Skip to content

Сказки Пушкина

Урок внеклассного чтения в 3 классе
Выполнила: учитель начальных классов высшей категории Хаустова С.В.

МОУ «Гимназия №7 г. Брянска имени Героя России С.В. Василева»
Брянск 2010

Задачи: расширить знания детей о жизни и творчестве А.С.Пушкина, развивать память, речь, внимание, навыки выразительного чтения; воспитывать любовь к русской поэзии творчеству А.С.Пушкина.

Ход урока

1. Какие сказки вы читали к сегодняшнему уроку?
2. Рассказ о писателе: Презентация «Пушкин»

Слайды 1-2
Пушкин Александр Сергеевич – самый любимый писатель у нас в стране. Его все знают, книги его все читают; многие его произведения перечитываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть. Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы, скажет: это Пушкин.
Слайд 3
Родился Александр Сергеевич 6 июня (26 мая) 1799 г. в Москве в семье офицера Гвардии Сергея Львовича Пушкина и Надежды Осиповны Ганнибал, внучки Ганнибала А. П., сына эфиопского князя, попавшего в Россию ок. 1706 г.
Слайд 4
Почему-то кажется, что великие люди и в детстве должны быть необыкновенными. Необыкновенным было и само происхождение поэта. Его прадедом был уроженец Африки по имени Ибрагим, человек с почти черным лицом и черными курчавыми волосами.
Трудно себе представить, что изящный, порывистый Александр Пушкин был когда-то толстым и неповоротливым. Гулять не любил: только силой можно было его на улицу вытолкать! В семь лет с Сашей будто случилось что-то: из тучного, боязливого увальня он превратился в резвого и озорного ребёнка. Ему было девять лет, когда, блуждая по большому дому, он забрёл в отцовскую библиотеку. Саша с трудом снял с полки одну такую книгу. На ней было написано: «Плутарх» (греч. писатель, I в. н.э.). Он раскрыл её – и начал читать. А потом началось что-то необыкновенное: Саша вставал среди ночи, прислушивался: все ли спят? – и потихоньку шёл в библиотеку читать.
Он в совершенстве знал французский язык, читал книги на французском, т.к. его дома учили гувернанты-французы, что было модным среди знати тех лет. Любовь к родному языку ему привили бабушка Мария Алексеевна, превосходно говорившая и писавшая по-русски ( явление редкое в дворянских семьях того времени), и няня Арина Родионовна.
Слайд 5
«Подруга дней моих суровых» — называл ее поэт. «Она единственная моя подруга — и с нею только мне не скучно». От нее он впервые услышал замечательные русские сказки. Ах, как сладко, и тревожно, и радостно становилось в эти мгновения мечтательному мальчику, ловившему каждое слово, каждый жест сказочницы. А сказок она знала великое множество. Он просил, чтобы няня повторяла ему одни и те же сказки по многу раз… И запоминал их – навсегда.
Известно, что поэт записал в черновиках семь няниных сказок, которые затем, почти дословно передал в своих стихах.
Слайд 6
И потом, когда он стал учеником Лицея, в нём опять проснулась «страсть к чтению», здесь он читал и днём, и ночью.
Слайд 7
В Царскосельском лицее у Александра Сергеевича был признан талант поэта.
Слайд 8
В 1824 Пушкин был сослан в имение родителей село Михайловское. В длинные зимние вечера Арина Родионовна как и в детстве, рассказывала поэту сказки. «Что за прелесть эти сказки! – говорил он. – Каждая есть поэма».
Слайд 9
Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Золотого петушка и затейницу белку, Черномора и морских богатырей.
Слайд 10
И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.
Слайд 11
18 февраля 1831 г. — венчание Пушкина в Москве с Н. Н. Гончаровой. После женитьбы Пушкин поселяется в Петербурге.
В 1837 Пушкин, вступаясь за честь жены, дрался на дуэли с французским эмигрантом Ж. Дантесом. Был смертельно ранен и 10 февраля (29 января) в 2 часа 45 минут пополудни поэт скончался. Похоронен поэт у стен Святогорского монастыря близ села Михайловское.
Слайд 12
Больше 170 лет уже прошло со дня смерти Александра Сергеевича (он умер в 1837 году), а память о нем не умирает, любовь к нему не проходит и слава его все растет. Почти в каждом городе есть улица, названная в честь его. Если бы кто-то взялся сосчитать, кому из русских писателей и поэтов поставили больше всего памятников, то первым бы в этом списке, конечно же, стояло имя Александра Сергеевича Пушкина. И каждый год 6 июня, в день рождения поэта, к памятникам Пушкину с цветами в руках приходит множество людей, чтобы еще раз выразить ему свою любовь и восхищение.
Обычно скульпторы изображали Пушкина в одиночестве. Но к 200-летию со дня его рождения эта традиция была нарушена. В Москве, на знаменитой улице Арбат, напротив дома, куда поэт привез молодую красавицу-жену Наталью Николаевну, был установлен памятник “Пушкин и Натали”.
Имя Александра Сергеевича Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин!

