Skip to content

Сила добра и терпения, сила любви ко всему живому…

Интегрированный (бинарный) урок литературы и физики в 7 классе
по сказке-были А.Платонова «Неизвестный цветок»
Разработка учителя русского языка и литературы Евсеенко О.Н.

Тип урока: интегрированный (бинарный)

Цели:

  1. Акцентное вычитывание текста; формирование нравственных понятий на примере сказки – были; повторение первоначальных сведений о строении вещества.
  2. Развитие навыков анализа текста литературного произведения; развитие представления о единой физической картине мира.
  3. Воспитание читательского вкуса, творческих способностей учащихся.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Microsoft Power Point, видеоролики о падающей росе, о космосе
  • запись «Вальса цветов» П. Чайковского

Ход урока

1. Оргмомент: звучит «Вальс цветов» П. Чайковского и учащийся читает стихотворение:

Посади цветок на благо мира –
Дом земной украсит он Огнём.
Зазвучит в нём пламенная лира,
Свод небесный отразится в нём.
Расцветёт он – крохотный и нежный –
Как посланник голубых небес,
И откроет сердцу мир безбрежный,
И покажет чудо из чудес.

2. Вступительное слово учителя:

- Итак, представьте, мы попали на цветущий луг. Посмотрите, сколько цветов! Но что это? Среди них выделяется один. Известен он кому-нибудь? Нет? Давайте поговорим об этом неизвестном цветке. Необычном. Сказочном.

Тема нашего урока: «Сила добра и терпения, сила любви ко всему живому…». Чтение и обсуждение сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Поставьте перед собой цели работы на ближайшие 40 минут. (Учащиеся отвечают). Но урок у нас необычный, как вы думаете, а физика здесь причем? (Учащиеся высказывают свои предположения).

«Неизвестный цветок» — одно из последних произведений Платонова. Он посвятил его своей дочери Маше. Получилось своеобразное завещание.

3. Работа с текстом, беседа:

- Итак, понравилась ли вам сказка? А что значит «сказка-быль»?
- О чем и ком рассказывается в ней?
- Прочтите предложение, в котором говорится о рождении цветка?

Физика

- Вам было дано задание: найти в тексте физические явления. Что такое физическое явление?
- Какие физические явления изучают в науке?
- Какие физические явления можно в этом тексте увидеть?
- К какому виду их можно отнести?
- Как можно назвать цветок с точки зрения физики?

Литература

- Какие слова в тексте помогают представить нам цветок живым? Как называется это выразительное средство?
- А что ему помогает расти? (Учащийся зачитывает строки о росе и предлагает мини исследование о росе, на слайдах презентации фото росы)

Физика

- Вещество «вода» может находиться в различных агрегатных состояниях. Назовите те из них, которые упоминались.
- В каком третьем агрегатном состоянии может находиться вода?
- А только ли вода бывает в различных состояниях?
- Мы знаем, что одно и тоже вещество в различных состояниях обладает различными физическими свойствами. Вспомним их.
- Чем объясняются различия свойств?

Литература

- Давайте поговорим о Даше. Как она попала на пустырь? Что заставило ее остановиться? (Благоухание)

Физика

- Как это явление называется в физике?
- Что такое диффузия?
- Во всех ли агрегатных состояниях может наблюдаться диффузия?
- От чего зависит скорость протекания диффузии?

Литература

- Инсценировка: «Диалог девочки и цветка». Ребята, прокомментируйте диалог. Удалось ли нашим актерам передать характеры героев? Какие качества девочки проявляются?
- И ребята поняли Дашу, и отозвались на ее просьбу о помощи. Зачитайте предложения, в которых говорится о работе детей.

Физика

- А что такое работа с точки зрения физики?
- В каком случае совершается механическая работа?
- По какой формуле рассчитывается работа?
- Когда работа положительная по знаку?
- Когда работа отрицательная?

Литература

- В результате работы и моральной, и физической, и механической земля стала плодородной. Как она отблагодарила ребят?
- Какова же идея сказки? Вернемся к теме урока.

4. Подведение итогов:

- А теперь давайте посмотрим на ваш труд, предложите нам свои творческие проекты по сказке, представьте их. (Представление творческих проектов учащихся: стихи о цветах, рисунки, презентации, сказки, рассказы о своих домашних растениях и т.д.)

- Продолжите предложения:
Было интересно…
Мне понравилось…
Я запомню…
Меня удивило…
Полезно было узнать…

5. Домашнее задание: найдите еще произведения или стихи с физическими явлениями, покажите связь литературы и физики.

 

Презентация к уроку «Сила добра и терпения, сила любви ко всему живому…»

 

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Выскажи свое мнение, оставь комментарий:

(обязательно)
(обязательно)

Внимание! Ваш email НЕ публикуется!

Подписаться на комментарии

*