболит»
«Бармалей»

4) – Игра «Супергерой»:
- Сейчас я проверю, как вы запомнили героев сказок.
- В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
- …
комара? («Муха – цокотуха»)
- …доктора? («Доктор Айболит»)
- …крокодила? («Бармалей»)

5) – Игра «Чьи это слова?»
(По отрывкам, звучащим на аудиокассете, дети догадываются, какой герой говорит эти слова и из какой он сказки.)

1- Мойдодыр
2- Бармалей
3- Лиса (сказка «Доктор Айболит»)
4- Барбос (сказка «Доктор Айболит»)
5- Айболит (сказка «Доктор Айболит»)
6- Бармалей
7- Таня и Ваня (сказка «Бармалей»)

6) – Игра «Вещи потерялись»
- Я буду показывать вам предметы, а вы вспомните, в какой сказке они упоминаются, и постарайтесь припомнить строчки из этой сказки, в которых встретились бы названия этих предметов.
* градусник (сказка «Доктор Айболит» -«… И ставит, и ставит им градусники»)
* воздушный шарик (сказка «Тараканище» — «…Ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом наперёд, а за ним комарики на воздушном шарике…»
* мыло (сказка «Мойдодыр» — «…Вот и мыло подскочило, подлетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня.»
*
блюдце (сказка «Федорино горе» — «…А за ними блюдца, блюдца – Дзинь –ля-ля! Дзинь –ля-ля! Вдоль по улице несутся — Дзинь –ля-ля! Дзинь –ля-ля!»,
«И обрадовались блюдца — Дзинь –ля-ля! Дзинь –ля-ля! И танцуют, и смеются — Дзинь –ля-ля! Дзинь –ля-ля!)

3. Итоги:

- Понравились ли вам сказки К.И.Чуковского?
- Что вы узнали об авторе?
- Кто из героев сказок вам понравился, а кто – нет? Почему?
- Посмотрим, как вы представляете героев этих сказок.
(Демонстрация рисунков детей)

4. Задание на следующий урок внеклассного чтения:

Сказки В.Г.Сутеева:
«Под грибом»,
«Кто сказал «мяу»?»,
«Разные колёса»,
«Палочка – выручалочка»,
«Яблоко»,
«Мышонок и карандаш»,
«Петух и краски»,
«Капризная кошка»,
«Это что за птица?»
По желанию выполнить свой рисунок к сказке.

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Выскажи свое мнение, оставь комментарий:

(обязательно)
(обязательно)

Внимание! Ваш email НЕ публикуется!

Подписаться на комментарии

Нажимая кнопку "Добавить комментарий" Вы даёте свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"