Урок литературного чтения
Выполнила: учитель начальных классов Кобзева Е.М.
Цель: 1. Продолжить изучать произведения по теме: «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас».
2. Познакомить с автобиографией А.П. Чехова и его произведением «Ванька».
3. Формировать навык осознанного, правильного чтения.
4. Учить выражать собственные мысли, рассуждать.
5. Развивать наблюдательность, устную речь, внимание.
6. Воспитывать нравственные качества, культуру общения.
Ход урока:
1. Орг. момент.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
2. Проверка домашнего задания.
— Произведения, на какую тему мы читаем?
— С какими произведениями мы уже познакомились?
— Кто герои, что узнали об их жизни?
— В продолжение темы, как никогда подходят слова древнего мыслителя Публия Сира, жившего в 1 в. до н. э. «От всякой боли средство есть — терпенье».
3. Новая тема:
а) Актуализация знаний.
— Не только писатели, но и художники посвящали свои произведения трудному детству детей из бедных семей.
— Давайте рассмотрим картину В. Маковского «Свидание».
— Кого видим на картине?
— Как выглядит мальчик?
— А его мама?
— Почему вы решили, что они из бедной семьи?
— Героя, какого произведения вы узнали на картине?
— Какое настроение вызывает картина? Почему?
— Что помогло художнику передать это настроение?
— А писателю?
— Тяжёлая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла родителей посылать своих детей на работу. И как бы не жалко было матери отдавать своё дитя в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. Но люди верили, что пусть далеко от дома, пусть тяжело ребёнку, но он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает.
б) Сообщение темы и цели.
— О трудностях и лишениях того времени писали многие писатели, в том числе и Чехов. Сегодня мы познакомимся с его произведением «Ванька». Мы будем учиться читать правильно, наблюдать, общаться друг с другом.
в) Автобиография Чехова.
А. П. Чехов родился 29 января 1860 года в г. Таганроге, в семье мелкого купца. Учился сначала в греческой школе, потом в гимназии. С юного возраста увлекался театром, сам сочинял и разыгрывал сцены и пьесы. Семья испытывала большие трудности и гимназист Чехов вынужден был давать частные уроки, зарабатывая средства на жизнь и учёбу. С 1879 по 1884г. учился на медицинском факультете Московского университета и, получив диплом врача, некоторое время работал по специальности. Литературным чтением начал увлекаться рано, ещё в гимназии участвовал в создании рукописных журналов. В студенческие годы активно печатался в юмористических журналах, подписывал свои фельетоны и небольшие рассказы псевдонимом «Антона Чехонте». Сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал что «писать для детей вообще не умею… надо не писать для детей, а уметь выбирать из того, что написано для взрослых, т. е. из настоящих художественных произведений».
г) Чтение произведения подготовленными детьми.
— И снова Москва. И снова крестьянский мальчик, привезённый из деревни в большой город. И снова ваш ровесник.
— Здесь мало увидеть,
— Здесь нужно всмотреться…
— Посмотрите на мир глазами героев произведения Чехова и попытайтесь проникнуть в этот мир.
— Следите за ребятами, отмечайте карандашом ударение в словах, трудные слова. Подготовьте толковый словарь.
д) Обмен впечатлениями.
— Понравилось произведение и чем?
— Какое настроение вызвало и почему?
— Кто герой? С каким героем можно сравнить?
— Можно ли сказать, что Ваньке в ученье приходится намного хуже, чем Петьке?
(Они одинаково бесправны. Но Ваньку бьют, он недоедает, недосыпает, ему попадает за свои проступки и за чужие грехи. Но он не теряет живого интереса к жизни, он наблюдательный, сообразительный, активный и находчивый.)
— Какие общие проблемы у детей?
( Бесправие и скука, их не учат ремеслу, а используют в качестве рабочих, их обижают, оба они мечтают вырваться из атмосферы хамства и рабства).
— Есть ли то место, куда стремится Ванька и чем оно его привлекает?
е) Выборочное чтение и составление словесного портрета главного героя.
— Почему части в тексте выделены разным цветом?
— Мы обратимся к письму Ваньки, синий цвет.
— Как знакомые нам ребята относятся к герою?
Стр. 158-159 чтение учебника
— Итак, Ванька находчивый, более активный, чем Петька.
— Посмотрите на письмо с точки зрения вежливости, зачитайте.
— Он вежливый, уважительный.
— Можно ли сказать, что Ванька заботливый?
— Перечитайте эти строки.
Итак, Ванька, мальчик 9 лет, очень добрый, вежливый, заботливый, наблюдательный, любит природу, умеет сравнить жизнь в Москве с жизнью в деревне.
— Почему же он промахнулся с адресом?
— Когда он писал это письмо? Почему?
— Он пишет письмо в ночь перед рождеством, т. к. надеется на рождественское чудо. Что его письмо дойдёт до адресата и всё будет хорошо.
ж) Работа с пословицами.
-Страшно ли оказаться в том времени? Почему?
— Какую пословицу можно подобрать к произведению и к герою.
Не знав горя, не узнаешь и радости.
Не всё ненастье, проглянет и красно солнышко.
Век живи, век учись.
От судьбы не уйдёшь.
У бедного шуба овечья, а душа человечья.
Руки делают, а спинка отвечает.
з) Выставка книг.
— Посмотрите на представленные здесь книги. Они расскажут вам о тяжёлой жизни ваших ровесников.
1.Д. В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик».
2. В. Г. Короленко «Дети подземелья», «Купленный мальчик».
3. А. П. Чехов «Ванька», «Спать хочется».
4. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел», «В ученье», «В жизни».
5. Г. Сенкевич «Янко-музыкант».
6. Н. Некрасов «Плач детей».
— Если вас тронула судьба детей. То эти произведения вы сможете взять в библиотеке. Все они показывают тяжёлую жизнь детей в 18-19 веке.
5. Итог урока
-С каким произведением познакомились?
— Чем оно запомнилось?
6. Д. з.
Перечитать произведение, без ошибок, обратить внимание на части, отмеченные жёлтым цветом.
Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю: