Skip to content

Образ храма в творчестве Н.И. Поснова

Занятие элективного курса «Литературное краеведение Брянщины»
Разработка учителя русского языка и литературы Евсеенко О.Н.

Тема занятия: «Образ храма в творчестве Н.И. Поснова»

Цели занятия:
- познакомить учащихся с творчеством поэта – земляка Н.И. Поснова;   формировать интерес к поэзии родного края;
- формирование эмоционально-личностного отношения к культурологическим и историческим фактам, сообщаемым на уроке;
- знакомство с краеведческими историческими фактами и материалами (история церкви Николая Чудотворца в г. Карачеве);
- развитие творческих способностей учащихся;
- формирование навыков анализа лирического стихотворения и исполнительского искусства;
- формирование интереса к использованию информационных технологий при изучении предмета;
- воспитание любви к родному краю, его литературе; содействие духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование:

- стихи Н.И. Поснова,
- раздаточный материал (листы А4, карандаши, краски)
- словари литературоведческих терминов, толковый словарь и этимологический
- выставка книг Н.И. Поснова
- компьютер, проектор

Ход занятия:

  1. Вступление: под звон колоколов учащийся выразительно читает стихотворение Николая Поснова «Густой подорожник прогорклый…» (слайд №2)
  2. Слово учителя: — Какие у вас возникают мысли, когда вы видите храм в жизни или на фото, например, на этом слайде? — А о чем думает Николай Поснов, когда любуется старинной церковью? – Какие средства выразительности помогают поэту передать свои чувства? – А все ли слова в этом стихотворении вам понятны? – Давайте поработаем с толковым словарем и попробуем разобраться в значениях некоторых слов (прогорклый, прируб, балясник, глава, закомары, шелом, звонница, фронтоны). Н.Поснов в этом стихотворении пишет: «Кто строил ее (церковь), Вероятно, Тот Бога искал в красоте…». Как вы понимаете эти слова? А что вы ответили, если бы вас попросили объяснить, что такое храм? Итак, тема нашего занятия: «Образ храма в творчестве Н.Поснова». Цели мы видим на слайде №3. А о том, что же такое храм, нам расскажет ваш товарищ (сообщение ученика: «Храм — это специальное место, где проводится служба какому-то внеземному существу, служба проводится в виде молитв и обрядов, а также различных посвящений. Храмы бывают: буддийские, мусульманские и христианские. Существуют также отдельные виды храмов, где происходит поклонение уже земным существам, людям или даже животным. Храм — это всегда что-то такое светлое, святое, не обязательно какое-то определённое место на какой-то территории вроде здания, в котором чему-то поклоняются, ведь это может быть и простое душевное состояние, которое в каждом человеке является уединённым от всех, где хранится его собственная вера и чувства», текст со слайда №4)

– Как вы считаете, в творчестве Н.Поснова, каким предстает образ храма (первое или второе объяснение)? Обоснуйте свой ответ.

  1. Учитель: — Сегодня мы читаем стихи Николая Поснова, но прежде чем говорить о его творениях, нужно познакомиться с жизнью и творчеством нашего земляка, давайте послушаем сообщение на эту тему (слайд №5)

4. Учитель:

- Готовясь к этому занятию, ребята нашли и заинтересовались      стихотворением Н.Поснова «Храм Утоли моя печали». Послушайте его в исполнении ученика (или можно учителя). (Слайд №6) Как вы понимаете фразу: «…утоли моя печали», что заключено в этом названии? Какие строчки стихотворения вам особенно понравились, почему? В Брянской области есть часовня в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» с. Костеничи. Часовня была построена в 2003 году, по благословению Епископа Брянского и Севского Феофилакта, а этот храм «Утоли моя печали» находится в Саратове (слайд №7), (слайд №8). Подобная икона сохранилась в церкви Николая Чудотворца, которая находится в Карачеве. Очень интересна история этой церкви, давайте послушаем ее (сообщение учащегося, см. приложение №1, после него чтение стихотворения «Молитва», слайд №11) – Почему именно к этому святому обращается поэт? – С какой просьбой обращается герой к Николаю Чудотворцу? – Что означает фраза: «От разлада с душою спаси»? – Найдите в стихотворении изобразительно-выразительные средства? – Как вы понимаете слово «болезно-скорбящих»?

5. Учитель: — А сейчас разделимся на творческие группы: художники-иллюстраторы (готовят иллюстрации к воображаемому сборнику стихотворений Н.Поснова), издатели сборника (пишут небольшую аннотацию для читателя на стихотворения Н.Поснова), критики (в письменной форме высказывают свое мнение о прочитанных на занятии стихотворениях), (в это время на экране идут слайды №12-18 с храмами Брянской области под звон колоколов).

6. Подведение итогов и обсуждение творческих работ:

- Как вы думаете, почему Н.И.Поснов так часто в своих стихах обращался к храму, к Богу? – А закончить наше занятие я бы хотела такими строчками:

Я принимаю жизнь как есть,
Со всеми «да» и «нет».
Прошел сквозь честь,
Прошел сквозь лесть,
Сквозь славу и навет.

Но лишь одно я вынесть мог,
Не мудрствуя хитро,
Что если есть на свете Бог,
То этот Бог – Добро.

- Как вы поняли смысл этих строк?

- А еще я думаю, что родители не случайно назвали сына Николаем, ведь имя Николай означает – «победитель народов». А сегодня он завоевал и ваши сердца своим творчеством.

