Skip to content

Анализ эпизода «Воскрешение детской души Раскольникова»

Разработка учителя русского языка и литературы Ломакиной Н.Г.

Цели урока:
Учебные:
- обучение анализу эпизода  в рамках требований ЕГЭ: обучение развернутому    рассуждению о роли и месте данного фрагмента в романе, его тематике и проблематике;
- подготовка к написанию развернутого рассуждения о связи проблематики данного фрагмента с произведениями других отечественных писателей-классиков;
- ввести в мир духовных исканий и страданий героя;
- показать, какую власть над человеком может иметь теория, какую опасность может таить она для человека и человечества.

Развивающие:
- развитие исследовательских навыков учащихся;
- развитие умения анализировать и сопоставлять композиционные моменты произведения, делать выводы;
- развитие речи учащихся;
- развитие навыков самостоятельного мышления.

Воспитательные:
- формирование гуманистических черт характера учащихся;
- воспитание интереса к личности и творчеству Ф.М. Достоевского;
- формирование коммуникативных навыков.

Тип урока: развитие речи: обучение анализу эпизода.

Оформление класса:
1.Портрет писателя.

ХОД УРОКА

 I.                    Слово учителя

«Достоевский – художник … бездны человеческой…» — писал русский религиозный философ Николай Бердяев. Это по–настоящему  понимаешь, когда входишь в мир  романа «Преступление и наказание». В фокусе писательского внимания  в нем – человек как великая тайна: непостижимая, бесконечная, но молящая о разгадке.

Мы, работая над эпизодом романа,  попытаемся проникнуть в  «бездну души» Раскольникова, попробуем понять, с чем связаны его нравственные страдания.

II.         Подготовленный ученик выразительно читает отрывок из романа.

III.     Подготовка к анализу эпизода.
1.         Из какой композиционной части романа взят этот эпизод? Какие события предшествовали этому эпизоду?
2.         Чему посвящен эпизод? (Что показывает автор в этом эпизоде?)

( В этом эпизоде Достоевский стремился показать состояние Раскольникова после увиденного им во сне о кляче.)
3.         В каком состоянии просыпается Раскольников?
(«Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь… приподнялся в ужасе».)
4 . В начале эпизода автор акцентирует внимание читателя  не только на физическом состоянии героя, но, прежде всего, на внутреннем, психическом. Как было на душе Раскольникова? 
( На душе у героя было «смутно и темно», т.е. неясно, беспокойно, тревожно.)
5. Что этими словами дает понять автор?
(Автору важно подчеркнуть, что Раскольников не просыпается в твердой уверенности, что  ото всего им задуманного он отрекается раз и навсегда.)
Слово учителя.  Наоборот, в авторской ремарке: «Он положил локти на колена и подпер обеими руками голову», — подчеркивается автором мучительный процесс самопознания героя.

IV.       Анализ эпизода.
1.       Как построен эпизод?
2.      Часто ли до этого  мы слышали из уст героя обращения к Богу? (Не часто, не более трех раз.)
3.      В этом же небольшом эпизоде Раскольников пять раз обращается к Господу. Что  произошло с героем?
( Сон о детстве  воскресил в Раскольникове детскую веру, и безбожник возвращается к Богу. Он рос в религиозной семье: «Вспомни, милый,- пишет ему мать,- как еще в детстве твоем, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы свои у меня на коленях, и как мы все тогда были счастливы».)

Слово учителя.
У отца и церкви мальчик искал успокоения, защиты, помощи. Автор указывает три составляющие счастья: отец, мать, Бог. У Раскольникова рядом с Богом стоит отец. Лишившись отца, он потерял и Бога в душе своей. Сердце матери предчувствует возможный надлом в душе сына, она старается увести от него беду: «Молишься ли ты Богу, Родя,  по-прежнему и веришь ли в благодать Творца и Искупителя нашего. Боюсь я, в сердце своем, не посетило ли и тебя новейшее модное безверие?»

4 .Перечитайте вторую реплику Раскольникова. Отчего с ужасом произносится каждое слово героем? Что впервые он увидел?
(Впервые он видит убийство не как алгебраический знак, а как пролитую кровь – и отшатывается. Его охватывает ужас при одной мысли, что  он будет убивать, как Миколка…потечет липкая, теплая кровь…)

Слово учителя
В этом эпизоде мы видим, как «натура Раскольникова дает тяжелейшее «генеральное сражение»  «безобразной мечте».

5. К каким средствам изобразительности обращается Достоевский, чтобы показать этот сложнейший, мучительный процесс ?
( Умолчания, особенно во второй реплике. Мы чувствуем, как тяжело, невыносимо тяжело произносить каждое «страшное» слово Раскольникову, у него еле поворачивается язык. Кроме того, многочисленные лексические повторы, риторические восклицания и риторические вопросы, обращения…)

  6.  Доказательством чего является авторская ремарка: « Он был бледен, глаза его горели, изнеможение было во    всех его членах, но ему вдруг стало дышать как бы  легче»?
( Автор как бы подводит итог тому, что детское, чистое, светлое в сражении с темным, бесчеловечным в душе героя одержало победу.)

 7. Какими эпитетами характеризует теперь состояние души Раскольникова автор?
(«Легко и мирно», т.е. в душу героя приходит согласие, спокойствие; отступают волнения.)

Слово учителя.
И в этот момент Раскольников восклицает: «Господи! Покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей!»

 8.  Какой « яд» выбросила из себя душа Раскольникова?
( Натура выбрасывает из себя «яд» – мысль о преступлении, и Раскольников радуется).

Слово учителя.
Автору очень важно  еще раз подчеркнуть то благостное состояние, в котором теперь находится герой. Он пишет: «Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву…» Эпитеты «тихо» и «спокойно» дают возможность нам, читателям, еще раз почувствовать ту перемену, которая произошла с героем.

В одной из работ Константина Васильевича Мочульского, ученого, философа, литературоведа, мы читаем: «Герои Достоевского в своей духовности мало зависят от времен года и перемен погоды. В романах его очень редки метеорологические указания. Но когда они встречаются, в них всегда заключена транскрипция душевных состояний». В этом эпизоде как раз и присутствует такая деталь.  Найдите её.
( Он смотрел «на яркий закат яркого, красного солнца  )

9.  Что дает понять эта деталь пейзажа?
( Раскольников – ночной человек; в его каморке почти всегда темно; он «гордый дух тьмы», и его мечта порождена мраком.
Солнце у Достоевского – символ «живой жизни», побеждающий мертворожденную теорию Раскольникова.  Автор сознательно дважды повторяет эпитет «яркий», т.е. сияющий, сильный, впечатляющий.)

Слово учителя.
Не случайно поэтому и следующее сравнение автора всего того, что было на душе у героя до этого момента с нарывом на сердце, который целый месяц нарывал и мучил героя. И вот сейчас происходит исцеление: нарыв «вдруг прорвался».

   10. Какое же чувство переживает герой?
( Свобода, свобода! Он свободен теперь от этих чар, от колдовства…)

  11. Как расценивает Раскольников то, что овладевало им в течение последнего месяца?
(Чары, колдовство, обаяние, наваждение, т.е. то, что внушено злой силой)

Учитель. Говоря языком верующего человека, Раскольников находился во власти демона, сатаны.

   12. Произошла ли в Раскольникове окончательная победа добра?
( Нет, в этом эпизоде мы становимся свидетелями крайне непрочной победы добра над злом. Идея уже проникла в подсознание героя и, после последней вспышки бунта, становится движущей сило

13. Зачем же нужен был автору этот эпизод? Какую роль в романе он играет?
( Играет чрезвычайно важную роль. Мы увидели чистую душу героя; увидели внутренний конфликт разума и сердца; уже в этом эпизоде намечен автором путь героя от падения к очищению, к Богу, что мы увидим в Эпилоге романа.)

