Урок обществознания в 10 классе
Выполнила: учитель истории и обществознания высшей категории Резниченко О.Э.
Структура урока
Ожидаемые результаты:
Процессуальные:
- В ходе урока учащиеся смогут рассмотреть социально-политическую деятельность с позиций структурного анализа любой деятельности (объекты и субъекты, цели, средства, действия, результаты).
- В ходе урока учащиеся смогут высказывать собственную аргументированную точку зрения на исторический процесс и роль в нем субъектов социально-политической деятельности.
- В ходе урока учащиеся смогут анализировать специфические черты деятельности политических партий современной России в ходе предвыборной борьбы за места в Государственную Думу РФ на выборах в декабре 2007 года.
- В ходе урока учащиеся смогут выработать собственное отношение к проблемам современного политического процесса в России.
Результативные:
- В результате урока учащиеся сформируют и закрепят знания по теме «социально-политическая деятельность».
- В результате урока учащиеся разовьют навыки работы с политологическими документами (Программы политических партий России).
- В результате урока учащиеся разовьют навыки работы с мультимедийными технологиями и презентациями.
- В результате урока учащиеся смогут классифицировать деятельность субъектов социально-политической деятельности в историческом процессе с позиций идеологической и практической направленности.
- В результате урока учащиеся приобщатся к ценностям демократии и гражданского общества, осознают необходимость личностного политического выбора, активной жизненной позиции, возможности собственного участия в социально-политической деятельности.
Идеи занятия —
- дать понимание особенностей политической деятельности на примере политической деятельности в Российской Федерации на современном этапе
- подчеркнуть актуальность данной проблемы для нашего общества накануне выборов в Государственную Думу и Президента России
- рассмотреть использование политической власти как важнейшего инструмента воздействия на общество, в особенности специфику политической деятельности при многопартийной политической системе.
- углубить межпредметные связи (История России, Всеобщая история) при анализе исторического процесса и роли народных масс, политических элит, политических лидеров в этом процессе.
- использовать мультимедийную презентацию для наиболее качественного погружения учащихся в проблемы занятия
- использовать современные технологии получения дополнительной информации – Интернет – сайты ведущих политических партий России
- закрепить желание и умение работать интеракивно (в группах)
Основные понятия:
- социально-политическая деятельность;
- исторический процесс, творцы истории;
- народные массы, социальные группы и общности;
- власть, государство, виды государственной власти,
- субъекты и объекты политической деятельности,
- политическая партия, политические элиты, политические личности.
Вопросы занятия:
Как влияет деятельность крупнейших политических партий и их лидеров на современный исторический процесс в России?
Каковы структура, мотивы деятельности политических элит, партий и их лидеров?
Какую нравственную оценку можно дать этой деятельности?
Какова роль народа России в политическом процессе на этапе дальнейшего укрепления вертикали власти, и есть ли в этом процессе угроза основным принципам классической демократии?
- авторская компьютерная презентация «Социально-политическая деятельность»
- раздаточные материалы для работы интерактивных групп «Политические партии современной России» (выборка Интернет – сайтов партий)
- схема «Политическая сфера общества» (стандартная, для кабинетов)
- учебники
- Боголюбов Л. Н. Человек и общество 10-11 класс
- Кравченко А. И. Обществознание 10 класс
- Никитин А.Ф. Обществознание 10 класс
- пособия
- Боголюбов Л. Н. Дидактические материалы. Человек и общество.10-11 класс
- Боголюбов Л. Н. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» часть 1. 10 класс
- Кочетов Н. С. Обществознание 10 класс Поурочные планы (по учебнику А. И. Кравченко)
- Бахмутова Л. С. Конспекты уроков для учителя истории. Обществознание
Часть 3. Современное общество.
Этапы урока:
Этапы | Формы и методы | Ожидаемые результаты | Формы контроля и оценивания |
1. Мотивация | Просмотр слайда № 9«Политическая деятельность»из авторской презентации и обращение к схеме «Политическая сфера общества» (стандартная учебная для кабинетов)с постановкой вопроса:Какой проблеме обществознания будет посвящено сегодняшнее занятие? | Узнавание известных политических лидеров современной России, активизация настроя на тему и примерное определение круга рассматриваемых вопросов | Фронтальная беседа позволяет оценить готовность учащихся к обсуждению проблем занятия, включить всех в познавательную деятельность |
2.Организаци-онная часть | — Просмотр слайдов № 1,2 – постановка целей и ожидаемых результатов- Озвучивание основных форм работы – индивидуально и в интерактивных группах; озвучивается задача при ответах других групп фиксировать эти ответы в своей группе, чтобы потом можно было квалифицированно участвовать в дискуссии. | Учащиеся осознают цели занятия, формируют интерактивные группы (свободное формирование) для анализа российских партий (по классификации партий) | Выявляются учащиеся, пассивно относящиеся к проблеме, с ними еще раз проговариваются цели занятия и определяется необходимость аналитической работы в интерактивных группах |
3. Постановкапроблемы | Как влияет деятельность крупнейших политических партий и их лидеров на современный исторический процесс в России?Каковы структура, мотивы деятельности политических элит, партий и их лидеров?Какую нравственную оценку можно дать этой деятельности?Какова роль народа России в политическом процессе на этапе дальнейшего укрепления вертикали власти, и есть ли в этом процессе угроза основным принципам классической демократии? | Повторяются фронтально основные виды деятельности – просмотр слайда №3;При просмотре слайда № 4 учащиеся определяют значимость для общества и исторического процесса социально-политической деятельности.При просмотре слайда № 5 учащиеся дают краткую характеристику субъектам политической деятельности | Учащиеся выполняют тестовую работу по слайдам № 7,8 с одновременной взаимопроверкой,выставляют оценки, которые затем будут учитываться при оценивании работы каждого в интерактивных группах |
4.Рассмотрениепроблемы | Просмотр слайдов № 9, 10, 11 для активизации мотивационной части при работе в интерактивных группах, проводящих анализ программных документов крупнейших партий современной России (документы раздаточного материала из базы Интернета) с их классификацией по изученной ранее схеме классификатора. Цель – ответы на проблемные вопросы занятия. | По схеме классификации партий делаются выводы в группах1. по способу организации (парламентские, массовые)2. по отношению к власти (правящие, оппозиционные)3. по типу членства (открытые, закрытые)4. по отношению к обществу (революционные, реформистские, реакционные, консервативные)5. по типу политической программы (левые, центристские, правые)6. по типу идеологии (неоконсервативные,неолиберальные, социал-демократические, коммунистические).
В группах формулируются ответы на проблемные вопросы занятия. |
Учитель выполняет функцию наблюдателя, помощника в анализе, специалиста по технологии (как?)достижения возможных выводов по проблемам занятия. |
5. Обсуждение | Выступают руководители групп с помощниками. Высказываются мнения, какие из представленных для анализа партий смогут пройти 7% барьер при выборах в Государственную думу и обосновывается мнение группы.Представители групп предлагают ответы групп на проблемные вопросы занятия. | Открывается активная межгрупповая дискуссия по предлагаемым мнениям и ответам. | Учитель проверяет записи групп, направляет дискуссию, помогает сформулировать выводы по проблемам занятия, отмечает наиболее интересные мнения, побуждает к высказыванию собственных точек зрения. |
6.Подведениеитогов ирефлексия | Просмотр слайд № 12, фронтальная беседа о роли политических партий как субъектов политической деятельности.Индивидуальное формулирование самими учащимися окончательных основных выводов по проблемным вопросам занятия.Возвращение к слайду № 2 и определение успеха в реализации поставленных целей занятия самими учащимися.Выступления командиров и участников групп об эффективности работы в интерактивных группах, использовании мультимедийной презентации на занятии, привлечения материалов Интернета. | В целом учащиеся успешно достигли ожидаемых процессуальных и результативных результатов.Учащиеся смогли интересно с высказыванием собственных точек зрения ответить на проблемные вопросы темы. Работа в группах консолидировала учащихся и дала возможность наиболее грамотно провести анализ документов.Общая дискуссия способствовала формированию политической культуры.У учащихся активизировался интерес к политическому процессу в современной России, они осознали себя частью этого процесса, необходимость активного участия в нем. | Выполнение теста слайда № 13 с одновременной взаимопроверкой и оцениванием.Командиры групп сдают листы с анализом партий и оценкам членов группы.Командиры групп сдают листы тестовых заданий по слайдам № 7,8,12.Учитель делает выводы о фронтальной, индивидуальной и групповой работе учащихся и выставляет оценки с учетом результатов всех видов контроля.Домашнее задание записывается при просмотре слайда № 14. |
Приложение № 1 Классификация партий.
Партии классифицируются:
1. по способу организации
А) парламентские Б) массовые
2. по отношению к власти
А) правящие Б) оппозиционные
3. по типу членства
А) открытые Б) закрытые
4. по отношению к обществу
А) революционные Б) реформистские В) реакционные Г) консервативные
5. по типу политической программы
А) левые Б) центристские В) правые
6. по типу идеологии
А) неоконсервативные Б) неолиберальные В) социал-демократические Г) коммунистические
Презентация к уроку в формате .pps
Видеоролик к уроку в формате .avi
Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю: