Skip to content

Е.А.Пермяк «Волшебные краски»

Урок литературного чтения во 2 классе
Выполнила: учитель начальных классов Халепо Н. А.

ЦЕЛИ УРОКА:
- познакомить с жизнью и творчеством писателя Е. ПЕРМЯКА
- совершенствовать навык чтения;
- умение работать с текстом;
- развивать устную речь уч-ся, воображение, наблюдательность, творческие способности;
- прививать любовь к труду, уважение к людям труда, умение видеть прекрасное;

Ход урока:

I. ОРГАНИЗАЦИОНННЫЙ МОМЕНТ.

II. Сегодня у нас не совсем обычный урок и мы с вами отправимся в небольшое путешествие. А вот куда? вы узнаете, отгадав загадку. Послушайте.

ЗАГАДКА
Снаружи смотришь-
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины
И Черномор, и царь Гвидон
И добрый дед Мазай
Как называют этот дом
Попробуй угадай! (БИБЛИОТЕКА)

У. — В нашей библиотеке мы найдём интересные произведения замечательного детского писателя ЕВГЕНИЯ АНДРЕЕВИЧА ПЕРМЯКА.

(слайд с портретом писателя и его биографией- читает ученик)

Евгений Андреевич Висcов (Пермяк) родился 31 октября 1902 года в городе Перми на Урале. Этот город сыграл большую роль в его жизни: недаром писатель своей настоящей фамилии предпочел псевдоним Пермяк.

Детские и юношеские годы прошли в маленьком городке Воткинске, где мальчик жил с бабушкой, дедушкой и тетей, которые его очень любили и заботились о нем.

В Воткинске Женя учился в школе, прогимназии и гимназии. Там он освоил пять ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. В Воткинске стал писать свои первые заметки и стихи. Подписывал псевдонимом «Мастер Непряхин». Евгений Пермяк мечтал стать инженером, чтобы создавать машины, облегчающие людям работу.

Но обстоятельства изменили ему планы.

В 1930 году Евгений Пермяк окончил педагогический факультет Пермского университета. Вскоре уехал в Москву и стал писателем.

В годы Великой Отечественной войны Пермяк находился в Свердловске. Там он подружился с известным писателем Павлом Бажовым.

Умер Евгений Пермяк в 1982 году. (слайды с книгами Е. ПЕРМЯКА)

У.- Для юных читателей он отдал много сил и таланта. Его произведения увлекательны, наполнены живой фантазией, увлекают детей в мир, где воспеваются главные достоинства человека: доброта, умение, труд, мастерство.

И девизом нашего урока будет пословица, созвучна этим словам. Соберите ее.
( на доске слова: красит, а, солнце, человека, землю, труд)

- Как вы понимаете её значение?
- Сегодня на уроке мы будем читать рассказ Е. ПЕРМЯКА»Волшебные краски»
- Рассмотрите иллюстрацию к этому произведению. Кто будет главным героем?
- Пофантазируйте, каким вы представляете этого мальчика? Почему?
- Как же его можно назвать, если он любит рисовать? (художник)
- Предположите, почему краски в этом произведении волшебные?

III. ПЕРВИЧНОЕ ЗНАКОМСТВО С ТЕКСТОМ.

1) СЛОВАРНАЯ РАБОТА

У. — Прежде чем знакомиться с текстом, поработаем над прочтением трудных слов. Откройте учебники на с.38

№ 1. Поиграем в эхо.

1 вариант— по слогам читают слова
2 вариант — «эхо»
- Играем вслух.

№ 2. индивидуальная работа. Чтение вслух цепочку родственных слов.
№ 3. (с доски) Прочитайте слова. железнодорожный,трудолюбивый
- Порассуждайте, как они образованы, вспомните уроки русского языка?
- Придумайте предложение со словом «трудолюбивый».

2) ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ по смысловым отрывкам.(читают хорошо читающие дети вместе с учителем).

3) АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ВОСПРИЯТИЮ.

- К какому литературному жанру можно отнести это произведение?Почему?
- Какая это сказка?
- Какое впечатление произвела она на вас?

4) ФИЗМИНУТКА

ДЕД МОРОЗ, ДЕД МОРОЗ, ЗЯБНУТ РУЧКИ,
ПРИМОРОЗИЛ ДЕТЯМ НОС, ЗЯБНУТ НОЖКИ,
ПРИМОРОЗИЛ УШКИ, А МЫ ПОСКАЧЕМ ПО ДОРОЖКЕ
ПРИМОРОЗИЛ ЩЁЧКИ. И СОГРЕЕМСЯ НЕМНОЖКО.

