Выполнила: учитель начальных классов Курилова Т. Г.
Задачи: познакомить учащегося с понятиями «гласный звук» и «согласный звук», формирование умения распознавать гласные звуки в звучащей речи и обозначать их в звуковых схемах специальным значком, развитие умения подбирать слова к слоговым схемам и составлять слоговые схемы к заданным словам, развитие умения правильно произносить звуки, развитие фонематического слуха; развитие умения правильно брать дыхания, развитие умения видеть и понимать красоту художественного слова, развитие памяти.
Оборудование: магнитофон, кассета, звуковички, предметные картинки: гриб, орех, (у детей – сигналы: желтый квадрат, красный кружок).
Ход урока.
I. Организационный момент.
1.Звучит медленная спокойная музыка. Учитель читает текст:
Осень (по С. Аксакову).О.В. Узорова. Внеклассное чтение для начальной школы – М. «Аквариум» 1996г. с.27.
2.Беседа
— Какой вы увидели осень?
— Какие слова вам помогли?
— Какое настроение у вас после того, как прослушала этот текст?
3. Постановка задач.
4. В такой осенний день мы отправляемся в путешествие по стране слов, слогов и звуков. В ней мы будем делить слова на слоги, подбирать слова к слоговым схемам, узнаем новое о звуках речи.
II. Дыхательная гимнастика.
Путь предстоит долгий. Перед дорогой надо подкрепиться.
- Упражнение «Самовар»
- Упражнение «Студим чай и пьем его».
III. Работа над произношением.
В строке, по которой мы путешествуем все слова надо произносить ясно и четко.
Скороговорки:
- Быстро Егорка говорит скороговорку.
- У елки иголки колки (со сменой логического ударения)
- Гроздья рябины на солнце горят, рябит от рябины в глазах у ребят.
IV. Работа со слоговыми схемами.
Идем по стране дальше. Нам встречаются старые знакомые: Слоговых и ударных Дел Мастера. Они нам приготовили интересные задания.
Подбор схем к словам
- На доске:
Они по очереди будут загадывать загадки, а вы должны будете отгадать ее и узнать к какой схеме она соответствует.
1.1.Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл (ёж).
1.2. Кто в беретке ярко-красной.
В черной курточке атласной.
На меня не глядит,
Все стучит, стучит, стучит (дятел).
1.3. Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет
Сушит на зиму грибы? (белка)
1.4. Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку (заяц).
1.5.Хитрая плутовка
Рыжая головка.
Пушистый хвост – краса
Кто это? (лиса)
2. Подобрать к заданным схемам названия животных, соответствующие данным схемам (волк, медведь).
V. Развитие умения разделять понятия слова, называющего предмет и сам предмет.
Посмотрите, в нашей стране появились звуковички. Какое слово они нам принесли? (Ум)
Они хотят убедиться, что вы не натворите в их стране бед и приготовили вопросы. Если вы ответите верно, мы сможем продолжить путешествие.
Игра «Верно или нет?»
- Слово «цветы» состоит из лепестков?
- Слово «конфеты» можно сосать?
- Со словом «мяч» можно играть в футбол?
- Можно ли сидеть на слове «стул»?
Вывод: Слово – не предмет, с ним нельзя делать, то, что с предметом, которое оно обозначает.
-Что можно делать со словом? (читать, писать, слушать)
— Что мы уже делали со словами? (делили на слоги, составляли схемы)
— Вы верно ответили на вопросы и поэтому можете продолжить путешествие.
Физминутка.
-Мы охотимся на льва….
VI. Изучение нового материала.
- Актуализация о признаках гласных звуков.
Лев – хищное животное. Его боятся многие звери и птицы.
У звуков, которые мы произносим, тоже есть враг Страшный Ам.
Он охотится за звуками, которые легко поются, тянутся, при произношении которых рот не создает преград для голоса.
— Какие это звуки? Назовите их.
-Они образованы голосом без шума и называют их гласными.
2. Давайте запомним их.
Чтение ряда гласных со сменой ударения.
И Э А О У Ы
3. Распознавание гласных. Чтобы спасти гласные от Страшного Ама, есть одно заклинание. Страшный Ам боится красного цвета. Как только услышите гласный – покажите красный кружок.
М — л: а, с, л, о, у, р, г, ы, у, м, и
4. Составление звуковых схем с указанием гласного.
Наша белочка, о которой отгадали загадку, сделала, себе припасы. Давайте поможем ей их сохранить.
Для этого запишем слова, которые обозначают припасы при помощи звуковых схем.
О |
Гриб
О |
О |
Орех
О | О | О |
Яблоко
5. Подбор слов к звуковой схеме .
Какие слова можно подобрать к схемам
О |
О |
О |
VII. Подведение итога урока.
— Что нового узнали на уроке?
— Какие задания было легко выполнять? Какие трудно?
— Что понравилось?
Вы сегодня хорошо поработали и звуковички приготовили вам угощение, которое зашифровали в схемах. Что это за угощение, догадайтесь
О |
О |
Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю: