Skip to content

Развитие мелкой моторики рук

Упражнения для  пальчиковой гимнастики

1. Игры с резиночками, направленные на повышение упругости ручной мускулатуры.
2. Игры с кубиками, веревочкой, шнурками, горохом, карандашом, обеспечивающие хорошую тренировку
пальцев.
3. Игры с разноцветными прищепками, стимулирующие созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Из прищепок также можно сделать
какой-либо предмет (стол, стул и др.), что способствует развитию фантазии, воображения.
4. Игры с разноцветными крышками от пластмассовых бутылок. Выкладывая из них красочные предметы,
узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение.
5. Игры со спичками (без головок), палочками, заключающиеся в выкладывании геометрических форм, цифр,
букв, изображений предметов. Такой прием способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определенном порядке, развивает логическое мышление, фантазию.
6. Конструирование с помощью пальцев разных предметов, объектов хорошо подходит для мобилизации
внимания, вызывает у детей ярко выраженный интерес и
эмоциональный настрой.
7. Конструирование и составление с помощью пальцев предложений, маленьких рассказов помогает обыграть, почувствовать зашифрованное слово, предлог и
посредством жестов как бы оживить предложение.
В процессе совместной деятельности речь детей активизируется, т.е. они проговаривают последовательность своей работы.
Следующий этап перед непосредственным созданием
доделки — целевые экскурсии в лес, парк, сад, к реке.
Во время таких прогулок организуются беседы, направленные на воспитание у детей умений видеть природу, вглядываться в ее краски, формы, бесконечное богатство, любить ее и беречь.
Также делаются заготовки природного материала, но
так, чтобы не нанести ущерба природе. Для детей это
одновременно и игра, и работа, и обучение.
И, наконец, — создание поделки. Именно природный материал занимает в работе основное место, поскольку
он таит в себе большие возможности и сближает ребенка с природой. Достаточно приглядеться к ее дарам,
чтобы увидеть — в каждом листочке или корешке спрятано волшебство. Детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы
становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки
к письму, к учебной деятельности в школе. Главное, чтобы дети не боялись творить своими руками и верили в то,
что у них обязательно получится маленькое чудо.
1. Семена подсолнуха, еловые шишки, кукурузные початки — используются для изготовления самых разных
игрушек: сказочных ежат, забавного гномика, Змея Горыныча. Надо лишь суметь увидеть их.
2. Чешуйки шишек ели, сосны, кедра, ананаса — служат основой для необыкновенно интересных поделок. Работая с ними, дети проявляют много старания, смекалки, фантазии.
3. Работы из пуха тополя (основного), чертополоха,
одуванчика, ковыля, осота, как правило, получаются
красивыми, легкими, воздушными. Здесь от детей требуются аккуратность, точность, усидчивость.
4. Перья птиц — очень благодарный материал. Работа с ним способствует развитию смекалки, выдумки, вызывает восторг и чувство удовлетворения. Перед началом необходимо обратить внимание детей на эстетику, аккуратность, соотношение пропорций в поделке.
5. Иголки хвойных деревьев, кора, листья клена и березы, семена клена, стручки белой акации, косточки фруктов и ягод, апельсиновая, мандариновая кожура, лепестки тюльпана, розы — служат основой для изготовления аппликации. Творческий, самостоятельный поиск
решений увлекает детей.
6. Опилки, древесные стружки, яичная скорлупа,
речной песок, камушки, бисер — используются для выкладывания мозаики. Простота, новизна и декоративность этой работы радуют
детей. Экспериментирование с данными материалами, окрашивание их в разные цвета увлекает, придает занятиям творческую направлен-
ность.
7. Гречневая, перловая, манная, кукурузная, рисовая крупа, пшено, семена помидора, огурца, моркови, редиса, садовых цветов, мака, кокосовые стружки — применяются для
изготовления картин. Из них получаются замечательные
композиции. Светлые крупы легко окрасить в разные цвета. Мак с успехом используется для создания тонких раз-
делительных линий на рисунке. Очень оригинальными и
красивыми получаются панно из кокосовых стружек.
Работа с этими материалами способствует развитию навыков художественного конструирования, чутья и вкуса,
пальчиковой моторики.
8. Гипс — служит для создания композиций совместно с природным материалом, объемных игрушек, фигурой зверей, овощей и фруктов. Для отливки используются гипсовые формочки. Работа с гипсом способствует развитию представлений о возможности его использования, навыков коллективного труда, дружеских взаимоотношений.
Природные материалы, используемые для поделок,
настолько разнообразны, что все их невозможно перечислить. А главное — они доступны детям. Работа с ними
удовлетворяет в них исследовательскую потребность,
пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Особое удовольствие получают дети, рассматривая результаты
своего труда — готовую поделку, картину.
Для формирования устойчивого интереса к работе с
природным материалом используется устное народное
творчество (загадки, потешки, скороговорки, стихотворения), художественная литература, так как они создают богатую почву для размышлений, вдохновения, делают человека мудрее.
Существует немало других материалов для работы.
1. Бумага, бумажные полоски, которые можно сминать, сгибать, рвать на части. Этот способ увлекателен и доступен для детей среднего возраста. Ребенок не только узнаёт свойства различных видов бумаги, но и согласовывает свои действия и усилия, что положительно сказывается на развитии моторных функций руки.
2. Бросовый материал (коробки и баночки разных
размеров) словно приобретают вторую жизнь в детских
руках, предоставляя широкий простор для творчества
и конструирования.
3. Тонкая медная проволока в пластмассовой изоляции применяется для развития пальчиковой моторики. Возможности этого материала неограниченны: его можно скручивать, сгибать, ломать, мять и распрямлять. Такие игры ведут детей к
новым открытиям, фантазиям.
4. Шариковая ручка используется в подготовитель-
ной к школе группе для чеканки. Этот вид ручной деятельности очень актуален, поскольку помогает научить
ребенка соразмерять свои усилия, овладеть навыками
легкого прикосновения карандаша к бумаге и скользить по ней.
Еще одна важная форма работы — графические упражнения. Они способствуют лучшей ориентации в условиях двухмерного пространства листа бумаги, готовят руку ребенка к обучению
письму, развивают аккуратность, графические умения,
глазомер.
Особое внимание обращается на раскрашивание и
штриховку рисунков, которые тренируют руку ребенка,
помогают почувствовать границы фигуры.
Создание игровой мотивации и сюрпризные моменты
делают занятия более увлекательными, эмоциональными и способствуют развитию мышления, представлений,
инициативы и творчества.

Выскажи свое мнение, оставь комментарий:

(обязательно)
(обязательно)

Внимание! Ваш email НЕ публикуется!

Подписаться на комментарии

Нажимая кнопку "Добавить комментарий" Вы даёте свое согласие на обработку введенной персональной информации в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"