У. — Присаживайтесь,ребята.
У. — Какой волшебник приносит волшебные краски?
- Сколько красок он приносит? Случайно ли это число? (У волшебников — 7- число магическое, оно рисует 7 цветов радуги)
- Найдите и прочитайте, в чём заключается волшебство этих красок?
- Какому мальчику подарил ДЕД Мороз волшебные краски?
- Да, Дед Мороз долго проверяет сердца детей, прежде чем подарить краски. Так ли тщательно надо это делать? Докажите это словами из текста.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

У.- А кому из вас Д.Мороз мог подарить такие краски?
- Какие подарки для окружающих хотел сделать мальчик?
бабушке — платок
маме — нарядное платье
папе — новое ружьё
слепому — глаза
товарищам — школу

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

У. — А что нарисовали вы, будь у вас эти волшебные краски?
- Как люди отнеслись к его рисункам? Почему? (Мало быть добрым, надо ещё много знать и уметь)
Какое у вас появилось настроение, когда вы прочитали эти строки? (жаль мальчика…)
- Прочитайте, что чувствовал сам мальчик?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА— безутешно плакать — не находящий утешения
У. — Подберите синонимы к выражению? Почему автор употребляет именно это выражение? (хочет показать сильное чувство)

- Кто и как помог мальчику?
- Что теперь рисовал повзрослевший мальчик?
- Как теперь люди оценили его работу? Прочитайте.
- Почему? Что помогло мальчику добиться успеха?
(на доску учитель вывешивает карточки со словами: старание, упорство, терпение, трудолюбие)

- Как автор относится к своему герою?
- Как у вас изменилось настроение к концу сказки?
- Что удивило вас в сказке?
- Чему научила сказка?
- Прочитайте, в каких словах заключена главная мысль сказки?

IV ГРУППОВАЯ РАБОТА:

1 группа: Вспомните, фразеологические обороты — это крылатые выражения. Определите, какой фразеологический оборот подходят мальчику?

  • Зарубить себе на носу
  • Не вешать нос
  • Работать спустя рукава
  • Работать не покладая рук
  • Как рыба в воде
  • Считать ворон

2 группа: Придумать и записать другие заголовки к рассказу.

3 группа: Какая пословица о труде более всего соответствуют содержанию рассказа?

  • Делу – время, потехе – час
  • Труд усердный к подвигу ведет, подвиг славу принесет
  • Труд города украшает, лень их в пустыню превращает
  • Без работы день годом кажется

(ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ)

V. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

У. — Эта сказка написана много лет назад. Но время не стоит на месте, в современном мире появляется много новых профессий. Мы говорили о них на уроках окружающего мира. О них нам расскажут ребята:
— менеджер
— фермер
— программист
— дизайнер

(выступают дети)

У. — А сейчас для вас задача. Да, да на уроке чтения — задача. Послушайте её:

Во 2 «А» классе гимназии №7 — 32 ученика. Все они сегодня говорили о том, что труд красит человека, как важно быть старательным, трудолюбивым, терпеливым. Сколько же детей из класса будут такими? (ответы)

У. — Не так давно люди встречали Новый год. Наверняка, вы помните и красивые ёлки, и Деда Мороза со Снегурочкой, и праздничное весёлое настроение. События этого праздника нашли отражение и в нашем произведении. Дед Мороз заглянул к нам, он дарит вам морозную снежинку — звёздочку. Нарисуйте, кем вы хотите стать в будущем.

VI. Д/З

1. Выполни рисунок для Деда Мороза «Кем я хочу стать»
2. Перечитай сказку. Составь устный рассказ о том, что похожие чудеса могут происходить :
—- с обыкновенным топором
—- со швейной иглой
—- с обыкновенной глиной
3. Подбери пословицы и поговорки о труде, которые соответствуют содержанию сказки.

Менеджер
Фирмой крупной управляет
И разумно, и умело.
Деньги так распределяет,
Чтоб росло и крепло дело.
Порученья он дает
Всем сотрудникам своим.
Чтобы фирма шла вперед,
Приносила прибыль им.

Фермер
Расскажу я вам, ребята,
Фермер – это кто такой.
Он растит для нас томаты,
Весь в трудах он день-деньской!
Распевают громко птицы,
На ветвях родных берез,
Сеет фермер рожь, пшеницу,
И гречиху, и овес.
Удобряет и сажает –
Ведь землица любит пот!
Фермер зеленью снабжает
Нас с тобою круглый год!

Программист
У меня одна забота –
Всех компьютеров работа!
Нет для них страшнее драмы,
Чем отсутствие программы.

Дизайнер
Эти люди создают
Удивительный уют!
Подбирают, например,
Подходящий интерьер.
В доме, в офисе, в саду -
Я в дизайнеры пойду.

Презентация к уроку

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Выскажи свое мнение, оставь комментарий:

(обязательно)
(обязательно)

Внимание! Ваш email НЕ публикуется!

Подписаться на комментарии

*