Skip to content

Сказки В.Г.Сутеева

Урок внеклассного чтения в 1 классе
учителя начальных классов Ивченковой С.А.

Цели: познакомить учащихся со сказками В.Г.Сутеева; закреплять понятия «книга – произведение», «книга – сборник», «авторская сказка»; учить понимать идею произведения; характеризовать героя; развивать литературный вкус; формировать умение выразительно читать сказки по ролям, пересказывать текст по серии сюжетных картинок; воспитывать чувство справедливости и взаимопомощи.

Оборудование: выставка рисунков героев сказок, выполненных детьми дома; табличка «Сказки народные и авторские»; портрет В.Г.Сутеева;.

Ход урока:

  1. Работа с выставкой книг:
    - Рассмотрите внимательно книги на выставке. Что это за книги? (Которые читали дома)
    - Что общего у этих книг? (В них есть сказки В.Г.Сутеева)
    - Чем они отличаются? (оформлением обложки, количеством произведений)
    - Есть ли среди этих книг книги – сборники? Докажите. Какие книги мы называем сборниками? Покажите на выставке книги – сборники.
    - Как мы назовём остальные книги? Книги – произведения) Почему? Покажите на выставке книги – произведения.
    - Рисунок1Подойдите и возьмите с выставки свои книги.
    - Книги, которые вы держите в руках, имеют очень интересные и красочные рисунки. А кто же нарисовал эти рисунки? Как узнать? (Прочитать или в начале книги или на последней страничке)
    - Что заметили? (Автор сам нарисовал рисунки к своим сказкам)
    - Понравились вам рисунки в книгах? А сказки?
    - Как мы назовём эти сказки – народные? (Нет) А какие? (Авторские, потому что у них есть автор – конкретный человек – В.Г.Сутеев)

2. Работа с прочитанными произведениями:

1) - Назовите сказки, которые вы прочитали дома. Вы хорошо их помните? Сейчас мы проверим, кто лучше всех помнит прочитанные сказки.

Игра «Какая сказка так начинается?»:

  • «Как-то раз застал муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой.» («Под грибом»)
  • «Щенок спал на коврике возле дивана. Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то сказал: «Мяу!»» («Кто сказал «мяу»?»)
  • «Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко.» («Яблоко)
  • «Стоит пенёк, на пеньке — теремок. А в теремке живут Мушка, Лягушка, Ёжик да Петушок – Золотой гребешок.» («Разные колёса»)

2)- А теперь задание посложнее.

Игра «Какая сказка так заканчивается?»

  • «Тут всё понял Заяц: Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце!» («Палочка – выручалочка»)

- С кем разговаривал Заяц? (С Ежом) Почему он сказал такие слова? Можно ли сказать, что у Ежа была умная голова и доброе сердце?

- Давайте откроем сказку «Палочка – выручалочка» в своих книгах и посмотрим, в каких случаях проявился ум и доброта Ёжика.

- Какими словами вы бы охарактеризовали Ёжика? (Находчивый, смекалистый, смелый, верный друг, с чувством юмора, выносливый, терпеливый.)

  • Рисунок2«- Не нравиться мне твой домик, — сказала Кошка. – Не хочу я там жить!.. И ушла, будто её обидели. Вот какая … («Капризная кошка»)

- Почему автор назвал кошку капризной?

  • «И стал Гусь как гусь. Только умный и независтливый. Вот вам сказка про Гуся. Вот она и вся.» (Это что за птица?»)

- Найдите в своих книгах начало этой сказки. Прочитайте первые 3 предложения. («Жил-был Гусь. Был он очень глупый и завистливый. И всем Гусь завидовал, со всеми ссорился, на всех шипел…»)
- Давайте рассмотрим картинки и вспомним, кому же завидовал Гусь и что из этого вышло.
- Какая беда приключилась с этой «чудо-птицей»? (Его унесла лиса)
- Почему она схватила именно его? Кто сможет найти в тексте и прочитать нужный отрывок? («Вышли гуси на берег, а тут, откуда ни возьмись, Лиса! Загоготали гуси и полетели. Один Гусь остался – вороньи крылья его поднять не могут, побежал он не журавлиных ногах да в камышах павлиньим хвостом запутался…Тут ухватила его Лиса за длинную лебединую шею и понесла…»)
-
Кто же спас Гуся? (Гуси) Найдите и прочитайте,что сказал им Гусь.
(«- Спасибо, гуси, спасли вы меня! – сказал Гусь. – Теперь я знаю, что мне нодо сделать.»)
- Что же сделал Гусь? (Раздал обратно всё, что брал у других птиц)
- Как вы думаете, научила Гуся чему-нибудь эта история? Чему? Почему вы сделали такой вывод?

  • «Вот теперь ты настоящий петух! – сказала Собака.» («Петух и краски»)
  • «А карандаш у Вовы до сих пор живёт, только он стал вот такой маленький» («Мышонок и карандаш»)

3) Об авторе:

Родился в Москве, в семье врача.

Владимир поступил в 11-ю мужскую гимназию, а в последних классах учился уже в советской школе.

С 14 лет подрабатывал: рисовал плакаты, дипломы для победителей спортивных соревнований, работал санитаром в красноармейском госпитале, инструктором физкультуры в младших классах школы. Учился в Университете.

Прошёл всю войну.

Владимир Сутеев одинаково владел правой и левой рукой, причём одновременно одной мог писать, а другой — рисовать.

Сам иллюстрировал свои книги.

Игра «Отгадай сказку по иллюстрации» (презентация)

В.Г.Сутеев создавал не только книги, но и мультфильмы.
ПОДАРОК – мультфильм «Котёнок Гав»

3. Итоги урока:

- Назовите сказку, которая понравилась вам больше всех. Чем она вам понравилась?

Задание на следующий урок: рассказы и сказки В. Осеевой (1 пересказать). Обязательно для чтения: «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему?»

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Выскажи свое мнение, оставь комментарий:

(обязательно)
(обязательно)

Внимание! Ваш email НЕ публикуется!

Подписаться на комментарии

*