В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в т. ч. дети-инвалиды имеют право на получение без дискриминации качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Получение образования детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под инвалидом понимается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Статья 2 закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет следующие понятия: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», «инклюзивное образование», «адаптированная образовательная программа».
Статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).
В статье 79 закона «Об образовании в Российской Федерации» «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» разъясняются права детей с ОВЗ.
В статье 44 закона «Об образовании в Российской Федерации» прописываются права и обязанности родителей (законных представителей) детей.
Статья 42 закона «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Приказом департамента образования и науки Брянской области от 04.07.2016 № 1654/1 утвержден Порядок исполнения мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации в рамках реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
В целях исполнения законодательства приказом управления образования от 27 декабря 2016 года № 571 утвержден Порядок взаимодействия управления образования Брянской городской администрации и общеобразовательных организаций г. Брянска по реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (ИПРА).
В гимназии проводятся коррекционно-развивающие занятия для обучающими с ОВЗ и оказывается психологическая помощь участникам образовательного процесса.
В гимназии нет общежития и интерната.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья в гимназии предусмотрены:
— места на парковке;
— пандус на входе;
— место для собаки поводыря;
— коляска;
— оборудованный туалет;
— укомплектованная сенсорная комната.
Оборудование сенсорной комнаты (психологической разгрузки)
№ п/п | Наименование имущества | Количество |
1 | Воздушно-пузырьковая релаксационная стойка (Состав: пузырьковая колонна, мягкое основание, 2 безопасных зеркала). | 1 |
2 | Мягкий модуль | 2 |
3 | Зеркальная полусфера + источник света | 1 |
4 | Световой проектор с ротатором | 1 |
5 | Колесо спецэффектов | 1 |
6 | Устройство для развития вестибулярного аппарата | 1 |
7 | Настольный лабиринт (квадратный) | 1 |
8 | Настольная панель для мелкой моторики | 1 |
9 | Настольные модули для мелкой моторики | 1 |
10 | Лабиринт | 1 |
11 | Мерцающая занавесь «Звёздный дождь»: пучок фибероптических волокон с боковым точечным свечением в комплекте с источником света ФОС – 50ГЛ | 1 |
12 | Прибор для световых эффектов | 1 |
13 | Установка для ароматерапии «Эфа» (Состав:генератор запахов + масла для ароматерапии) | 1+8 |
14 | Панель с фиброволокнами | 1 |
15 | Световой стол для рисования песком | 1 |
16 | Кварцевый песок мелкой фракции, 10 кг | 1 |
II. | Аудиовизуальный комплекс для комнаты и кабинета психологической разгрузки: | |
1 | Проектор + кабель | 1 |
2 | Экран | 1 |
3 | 3D очки | 1 |
4 | Терапевтическое кресло для релаксации Relax | 1 |
5 | Домашний кинотеатр | 1 |
6 | Сетевой фильтр | 1 |
7 | Настольная коммуникационная стойка | 1 |
8 | Спец. контент (CD диски для релаксации). | 2 |
9 | Полноразмерные наушники | 1 |
III. | Аппаратно-программный комплекс ОДА | 1 |
IV. | Аппаратно–программный комплекс для слабовидящих и слабослышащих | 1 |
V. | Аппарат для закрепления навыков и коррекции речи «Монолог» | 1 |
VI. | Набор познавательного развития «ИНТОШКА» (Состав: ящик с доской, рамками для работы и ремнями для фиксации крышек) | 1+2+6 |
1 | -ориентация на плоскости | 1 |
2 | -геометрические фигуры | 1 |
3 | -классификации (цвет, форма, размер) | 1 |
4 | -сходство-различие пространственных объектов | 1 |
5 | -элементарные математические представления | 1 |
Условия питания обучающихся детей-инвалидов и лиц с ОВЗ
Для детей этих категорий организовано бесплатное двухразовое горячее питание за счет средств федерального, областного и городского бюджета.
Раздел «Образование детей с особыми образовательными потребностями» на сайте Департамента образования и науки Брянской области: http://www.edu.debryansk.ru/obrazovanie/obrazovanie-detey-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami/
Общие правила этикета при общении с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сопровождение инвалидов на приёме в гимназии и при оказании им услуг
Состояние доступности путей следования к МБОУ «Гимназия №7 им.Героя России С.В.Василёва»