3. Работа со сказками
- Узнайте сказку по следующим словам: путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер… («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») Слайд 13
- Назовите положительных героев сказки (Царевна, королевич Елисей, богатыри)
- Чьи поступки осуждает автор? (Царицы, Чернавки)
- Красива ли была царица и царевна, зачитайте.
- Всегда ли внешняя красота соответствует внутренней? Зачитайте отрывки о характере героинь.
- У кого жила царевна в лесу?
- Как богатыри называли царевну? (Коли красная девица, будь нам милая сестрица)
- Где братья похоронили молодую царевну? (понесли в пустую гору)
- Что сказала царевна, когда ожила? (Как же долго я спала!)
- Как в сказке было наказано зло? (Собственная злоба, ненависть и зависть погубила царицу)
- На Карточке 1 найдите черту характера, которая осуждается в этой сказке.
- В Карточке 2 выберите главную мысль сказки.

- Узнайте сказку по следующим словам: откуп, дурачина, изба, терем, корыто, царица… («Сказка о рыбаке и рыбке») Слайд 14
- Кто является отрицательным героем сказки? (старуха)
- Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи? (5)
- Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очередной просьбой? («Не печалься, ступай себе с богом»)
- Что она просила? (Корыто, избу)
- Кем хотела стать и стала? (Столбовой дворянкой, вольною царицей)
- Какое желание рыбка так и не выполнила? (Стать владычицей морскою)
- Какая черта характера осуждается? Карточка 1
- Какова главная мысль сказки? Карточка 2

- Узнайте сказку по следующим словам: базар, лошадь, оброк, море, веревка, жадность… («Сказка о попе и о работнике его Балде») Слайд 15
- На какого героя русских народных сказок похож Балда? (Ивана, Емелю)
- Чем похож? (непрактичный, наивный, но добросовестный, трудолюбивый)
- Что посоветовала попадья попу, чтобы избавиться от Балды? («Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь. А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь».
- С кого поп велел собрать недоимки за 3 года? (с чертей)
- Какой предмет помог Балде собрать с чертей оброк? (веревка)
- Кто бегал наперегонки с бесенком вместо Балды? (заяц)
- Какая черта характера осуждается? Карточка 1
- Какова главная мысль сказки? Карточка 2

- Узнайте сказку по следующим словам: рать, воеводы, мудрец, шатер, звездочет, петушок… («Сказка о золотом петушке») Слайд 16
- Эта сказка Пушкина является самой загадочной, непонятной, фантастичной. Какие страшные чудеса там происходили? (Непонятно, откуда возникла и куда пропала Шамаханская царица, почему сыновья Дадона убили друг друга)
- Кто подарил петушка царю Дадону? (звездочет)
- Что просил в награду мудрец-звездочет? (исполнить его первую волю как свою)
- С какой же просьбой обратился мудрец? (подарить ему шамаханскую царицу)
- А как царь с ним обошелся? (убил)
- Какая черта характера осуждается? Карточка 1
- Какова главная мысль сказки? Карточка 2
- А из какой сказки эти слова: Бочка, кораблик, лебедь, гонец, белка… («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») Слайд 17
- Какие волшебные чудеса происходят в сказке? (Лебедь превращается в царевну, князь Гвидон – в комара, шмеля, муху, из воды выходят 33 богатыря, белка песенки поёт…)
- Назовите отрицательных персонажей сказки. (ткачиха, повариха, баба Бабариха, коршун)
- Какая черта характера осуждается? Карточка 1
- Какова главная мысль сказки? Карточка 2

Карточка 1. Соедини линией название сказки и черты характеров, которые в ней высмеивались.
«Сказка о золотом петушке» зависть
«Сказка о царе Салтане…» жадность
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» скупость
лживость
«Сказка о рыбаке и рыбке» корыстолюбие
«Сказка о попе и о работнике его Балде» высокомерие

Карточка 2. Какова главная мысль сказки?
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Если не знаешь человека, не принимай от него подарков
Зависть – мать всех пороков
Любовь способна вынести все испытания

«Сказка о рыбаке и рыбке»
Если будешь иметь много желаний, то не добьёшься своей цели
Чем больше имеешь, тем больше желаешь
Жадность и зависть до добра не доводят

«Сказка о попе и о работнике его Балде»
Жадный и скупой останется ни с чем
Доброта и скромность будут вознаграждены
Хитрость и смекалка помогут в самом трудном деле

«Сказка о золотом петушке»
За свои поступки надо отвечать
Надо держать свое слово, даже если жалеешь о сказанном
Будь осторожен в выборе друзей и спутников жизни

«Сказка о царе Салтане…»
Обман всегда будет раскрыт
Надо быть терпимым, прощать своих обидчиков
Не надо слушать советы других, надо слушать свое сердце

4. Итоги урока
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать…
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
(Автор неизвестен)

Презентация к уроку

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Выскажи свое мнение, оставь комментарий:

(обязательно)
(обязательно)

Внимание! Ваш email НЕ публикуется!

Подписаться на комментарии

Нажимая кнопку "Добавить комментарий" Вы даёте свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"