Урок русского языка в 6 классе
Разработка учителя русского языка и литературы Евсеенко О.Н.
Цель: формировать представление о правописание сложных имен прилагательных; вырабатывать первичное умение использовать правило написания сложных прилагательных
Задачи: — образовательные: сформулировать понятие о написании сложных прилагательных, обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных; — развивающие: создать условия для развития умений производить классификацию прилагательных по слитному и дефисному написанию, умений устанавливать сходства и различия, умений делать обобщенные выводы; -воспитательные: формировать умение ставить цели в учебной деятельности и стремление добиваться их, воспитывать потребности давать самостоятельную оценку своей деятельности; прививать интерес к предмету
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Ведущая образовательная технология: техника деятельностного метода
Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа,
наблюдение, самостоятельная работа
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор
ХОД УРОКА
- Организационный момент: — Слышите, звенит звонок!
Приглашает на необычный урок!
- Слово учителя: — Приглашаю вас на урок – лабораторию. А чем занимаются в лабораториях? (Испытывают, исследуют, обрабатывают). Сегодня мы должны с вами совершить открытие. Проведу это занятие я, заведующая лабораторией, Ольга Николаевна Мудромыслова. Вы же будете учеными-исследователями.
- Постановка учебной задачи:
— Уважаемые коллеги! Вчера к нам пришло видеописьмо от наших младших коллег из начальной школы. Они просят о помощи (смотрим видеоролик)
— Итак, на слайде вы видите эти слова (темно(?)зеленые ели, седо(?)бородый Дед Мороз, северо(?)западный ветер, сказочно(?)прекрасный лес, лесо(?)парковая полоса, серебристо(?)жемчужный иней, трех(?)метровая елка). Коллеги, написание какой части речи вызвало затруднение у ребят? (прилагательное) Как вы узнали? Сколько корней они имеют? Как называются такие слова с точки зрения их строения? (сложные) Значит, что станет предметом нашего исследования? (правописание сложных прилагательных).
- Постановка цели урока учениками: — Теперь давайте запишем в ваших научных дневниках, так мы назовем сегодня тетради, число, тему исследования. Какие цели в исследовании мы поставим перед собой? Что выясним в ходе работы и какое открытие совершим?
— Да, мы говорим о сложных прилагательных, которые, как и сложные существительные, могут писаться слитно или через дефис.
— Вернемся к просьбе младших коллег.
5. Работа со словами:
— Опыт первый проведем,
Как слова писать поймем!
— Записываем эти слова, проверим ваши предположения, как вы будете их писать? Посмотрите на доску, как они записаны у меня. Почему я их записала в разных столбцах, еще и с какими-то стрелочками? От чего происходят эти слова? (слитно – седобородый, лесопарковая, трехметровая, дефис – темно-зеленые, северо-западный, сказочно-прекрасный, серебристо-жемчужный). Вызывать ребят к доске, раскрыть скобки, записать, от чего они произошли.
— Итак, сделаем выводы. Назовите условия написания прилагательных слитно, через дефис. Молодцы!
6. Актуализация знаний:
— Важный опыт номер два,
Разобраться нам пора!
— Давайте обратимся к компетентному источнику, нашему учебнику, посмотрим, как дают объяснение написания этих слов ученые-лингвисты. Совпали наши мнения? Но какого примера у нас не было?
— Молодцы! Надо нам немного отдохнуть! (физминутка) Выполним движения вместе с елочкой!
-Вот и опыт номер три:
Думай, делай и твори!
— Итак, мы должны же помочь с письмом. У вас на партах лежат письма Дедушке Морозу, но там не хватает слов, каких? Сложных прилагательных. На слайде слова для справок, вставьте эти прилагательные в письмо, раскрывая скобки при написании. Прочитайте, что у вас получилось. ( Наступило сказочно-прекрасное время года. Земля покрылась белоснежным ковром. В зимнем лесу белоствольные березы убрались ярко-серебристым инеем. Как ни злобно-колюч морозец, он все же приятен. Новогоднее настроение царит вокруг. Скоро наступит любимый всеми праздник! И мы бы хотели в школу на утренник трехметровую ёлку с разноцветными гирляндами, и пусть под ней окажутся огромные-преогромные подарки для всех ребят. Спасибо! Приходи к нам на праздник, Дедушка Мороз, мы гостеприимные ребята!)
— Какие еще слова здесь вам встретились, почему вы их так написали? Все проверили. Значит, можно письма отправлять!
7. Итоги урока:
— Какое же открытие мы с вами совершили? Есть ли среди вас те, кто еще не уверен в знаниях по теме? Давайте проверим себя.
Опыт четвертый настал,
Результат исследования показал!
Перед вами тесты (см.Приложение), нужно выбрать один правильный ответ, запишите ответы в свои дневники, потом обменяемся ими для взаимопроверки. (на слайде – ответы) вернем друг другу работы, поднимите руку те, кто не допустил ошибок, кто сделал одну ошибку? Спасибо, вы молодцы! Прекрасные у меня коллеги! (если есть время, можно составить предложения, выбрав слова из теста!)
8. Рефлексия: — Наше исследование подошло к концу, еще раз проговорим условия выбора написания прилагательных. Спасибо! А теперь оцените свою деятельность на занятии, выбрав подходящий смайл, поднимите его вверх: улыбающийся, довольный собой или задумчивый, находящийся пока в сомнении, требующий еще работы с написанием прилагательных, у вас будет такая возможность, потому что тема эта еще не закончена.
9. Домашнее задание (на слайде): теория на стр. 182, п-30, упр. №422, по выбору: чтобы сохранить новогоднее настроение, я предлагаю вам написать для своих одноклассников поздравление с Новым годом, используя сложные прилагательные.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Тесты для самоконтроля
1. Это прилагательное пишется через дефис:
1) Бело(снежные),
2) древне(русский),
3)сине(зеленый),
4) чисто(сердечное)
2. Это прилагательное пишется слитно:
1) Бело(розовый),
2) светло(серый),
3) южно(африканский),
4) англо(французский)
3. Какое прилагательное лишнее по написанию:
1) Корабле(строительный),
2) судо(ходный),
3) физико(математический),
4) древне(русский)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку » Правописание сложных имен прилагательных»
Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю: