Skip to content

Правописание сложных имен прилагательных

Урок русского языка в 6 классе
Разработка учителя русского языка и литературы Евсеенко О.Н.

Цель: формировать представление о правописание сложных имен прилагательных; вырабатывать первичное умение использовать правило написания сложных прилагательных

Задачи:образовательные: сформулировать понятие о написании сложных прилагательных, обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных; — развивающие: создать условия для развития умений производить классификацию прилагательных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы; -воспитательные: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности; прививать интерес к предмету

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ведущая образовательная технология: техника деятельностного метода

Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа,

наблюдение, самостоятельная работа

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент:    — Слышите, звенит звонок!

                                                          Приглашает на необычный урок!

  1. Слово учителя: — Приглашаю вас на урок – лабораторию. А чем занимаются в лабораториях? (Испытывают, исследуют, обрабатывают). Сегодня мы должны с вами совершить открытие. Проведу это занятие я, заведующая лабораторией, Ольга Николаевна Мудромыслова. Вы же будете учеными-исследователями.
  2. Постановка учебной задачи:

Уважаемые коллеги! Вчера к нам пришло видеописьмо от наших младших коллег из начальной школы. Они просят о помощи (смотрим видеоролик)

Итак, на слайде вы видите эти слова (темно(?)зеленые ели, седо(?)бородый Дед Мороз, северо(?)западный ветер, сказочно(?)прекрасный лес, лесо(?)парковая полоса, серебристо(?)жемчужный иней, трех(?)метровая елка). Коллеги, написание какой части речи вызвало затруднение у ребят? (прилагательное) Как вы узнали? Сколько корней они имеют? Как называются такие слова с точки зрения их строения? (сложные) Значит, что станет предметом нашего исследования? (правописание сложных прилагательных).

  1. Постановка цели урока учениками:Теперь давайте запишем в ваших научных дневниках, так мы назовем сегодня тетради, число, тему исследования. Какие цели в исследовании мы поставим перед собой? Что выясним в ходе работы и какое открытие совершим?

Да, мы говорим о сложных прилагательных, которые, как и сложные существительные, могут писаться слитно или через дефис.

Вернемся к просьбе младших коллег.

5. Работа со словами:

Опыт первый проведем,
Как слова писать поймем!

— Записываем эти слова, проверим ваши предположения, как вы будете их писать? Посмотрите на доску, как они записаны у меня. Почему я их записала в разных столбцах, еще и с какими-то стрелочками? От чего происходят эти слова? (слитно – седобородый, лесопарковая, трехметровая, дефис – темно-зеленые, северо-западный, сказочно-прекрасный, серебристо-жемчужный). Вызывать ребят к доске, раскрыть скобки, записать, от чего они произошли.

— Итак, сделаем выводы. Назовите условия написания прилагательных слитно, через дефис. Молодцы!

6. Актуализация знаний:
— Важный опыт номер два,
Разобраться нам пора!

Давайте обратимся к компетентному источнику, нашему учебнику, посмотрим, как дают объяснение написания этих слов ученые-лингвисты. Совпали наши мнения? Но какого примера у нас не было?

— Молодцы! Надо нам немного отдохнуть! (физминутка) Выполним движения вместе с елочкой!

-Вот и опыт номер три:
Думай, делай и твори!

— Итак, мы должны же помочь с письмом. У вас на партах лежат письма Дедушке Морозу, но там не хватает слов, каких? Сложных прилагательных. На слайде слова для справок, вставьте эти прилагательные в письмо, раскрывая скобки при написании. Прочитайте, что у вас получилось. ( Наступило сказочно-прекрасное время года. Земля покрылась белоснежным ковром. В зимнем лесу белоствольные березы убрались ярко-серебристым инеем. Как ни злобно-колюч морозец, он все же приятен. Новогоднее настроение царит вокруг. Скоро наступит любимый всеми праздник! И мы бы хотели в школу на утренник трехметровую ёлку с разноцветными гирляндами, и пусть под ней окажутся огромные-преогромные подарки для всех ребят. Спасибо! Приходи к нам на праздник, Дедушка Мороз, мы гостеприимные ребята!)

— Какие еще слова здесь вам встретились, почему вы их так написали? Все проверили. Значит, можно письма отправлять!

7. Итоги урока:

Какое же открытие мы с вами совершили? Есть ли среди вас те, кто еще не уверен в знаниях по теме? Давайте проверим себя.

Опыт четвертый настал,
Результат исследования показал!

Перед вами тесты (см.Приложение), нужно выбрать один правильный ответ, запишите ответы в свои дневники, потом обменяемся ими для взаимопроверки. (на слайде – ответы) вернем друг другу работы, поднимите руку те, кто не допустил ошибок, кто сделал одну ошибку? Спасибо, вы молодцы! Прекрасные у меня коллеги! (если есть время, можно составить предложения, выбрав слова из теста!)

8. Рефлексия: — Наше исследование подошло к концу, еще раз проговорим условия выбора написания прилагательных. Спасибо! А теперь оцените свою деятельность на занятии, выбрав подходящий смайл, поднимите его вверх: улыбающийся, довольный собой или задумчивый, находящийся пока в сомнении, требующий еще работы с написанием прилагательных, у вас будет такая возможность, потому что тема эта еще не закончена.

9. Домашнее задание (на слайде): теория на стр. 182, п-30, упр. №422, по выбору: чтобы сохранить новогоднее настроение, я предлагаю вам написать для своих одноклассников поздравление с Новым годом, используя сложные прилагательные.

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ. Тесты для самоконтроля

1. Это прилагательное пишется через дефис:
1) Бело(снежные),
2) древне(русский),
3)сине(зеленый),
4) чисто(сердечное)

2. Это прилагательное пишется слитно:
1) Бело(розовый),
2) светло(серый),
3) южно(африканский),
4) англо(французский)

3. Какое прилагательное лишнее по написанию:
1) Корабле(строительный),
2) судо(ходный),
3) физико(математический),
4) древне(русский)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку » Правописание сложных имен прилагательных»

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Выскажи свое мнение, оставь комментарий:

(обязательно)
(обязательно)

Внимание! Ваш email НЕ публикуется!

Подписаться на комментарии

Нажимая кнопку "Добавить комментарий" Вы даёте свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"