Skip to content

Жизнь древних славян

Урок окружающего мира
Разработка учителя начальных классов Катюриной Н.В.

Цели:

  • Сформировать представление о жизни древних славян;
  • Развивать умение работать с картой;
  • Развивать устную речь, внимание, память, логическое       мышление
  • Формировать интерес к предмету.
  • Воспитывать интерес к истории своего народа

Ход урока

1.Организационный момент.

 

2.Актуализация знаний.

Мы начинаем урок окр.мира.

На прошлом уроке мы закончили изучение раздела «Страницы всемирной истории». И сейчас мы вспомним, о чем шла речь в этом разделе. Я предлагаю вам выполнить следующие задания :

  1. Внимание на слайд. Перед вами лента времени и эпохи, на которые ученые разделяют историю человечества. Вам надо сопоставить эпоху с соответствующим ей временем.

Слайд 1

Спрашиваю по очереди каждую группу.

 Выключить экран.

2.Еще я предлагаю вам ответить на вопросы теста, связанные с изученным разделом.(5 мин)

Читайте внимательно вопрос и обсуждайте в группах.

Учащиеся на компьютерах в группах выполняют тест.

Объявление результатов.

 Закрыть компьютеры.

3.Самоопределение к деятельности.

Послушайте четверостишие.

О, Русь моя, тебе хвала,
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала!

 Как в этом четверостишье автор называет нашу Родину? ( Русь)
Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела «Страницы истории России»

А о чем конкретно нам сегодня расскажет Русь вы узнаете , разгадав кроссворд.

Каждая группа получает лист с заданием.

 1)      Наука о прошлом.
2)      Металлические буквы в разборном шрифте, предложенном Гутенбергом.
3)      Большое животное, на которое охотились древние люди.
4)      Отрезок времени в 100 лет.
5)      Страна, которая подарила миру Олимпийские игры.
6)      На берегах какой реки возникло Египетское государство.
7)      Наука , изучающая прошлое человечества по вещественным источникам.

Так о ком же нам сегодня расскажет Русь? ( О славянах)

Посмотрите на вопросы на слайде 2:
Кто? Какие? Где? Как? Чем?
Что бы вы хотели узнать о славянах? Сформулируйте свои вопросы, используя данные слова?
Кто такие славяне?
Какими они были?
Где жили?
Как жили?
Чем занимались?

 Сформулируйте цель урока. ( Узнать о жизни древних славян) Слайд 3

4. Изучение нового материала.

 Если мы заглянем в прошлое на полторы тысячи лет назад (в середину первого тысячелетия нашей эры), то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы бескрайние дремучие леса, топкие болота, полноводные реки и мелкие речушки. В те времена эти края населяли Восточные славяне.

Откройте учебники на странице 35, рассмотрите карту. Слайд 4.

 Подумайте, что вы можете рассказать с ее помощью о расселении славян?

На огромном пространстве Восточной Европы от самого юга до Северных земель по берегам рек жили восточные славяне. Жили славяне племенами. Племен было много.

 Покажите на карте, какие племена существовали. Ученик у доски показывает. (перечисление — восточные славяне, западные славяне, южные славяне).

 Какое из племен занимало наибольшее пространство? (Восточные)

По берегам каких рек селились славяне? ( Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, селились от берегов Черного моря до берегов Балтийского моря)

 Выключить экран.

Восточными славянами называли племена, от которых произошли наши предки русские, украинцы, белорусы. Как вы думаете, что объединяло эти племена? (племена объединяли язык, обычаи, занятия)

 Послушайте стихотворение Натальи Кончаловской и скажите, почему именно на этих территориях остановились славяне.

 Много было в чаще бора и медведей, и волков,
Много уток на озерах, на болотах куликов.
Коршун вился над лугами, и лосиною тропой
Зверь с могучими рогами выходил на водопой.
Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной.
Только предки наших предков появлялись тут весной.
То ль в ладьях они приплыли, то ль верхами, то ль пешком,
Посидели, обсудили, осмотрели все кругом
И решили: места много, есть, что есть, и есть что пить!
Помолились люди Богу, стали строиться и жить.

 Сегодня вы будете исследователями. Кто такие исследователи? (Человек, занимающийся научными исследованиями.)

У каждой группы будет свой объект для исследования. У вас на партах лежат конверты, внутри которых находятся вопросы. Открываем их. Прочитайте свой вопрос.

 1 группа отвечает на вопрос «Кто такие наши предки?»
2 группа «Какими были наши предки?»
3 группа «Где жили наши предки?»
4 группа «Как жили наши предки»
5 группа «Чем занимались наши предки?»

 Вы можете пользоваться учебником с.36-38. Каждая группа ищет ответ на свой вопрос.
Еще в каждой группе есть знаток, который может дополнить ваши ответы.
Если у вас появятся вопросы, обращайтесь ко мне.

 Знаток 1. Кто такие наши предки? ( стр.34)
Нашими предками были славяне. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов считал, что предками славян являются мужественные люди, т.е. прославившиеся своими подвигами, и название «славяне» происходит от слова «Славящиеся».

Знаток 2. «Какими были наши предки?» ( стр.36)

 Слайд 5.