Приложение. ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА

         Храм упоминается в описи 1626 года: «В острожной же большой осыпи церковь Чудотворца Николая». До эпохи смутного времени в нынешнем 60–м квартале города Карачева, в черте “около большой осыпи” существовала церковь св. Пророка Илии. Храм этот в тяжелую годину самозванцев подвергся общей печальной участи с прочими карачевскими церквями, т.е. был разрушен овладевшими городом поляками. В середине XVII столетия, во время восстановления Карачева после разорения поляками в эпоху Смутного времени, «на посаде, за древней осыпью» был сооружен новый деревянный храм во имя особо почитаемого на Святой Руси Святителя Николая, с приделом Святого Иоанна Воина. Храм этот, как сообщают исторические источники, был построен общими силами причта и прихожан. Около храма существовало приходское кладбище, церковные усадебные места. Кроме того, церкви принадлежали находившиеся близ нее семь свободных усадебных мест, на которых раньше жили посадские люди и казаки, и церковная пашня вверх речки Горе–Грязи. В 1806 году придел св. мученика Иоанна Воина был заменен приделом св. Пророка Илии. Побуждением к этому послужило следующее, по преданию, событие. В 1806 году, по случаю продолжительной засухи, по городу был устроен крестный ход с молебными пениями о ниспослании дождя. Во время молебного пения пред Николаевским храмом светлое солнечное небо мгновенно покрылось дождевыми тучами, из которых полил обильный дождь, так хорошо напитавший землю, что она произросла в то лето обильные плоды. В ознаменование этой милости Божией граждане решили соорудить придел во имя Святого Пророка Илии. Ведь до Смутного времени в городе существовал храм Пророка Илии, сожженный вместе с городом поляками. Именно на этом месте и был построен храм Святителя Николая. В таком первоначальном виде и составе Николаевская церковь просуществовала до 1861 года. В этом году она была продана в село Бельдяжки Кромского уезда, а вместо нее был выстроен новый каменный пятиглавый храм в 43 квартале города Карачева, при большой шоссейной Орловской дороге. Строителем этого храма был богатый крестьянин из деревни Масловки Гавриил Васильев Болдырев. Еще в 1847 и 1853 годах для постройки новой церкви были приобретены покупкой и пожертвованиями участки усадебной земли на восточной окраине города. Началось строительство храма в 1855 году, а в 1860 году он был освящен по благословению Преосвященного Поликарпа.
Вначале храм был устроен без трапезной части, с тремя Престолами: во имя Святителя Николая, Святого Пророка Илии и в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В 1862 – 1863 годах была пристроена трапезная часть и каменная колокольня, были сооружены еще два Престола: во имя Святителя Тихона Задонского и Святого мученика Иоанна Воина. В 1871 году произошла перестройка верхней части храма: из-за непрочного грунта, на котором некогда был возведен храм, дали трещины его капитальные стены, и было решено облегчить его верхнюю часть. Пять каменных куполов на храме были сняты и вместо них поставлен один “восьмерик” с окнами; вместе с этим была окончена постройка колокольни. При традиционном плане и объемном построении – восьмерик на четверике – композиции церкви придано некоторое своеобразие: по сторонам массивной центральной апсиды расположены две меньших полукруглых придельных апсиды. Архитектурный облик памятника создают русско–византийские формы, характерные для конца второй трети XIX века. Короной восьмерика выглядит завершение граней его стен. Это полукруглые арки с заостренными, на манер древних кокошников, верхами. Арки опираются на трехчетвертные «византийские» колонны, поставленные по углам восьмерика. Элементы декора восьмерика и приемы его размещения заимствованы на Михаилоархангельском соборе. Декор трапезной и апсид един в характере с декором восьмерика. Архитектура памятника относится к периоду большого строительства частных купеческих домов в центральной части города и своим доминирующим положением Никольская церковь как бы возглавляет эту страницу в застройке Карачева. К особо чтимым святыням Николаевской церкви относится икона Божией Матери “Утоли моя печали”. Когда и кем она устроена – неизвестно, но она уже существовала в древнем каменном храме. Высота и ширина ее около аршина. Драгоценных украшений икона не имеет. Из предметов, замечательных по древности происхождения, заслуживает внимания малое напрестольное Евангелие в сребро–позлащенных досках, изданное в 1688 году в Москве. Копии метрических книг имеются от 1809 года, а исповедные ведомости – от 1828 года. При церкви имелось 18 десятин земли, находящиеся в 8 верстах от города. С 17 октября 1899 года при храме открыта в собственном каменном просторном помещении церковноприходская школа, устроенная стараниями священника Алексея Ив. Попова. В школе обучалось до 70 детей прихожан обоего пола; содержалась она на средства казенные и церковные. После большевистского переворота 1917 года началось гонение на Православие. Один за другим безбожная советская власть закрывала храмы. Не минула эта судьба и храм Святителя Николая. В 1927 году он был закрыт решением местных властей. Более чем на 60 лет прекратило здесь звучать слово Божие. В годы советской власти была разобрана колокольня храма, а в храме до Великой Отечественной войны находился кинотеатр. В годы войны здесь был немецкий лагерь для советских военнопленных. В послевоенные годы — мебельный магазин и склад гражданской обороны. В мае 1994 года здесь впервые после долгого запустения при большом стечении народа состоялось Богослужение. С первых лет службы при храме были открыты воскресная школа и библиотека. В 2006 году закончена роспись центральной части храма. Архитектурный облик храма – это один из ранних на Брянщине образцов русско–византийского стиля середины XIX столетия, явно подражает своими монументальными формами облику домонгольских древнерусских храмов.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку «Образ храма в творчестве Н.И. Поснова»

 

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Выскажи свое мнение, оставь комментарий:

(обязательно)
(обязательно)

Внимание! Ваш email НЕ публикуется!

Подписаться на комментарии

*