Слово учителя.
В «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевский о 60-х годах XIX столетия написал: «…стерлись определения и границы добра и зла… Разложение…» Он размышляет о философии нового поколения, которую принято называть нигилистической.  И в  этом эпизоде, на мой взгляд, нашла отражение очень важная для всего произведения проблема -  проблема нового поколения, которое, вступая в жизнь, сначала рефлектировала опыт своих «отцов» и, не удовлетворившись ни их деятельностью, ни их советом, начинало свою череду ошибок и заблуждений.

     14. Что сближает с романом Достоевского «Преступление и наказание» другие произведения отечественной классики?
Индивидуальное задание 1. (Примерное выступление)

Одного из предшественников Раскольникова мы встречали в «Пиковой даме» А.С. Пушкина. Это Герман.  Автор наделил его профилем Наполеона и душой Мефистофеля. Вступая в поединок с враждебной силой, желая возвыситься, он становится причиною смерти старухи и прощает себе ее смерть: тоже по-своему преступает. Этот герой не прятал под полою топор, не обмысливал в мельчайших деталях убийство: в решающий момент он просто направил на старуху дуло пистолета, желая ее припугнуть; к сожалению, старушка испугалась сильнее, чем рассчитывал, и умерла со страху – он не желал ее смерти но и убийцей себя не считает: так уж получилось, да и Бог с ней, старуха свое отжила…

Посмотрите, как похожи сюжетные схемы у Германа и у Раскольникова. Но – только схемы. Сами же герои совершенно разные, ибо по-разному задуманы  авторами. В образе жалкого безумца Пушкин стремился деромантизировать в бытовом сознании тип «исключительного» человека. В новую эпоху Достоевскому необходимо провести психологическое исследование человека, одержимого, как манией, «наполеоновской идеей», заставить общество содрогнуться и навеки эту идею проклясть и дьявольское ее

Индивидуальное задание II. (Примерное выступление)

В этом году мы познакомились с героем романа И.С. Тургенева, современника Ф. Достоевского, «Отцы и дети» нигилистом Базаровым, который опираясь на естественно-научные знания, отрицал красоту, любовь, дружбу, поэзию – считал все это предрассудком. Пытаясь найти в жизни объяснение всему, он не признавал чувственной природы человеческой жизни. И только через любовь, которая дает ему познать себя и мир, он приходит к тому, что Тургенев считал истинным бытием человека: к жизни сердца и духа – свободной и искренней.

Композиционно образ нигилиста Раскольникова построен по той же схеме. Автор дает герою испытательную идею, которая, овладевая им, разрушает его личность. И только в общении с Соней Мармеладовой, избравшей принципиально иной путь, Раскольников очищается и в самом финале готов к началу новой жизни.

Очевидно отношение обоих авторов к нигилизму как феномену нового сознания. Тургенев дает Базарову через мучительное самопознание очистить душу от губительной идеи. Раскольниковская ситуация схожа, но в психологическом романе идея исследована подробнее, многопланово – изнутри.

Заключительное слово учителя.
Сравнивая тургеневского героя и Раскольникова, я бы хотела обратить ваше внимание на то, что отрицание Базарова меркнет рядом с раскольниковским.  И прежде всего потому, что  один режет лягушек в научных целях, другой режет людей, чтобы узнать, тот ли он великий человек, который впоследствии принесет им счастье.

Раскольников попирает святое – незыблемое для человеческого сознания : ОН ПОСЯГАЕТ НА ЧЕЛОВЕКА.

« Не убий. Не укради»,- записано в древней книге. Это за-по-ве-ди человечества, аксиомы, принимаемые без доказательств. Раскольников рискнул усомниться, решил их проверить. И Достоевский показывает, как за этим невероятным сомнением следует тьма других мучительных сомнений и идей. И бездна муки – себе и другим.

Далее учащиеся выполняют работу в формате ЕГЭ по данному эпизоду.

 

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Выскажи свое мнение, оставь комментарий:

(обязательно)
(обязательно)

Внимание! Ваш email НЕ публикуется!

Подписаться на комментарии

Нажимая кнопку "Добавить комментарий" Вы даёте свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"