Skip to content

Социально-политическая деятельность

Урок обществознания в 10 классе
Выполнила: учитель истории и обществознания высшей категории Резниченко О.Э.

Структура урока

Ожидаемые результаты:

Процессуальные:

  1. В ходе урока учащиеся смогут рассмотреть социально-политическую деятельность с позиций структурного анализа любой деятельности (объекты и субъекты, цели, средства, действия, результаты).
  2. В ходе урока учащиеся смогут высказывать собственную аргументированную точку зрения на исторический процесс и роль в нем субъектов социально-политической деятельности.
  3. В ходе урока учащиеся смогут анализировать специфические черты деятельности политических партий современной России в ходе предвыборной борьбы за места в Государственную Думу РФ на выборах в декабре 2007 года.
  4. В ходе урока учащиеся смогут выработать собственное отношение к проблемам современного политического процесса в России.

Результативные:

  1. В результате урока учащиеся сформируют и закрепят знания по теме «социально-политическая деятельность».
  2. В результате урока учащиеся разовьют навыки работы с политологическими документами (Программы политических партий России).
  3. В результате урока учащиеся разовьют навыки работы с мультимедийными технологиями и презентациями.
  4. В результате урока учащиеся смогут классифицировать деятельность субъектов социально-политической деятельности в историческом процессе с позиций идеологической и практической направленности.
  5. В результате урока учащиеся приобщатся к ценностям демократии и гражданского общества, осознают необходимость личностного политического выбора, активной жизненной позиции, возможности собственного участия в социально-политической деятельности.

Идеи занятия -

  • дать понимание особенностей политической деятельности на примере политической деятельности в Российской Федерации на современном этапе
  • подчеркнуть актуальность данной проблемы для нашего общества накануне выборов в Государственную Думу и Президента России
  • рассмотреть использование политической власти как важнейшего инструмента воздействия на общество, в особенности специфику политической деятельности при многопартийной политической системе.
  • углубить межпредметные связи (История России, Всеобщая история) при анализе исторического процесса и роли народных масс, политических элит, политических лидеров в этом процессе.
  • использовать мультимедийную презентацию для наиболее качественного погружения учащихся в проблемы занятия
  • использовать современные технологии получения дополнительной информации – Интернет – сайты ведущих политических партий России
  • закрепить желание и умение работать интеракивно (в группах)

Основные понятия:

  • социально-политическая деятельность;
  • исторический процесс, творцы истории;
  • народные массы, социальные группы и общности;
  • власть, государство, виды государственной власти,
  • субъекты и объекты политической деятельности,
  • политическая партия, политические элиты, политические личности.

Вопросы занятия:

Как влияет деятельность крупнейших политических партий и их лидеров на современный исторический процесс в России?

Каковы структура, мотивы деятельности политических элит, партий и их лидеров?

Какую нравственную оценку можно дать этой деятельности?

Какова роль народа России в политическом процессе на этапе дальнейшего укрепления вертикали власти, и есть ли в этом процессе угроза основным принципам классической демократии?

Материалы:

  1. авторская компьютерная презентация «Социально-политическая деятельность»
  2. раздаточные материалы для работы интерактивных групп «Политические партии современной России» (выборка Интернет – сайтов партий)
  3. схема «Политическая сфера общества» (стандартная, для кабинетов)
  4. учебники
  • Боголюбов Л. Н. Человек и общество 10-11 класс
  • Кравченко А. И. Обществознание 10 класс
  • Никитин А.Ф. Обществознание 10 класс
  1. пособия
  • Боголюбов Л. Н. Дидактические материалы. Человек и общество.10-11 класс
  • Боголюбов Л. Н. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» часть 1. 10 класс
  • Кочетов Н. С. Обществознание 10 класс Поурочные планы (по учебнику А. И. Кравченко)
  • Бахмутова Л. С. Конспекты уроков для учителя истории. Обществознание

Часть 3. Современное общество.

Этапы урока:

Этапы Формы и методы Ожидаемые результаты Формы контроля и оценивания
1. Мотивация Просмотр слайда № 9«Политическая деятельность»из авторской презентации и обращение к схеме «Политическая сфера общества» (стандартная учебная для кабинетов)с постановкой вопроса:Какой проблеме обществознания будет посвящено сегодняшнее занятие? Узнавание известных политических лидеров современной России, активизация настроя на тему и примерное определение круга рассматриваемых вопросов Фронтальная беседа позволяет оценить готовность учащихся к обсуждению проблем занятия, включить всех в познавательную деятельность
2.Организаци-онная часть — Просмотр слайдов № 1,2 – постановка целей и ожидаемых результатов- Озвучивание основных форм работы – индивидуально и в интерактивных группах; озвучивается задача при ответах других групп фиксировать эти ответы в своей группе, чтобы потом можно было квалифицированно участвовать в дискуссии. Учащиеся осознают цели занятия, формируют интерактивные группы (свободное формирование) для анализа российских партий (по классификации партий) Выявляются учащиеся, пассивно относящиеся к проблеме, с ними еще раз проговариваются цели занятия и определяется необходимость аналитической работы в интерактивных группах
3. Постановкапроблемы Как влияет деятельность крупнейших политических партий и их лидеров на современный исторический процесс в России?Каковы структура, мотивы деятельности политических элит, партий и их лидеров?Какую нравственную оценку можно дать этой деятельности?Какова роль народа России в политическом процессе на этапе дальнейшего укрепления вертикали власти, и есть ли в этом процессе угроза основным принципам классической демократии? Повторяются фронтально основные виды деятельности – просмотр слайда №3;При просмотре слайда № 4 учащиеся определяют значимость для общества и исторического процесса социально-политической деятельности.При просмотре слайда № 5 учащиеся дают краткую характеристику субъектам политической деятельности Учащиеся выполняют тестовую работу по слайдам № 7,8 с одновременной взаимопроверкой,выставляют оценки, которые затем будут учитываться при оценивании работы каждого в интерактивных группах
4.Рассмотрениепроблемы Просмотр слайдов № 9, 10, 11 для активизации мотивационной части при работе в интерактивных группах, проводящих анализ программных документов крупнейших партий современной России (документы раздаточного материала из базы Интернета) с их классификацией по изученной ранее схеме классификатора. Цель – ответы на проблемные вопросы занятия. По схеме классификации партий делаются выводы в группах1. по способу организации (парламентские, массовые)2. по отношению к власти (правящие, оппозиционные)3. по типу членства (открытые, закрытые)4. по отношению к обществу (революционные, реформистские, реакционные, консервативные)5. по типу политической программы (левые, центристские, правые)6. по типу идеологии (неоконсервативные,неолиберальные, социал-демократические, коммунистические).

В группах формулируются ответы на проблемные вопросы занятия.

Учитель выполняет функцию наблюдателя, помощника в анализе, специалиста по технологии (как?)достижения возможных выводов по проблемам занятия.
5. Обсуждение Выступают руководители групп с помощниками. Высказываются мнения, какие из представленных для анализа партий смогут пройти 7% барьер при выборах в Государственную думу и обосновывается мнение группы.Представители групп предлагают ответы групп на проблемные вопросы занятия. Открывается активная межгрупповая дискуссия по предлагаемым мнениям и ответам. Учитель проверяет записи групп, направляет дискуссию, помогает сформулировать выводы по проблемам занятия, отмечает наиболее интересные мнения, побуждает к высказыванию собственных точек зрения.
6.Подведениеитогов ирефлексия Просмотр слайд № 12, фронтальная беседа о роли политических партий как субъектов политической деятельности.Индивидуальное формулирование самими учащимися окончательных основных выводов по проблемным вопросам занятия.Возвращение к слайду № 2 и определение успеха в реализации поставленных целей занятия самими учащимися.Выступления командиров и участников групп об эффективности работы в интерактивных группах, использовании мультимедийной презентации на занятии, привлечения материалов Интернета. В целом учащиеся успешно достигли ожидаемых процессуальных и результативных результатов.Учащиеся смогли интересно с высказыванием собственных точек зрения ответить на проблемные вопросы темы. Работа в группах консолидировала учащихся и дала возможность наиболее грамотно провести анализ документов.Общая дискуссия способствовала формированию политической культуры.У учащихся активизировался интерес к политическому процессу в современной России, они осознали себя частью этого процесса, необходимость активного участия в нем. Выполнение теста слайда № 13 с одновременной взаимопроверкой и оцениванием.Командиры групп сдают листы с анализом партий и оценкам членов группы.Командиры групп сдают листы тестовых заданий по слайдам № 7,8,12.Учитель делает выводы о фронтальной, индивидуальной и групповой работе учащихся и выставляет оценки с учетом результатов всех видов контроля.Домашнее задание записывается при просмотре слайда № 14.

Приложение № 1 Классификация партий.

 

Партии классифицируются:

1. по способу организации

А) парламентские Б) массовые

2. по отношению к власти

А) правящие Б) оппозиционные

3. по типу членства

А) открытые Б) закрытые

4. по отношению к обществу

А) революционные Б) реформистские В) реакционные Г) консервативные

5. по типу политической программы

А) левые Б) центристские В) правые

6. по типу идеологии

А) неоконсервативные Б) неолиберальные В) социал-демократические Г) коммунистические

Презентация к уроку в формате .pps

Видеоролик к уроку в формате .avi

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Выскажи свое мнение, оставь комментарий:

(обязательно)
(обязательно)

Внимание! Ваш email НЕ публикуется!

Подписаться на комментарии

*