Skip to content

А.Яшин и В.Тушнова: «Мне говорят: нету такой любви…»

Урок внеклассного чтения в 10 классе
Разработка учителя русского языка и литературы Евсеенко О.Н. и учителя музыки Лукашевой Е.А.


Тема урока: «А.Яшин и В.Тушнова: «Мне говорят: нету такой любви…»

Цели урока:
1) образовательные: расширить кругозор учащихся, познакомить с творчеством поэтов 20 века, с миром романса; раскрыть общность идейного замысла поэта и композитора; подготовка к части С на ЕГЭ;
2) развивающие: развивать навыки анализа лирического стихотворения, активизировать творческие способности учащихся, в том числе выразительное чтение, развивать познавательный интерес к поэзии, к музыке, уметь работать в группах, осуществлять совместную учебно-творческую деятельность;
3) воспитательные: воспитание интереса к разным видам искусства, воспевающим любовь и выражающим человеческие чувства, нравственную чистоту, обогатить поэтический и жизненный опыт учащихся

Используемые методы: диалог, частично-поисковый,продуктивно-практический

Форма: нестандартный урок – урок-откровение

Виды контроля: заполнение ромашки фразами из стихов поэтов, выразительное чтение

Оборудование: презентация, фонограмма романса, стихи поэтов, записи песен и стихов, раздаточный материал (ромашки), гитара, рисунки

Ход урока

1. Оргмомент: — Здравствуйте, ребята, сегодня у нас необычный урок, урок-откровение, который проведут два учителя: учитель музыки (Е.А.) и учитель литературы (О.Н.)

2.Подготовка к восприятию материала: звучит романс на стихи В.Тушновой «Не отрекаются любя…» в исполнении учителя музыки

Не отрекаются любя.
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
а ты придешь совсем внезапно.
А ты придешь, когда темно,
когда в стекло ударит вьюга,
когда припомнишь, как давно
не согревали мы друг друга.
И так захочешь теплоты,
не полюбившейся когда-то,
что переждать не сможешь ты
трех человек у автомата.
И будет, как назло, ползти
трамвай, метро, не знаю что там.
И вьюга заметет пути
на дальних подступах к воротам…
А в доме будет грусть и тишь,
хрип счетчика и шорох книжки,
когда ты в двери постучишь,
взбежав наверх без передышки.
За это можно все отдать,
и до того я в это верю,
что трудно мне тебя не ждать,
весь день не отходя от двери.

3. Слово учителя: — Что это было за произведение? Автор этих строк вам известен? Правильно прозвучал романс на стихи В.Тушновой …

- Так что же такое романс? Давайте ближе познакомимся с романсом.

(Романс – это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, (часто на тему любви) для голоса с инструментальным сопровождением. Слово «романс» пришло из Испании. Первоначально романс обозначал песню, исполняемую по-романски, т.е. по-испански. В старину романс пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина, позднее – в сопровождении фортепиано. В старинных русских романсах воспевалось великое человеческое чувство – любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежда на счастье. Романс – это жанр камерной музыки, которая первоначально предназначалась для исполнения перед небольшой аудиторией. Сегодня мы можем услышать романсы и в больших концертных залах.)

- Как вы считаете, в чем особенности романса? (особая певучесть и мелодичность, суть его в содержании стихов, в нем больше уделяется внимания настроению)

- Что услышали вы в романсе на стихотворение В.Тушновой? Какие чувства и настроения пережили?

- Что же с нами делает романс? Чем покоряет слушателей? Может быть, виноваты рифмы поэтов или все дело в музыке? (без ответа)

-(учитель литературы) А может разгадка в том, что романс завораживает нас чужой выстраданной любовью, о которой все мы мечтаем? (без ответа)
- Давайте поговорим на эту тему в форме диалога – Он и Она. Как вы думаете, какова цель этого диалога? Почему он начался с романса?

- Как вы считаете, существует ли формула любви? Давайте попробуем на примере отношений двух талантливых людей вывести формулу любви, отмечая лучшие фразы из их стихотворений на лепестках ромашек, лежащих у вас на столах. Кстати, почему ромашка?

- Итак, поговорим откровенно о жизни А.Яшина и В.Тушновой (уч-ся предлагают биографические сведения поэтов)

- Спасибо, что же поразило вас в их судьбах? А о чувствах двух влюбленных расскажут их стихи. Откровенно поговорим о поэзии: послушайте стихотворение В.Тушновой «Люблю»

Люблю?, не знаю может быть и нет,
Любовь имеет множество примет,
А я одно сказать тебе могу
Повсюду ты, во сне, в огне, в снегу,
В молчанье, в шуме, в радости, в тоске,
В любой надежде, в любой строке и в любой звезде,
Во всём! Всегда! Везде!
Ты памятью затвержен наизусть
И ничего нельзя забыть уже.
Ты понимаешь? Я тебя боюсь,
Напрасно я бежать, спастись хочу,
Ведь ты же сон, тепло, дыханье, свет…
Хочу прижаться к твоему плечу.
Люблю? не знаю, нет других примет! 

-Чем завораживают эти строки?
- Что такое любовь, по мнению Вероники Тушновой?
- За счет чего усиливается эффект лиричности и эмоциональности стиха?
(старая как мир история: история любви двух немолодых людей, счастливая и трагическая, светлая и грустная, рассказанная в стихах)

- А теперь послушаем стихотворение А.Яшина «Пусть – безответно…»  

Пусть — безответно,
Только бы любить,
Только б не бесследно
По земле ходить.
Трав густым настоем
Дышать в шалаше,
Только бы простоев
Не знать душе.
Небом или сушей
За любимой вслед —
То же, что в грядущее
Взять билет.
Скрытно жить, в немилости.
Но в любой миг
Из-под ног вырасти
На ее вскрик.
Для меня не горе
Судьба бобыля,
Пахло б морем — море,
И землей — земля.
Буду жить, как птица,
Петь, как ручей.
Только б не лишиться
Бессонных ночей.
Пусть безответная,
Пусть, пусть!
Как-нибудь и с этою
Ношей примирюсь.
Ни на что не сетую,
Только бы любить.
Давай безответную —
Так тому и быть.
Впрочем, что ж охотно
На костер лезть?
Мы еще посмотрим,
Время есть! 

- Любовь была тайной, любовь была грешной, разве мог он оставить семью, разве могла она разрушить его семью
- Что такое любовь, по мнению Яшина? В чем особенность этого стихотворения? Что объединяет два стихотворения?
- Она — красавица с выразительным лицом, глазами необыкновенной любви, умела дружить, умела любить, страстно и самоотверженно. Он — по-мужски красив, с лицом грубой, но яркой лепки, в нем было обаяние, которое сводило с ума.
- Теперь самое время услышать ваше откровенное мнение читателя: прочтите стихи Яшина и Тушновой, которые затронули вас. Почему именно это стихотворение? Обоснуйте ответ.

- (учитель музыки) А что делает стихи мелодичными, особенно стихотворения Тушновой? Почему их и легко, и в то же время трудно исполнять?

- (учитель литературы) Что делать, если любовь пришла на исходе молодости? Что делать, если любимый человек не свободен? Запретить себе любить? Невозможно. Расставаться – равносильно смерти. Они расстались.

(стих А.Яшина «Последняя глава»)
…Дописать или оборвать -
Горе горькое догоревать?
Сам с собой не всегда в ладу.
По своей
Иль чужой вине
Так живу, как сквозь строй иду,
Что ни день -
Горю на огне.
Книга жизни…
Только ль слова?
Сколько лет я сижу над ней!
Пожелтели страницы в ней,
Как трава в сентябре,
Как листва,
Поседела моя голова.
Но вдвойне дается трудней
Заключительная глава.

- О какой заключительной главе идет речь?

(стих В.Тушновой «Я прощаюсь с тобой…»)

Я прощаюсь с тобою
у последней черты.
С настоящей любовью,
может, встретишься ты.
Пусть иная, родная,
та, с которою — рай,
все равно заклинаю:
вспоминай! вспоминай!
Вспоминай меня, если
хрустнет утренний лед,
если вдруг в поднебесье
прогремит самолет,
если вихрь закурчавит
душных туч пелену,
если пес заскучает,
заскулит на луну,
если рыжие стаи
закружит листопад,
если за полночь ставни
застучат невпопад,
если утром белесым
закричат петухи,
вспоминай мои слезы,
губы, руки, стихи…
Позабыть не старайся,
прочь из сердца гоня,
не старайся,
не майся -
слишком много меня!

- Какова же последняя просьба Вероники?

- Говорят, от любви не умирают. Это неправда. И в 50 лет умирают, если любовь настоящая (стих В.Тушновой «Знаешь ли ты, что такое горе…»)

Знаешь ли ты, что такое горе,
когда тугою петлей на горле?
Когда на сердце глыбою в тонну,
когда нельзя ни слезы, ни стона?Чтоб никто не увидел, избави боже,
покрасневших глаз, потускневшей кожи,
чтоб никто не заметил, как я устала,
какая больная, старая стала…

Знаешь ли Ты, что такое горе?
Его переплыть — всё равно что море,
его перейти — всё равно что пустыню,
а о нём говорят словами пустыми,говорят: “Вы знаете, он её бросил…”
А я без Тебя как лодка без вёсел,
как птица без крыльев,
как растенье без корня…
Знаешь ли Ты, что такое горе?Я Тебе не всё ещё рассказала, -
знаешь, как я хожу по вокзалам?
Как расписания изучаю?
Как поезда по ночам встречаю?

Как на каждом почтамте молю я чуда:
хоть строки, хоть слова
оттуда….
оттуда….

- (уч-ся рассказывает о воспоминаниях друга Вероники Тушновой)

- А мое знакомство с Тушновой и Яшиным состоялось благодаря стихотворению Э.Асадова «Веронике Тушновой и Александру Яшину», прочитала его и захотела узнать, что за любовная трагическая история случилась между ними. И вот теперь об этом знаете и вы. Я прочту вам отрывок из стиха Асадова.

Я не открою, право же, секрета,
Коль гляну в ваши трепетные дни.
Вы жили, как Ромео и Джульетта,
Хоть были втрое старше, чем они.
Но разве же зазорна иль позорна
В усталом сердце брызнувшая новь?!
Любви и впрямь «все возрасты покорны»,
Когда придет действительно любовь!
Бывает так: спокойно, еле-еле
Живут, как дремлют в зиму и жару.
А вы избрали счастье. Вы не тлели,
Вы горячо и радостно горели,
Горели, словно хворост на ветру,
Пускай бормочет зависть, обозлясь,
И сплетня вслед каменьями швыряет
Вы шли вперед, ухабов не страшась,
Ведь незаконна в мире только грязь,
Любовь же «незаконной» не бывает!.
И коль порой устану от худого,
От чьих-то сплетен или мелких слов,
Махну рукой и отвернусь сурово.
Но лишь о вас подумаю, как снова
Готов сражаться насмерть за любовь!

- А на что готовы мы? И готовы ли? (ответы уч-ся)

4. Подведение итогов: — Давайте соберем нашу ромашку «формулу любви», что же у вас получилось? Как вы думаете, существует ли одинаковая формула любви, подходящая для всех?

- Миллионы людей бездумно повторяют формулу любви, не осознавая ее трагическую силу: я люблю тебя, я не могу без тебя жить… И спокойно живут дальше. А Вероника – не смогла, не смогла жить любви, так же, как и Александр, который пережил ее всего лишь на три года и умер от той же болезни. Случайность?

- (учитель музыки) Скажите, пожалуйста, как же романс был связан с вашим диалогом?

- (учитель литературы) А у вас уже есть своя формула любви? Давайте послушаем откровенные ваши творения. Попробуем с Е.А. оценить ваш первый опыт в литературе, музыке и живописи. (Мальчики исполняют песню, девочки предлагают рисунки и свое литературное выступление)

Домашнее задание: ребята, в заключение, предлагаю вам дома написать эссе: «Стихотворение В.Тушновой или А.Яшина, которое мне понравилось». Все они будут помещены в альбом «Откровенное мнение читателя».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку «А.Яшин и В.Тушнова: «Мне говорят: нету такой любви…»

 

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Выскажи свое мнение, оставь комментарий:

(обязательно)
(обязательно)

Внимание! Ваш email НЕ публикуется!

Подписаться на комментарии

Нажимая кнопку "Добавить комментарий" Вы даёте свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"