Славяне были крепкими выносливыми, готовыми к любым неожиданностям. Один из византийцев, живший в VI веке , писал, что они очень высокого роста и огромной силы, цвет кожи у них не очень белый или золотистый, но и не совсем черный. Это неплохие и совсем незлобные люди. Им свойственны гостеприимство, радушие, проявляемое к иноземцам, и свободолюбие.

 Выключить экран.

5. Физическая минутка.

 Разминка для глаз :

  • Часто поморгай несколько раз. Закрой глаза и спокойно сосчитай до 5. Повтори упражнение 4-5 раз.
  • Крепко зажмурь глаза, сосчитай до 3. Затем открой глаза и посмотри вдаль, сосчитай до 5. Повтори упражнение 4-5 раз.
  • Вытяни правую руку вперед. Медленно двигай указательным пальцем влево-вправо, вверх-вниз и следи за ним взглядом. Голову держи неподвижно. Повтори упражнение 4-5 раз.

Проделай в среднем темпе 3-4 круговых движения глазами вправо, затем столько же – влево. Расслабь глазные мышцы, посмотри вдаль и сосчитай до 6. Повтори упражнение.

 6.Продолжение изучения нового материала.

 Знаток 3. «Где жили наши предки?» (стр.34+карта)

Полторы тысячи лет тому назад в V веке нашей эры, славяне мощными потоками устремились на земли, простиравшиеся от Черного моря до Балтийского. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви- восточную, западную и южную. Наши предки, восточные славяне, заселили в VI веке большую часть Восточно-Европейской равнины по берегам рек Днепр, Волга, Ока, Западная Двина.

   Как гласит летопись, славяне «пришли и сели по Днепру и назвались «полянами», потому что жили они на больших полянах-местах, где лес не был таким густым, а другие- древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиной и назвались дреговичами, потому что «дрягва»- это болото, болотистая местность. Иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину по имени Полота, от нее и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильмень, прозвались своим именем словенами и построили город, назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму и прозвались северянами. И так разошелся славянский народ…

Знаток 4 «Как жили наши предки?» (стр.37-38)

Первоначально восточные славяне жили каждый своим родом и на своих местах. Во главе стоял родовой старейшина. Но по мере расселения славян на больших пространствах родовые связи стали распадаться. На общий совет –вече- теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае военной опасности сражалось все мужское население- народное ополчение.

Слайд 6.

Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол из крепких бревен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго. Выходов за этот частокол делали несколько, чтобы в случае нападения можно было скрыться от врагов.

Жильем служили землянки, выкопанные в земле. В домах древних славян пол был на метр углублён в землю, стены выложены из тонких жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстый слой соломы. Крышу изнутри поддерживал столб. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой- ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь- она обогревала дом, на ней же готовили еду.

В таком жилище можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

 Выключить экран.

Знаток 5. «Чем занимались наши предки?» (стр.36-37)

Славяне селились по берегам водоемов. Поэтому основным их занятием было рыболовство. Орудием ловли рыбы служил гарпун, а позже- сплетённые неводы- сети и ловушки. Сети плели из льна, ловушки- из ивовых прутьев.

Жизнь среди лесов определила еще одно занятие славян- охоту. Охотились с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали топоры с рукоятками. При помощи силков( специальные ловушки из прутьев и веревок) ловили славяне птиц: уток, тетеревов.

Охота давала не только дополнительное продовольствие, но и одежду. Кроме того, шкурки пушных зверей служили основным средством обмена, т.е. выполняли роль денег. Слово «куна» (мех куницы) значило то же, что сейчас слово «деньги».

Наши предки разводили свиней, коров, коз, лошадей, домашнюю птицу. Женщины и дети занимались собирательством. Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из нее в голодное время пекли лепёшки. Собирали в лесу щавель, дикую капусту, дикий лук.

Но самым главным становится земледелие. Сеяли просо, пшеницу. Ячмень, овес, рожь, бобы, горох. На огороде выращивали репу, капусту, свеклу, морковь, чеснок, лук.

Хлеб славяне называли «жито»- от слова «жить», потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт питания.

 Спасибо всем докладчикам за дополнительную информацию.

 Кому поклонялись наши предки?

А теперь давайте посмотрим небольшой видеофрагмент о жизни наших предков. (видео с диска)

 7.Закрепление изученного материала.

   Сейчас каждая группа на компьютерах выполнит два задания. Если вы внимательно слушали выступающих учеников, то с легкостью справитесь с ними.

 А теперь выполните задания, которые я для вас приготовила.( 5 учеников у доски) Слайд 7, 8.

 Работа в ТПО.

8. Итог урока.
Давайте вспомним, какие вопросы мы ставили для себя в начале урока. Получилось ли вам как исследователям на них ответить?
Еще раз вспомним: где селились славяне, как жили, чем занимались, во что верили?

9. Домашнее задание.
С.34-39 пересказ, ТПО.

Презентация к уроку окружающего мира «Жизнь древних славян»

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Выскажи свое мнение, оставь комментарий:

(обязательно)
(обязательно)

Внимание! Ваш email НЕ публикуется!

Подписаться на комментарии

*