Урок окружающего мира
учителя начальных классов Ивченковой С.А.
Цель: формировать представление о многообразии грибов, видах и свойствах грибов.
Задачи: продолжить знакомить детей с царством грибов, учить различать некоторые несъедобные грибы, познакомить с понятием «трубчатые» и «пластинчатые» грибы, познакомить с работой грибов – помощников.
1. Закрепление пройденого:
1) –Сегодня мы с вами вновь отправимся в увлекательное путешествие по царству грибов.
2) — Кто может выйти к доске, показать на плакате части гриба и назвать их?
— А знаете ли вы, что грибы отличаются друг от друга ещё и строением шляпки?
Учебник задание 4.
3) Игра «Отгадай гриб по описанию» (одновременно показывая на плакате): П Л А К А Т
1*Эти грибы всегда живут семейкой. Растут на старых пнях. Стоят на тонких ножках, шляпки у них коричневые, чуть блестящие, на ножке – «кольцо».
(Опята)
2* Эти грибочки тоже растут дружно. Они желтоватого цвета. Их название похоже на название лесного животного.
(Лисички)
3* Этот гриб носит красивую красную шляпку и растёт под деревом с дрожащими листочками.
(Подосиновик)
4* Этот гриб растёт и в лиственных, и в хвойных лесах. Шляпка плоская, белая, ножка короткая, толстая. Его обычно солят.
(Груздь)
5* Самый красивый гриб в лесу. Жаль, что трогать его нельзя – он ядовитый. А вот лоси им лечатся.
(Мухомор)
6* Шляпка у этого гриба белая, ножка тонкая, длинная, на ножке разорванный мешочек. Смертельно ядовитый гриб!
(Бледная поганка)
4) Проверка домашнего задания:
— А теперь проверим, как вы дома справились с кроссвордом.
(1-мухомор, 2-лисички, 3-подосиновик,4-поганка, 5-белый)
Физкультминутка: (дети все «идут» на местах, те, чьё имя назвали, выходят и показывают названые грибы на ПЛАКАТЕ.)
Тимур шёл, шёл, шёл –боровик нашёл.
Дима шёл, шёл, шёл – вскоре рыжик нашёл.
Настя шла, шла, шла – и опёнок нашла.
Аня шла, шла, шла – сыроежку нашла.
А Никита шёл – подосиновик нашёл.
А Алиса шла – и маслята нашла.
А теперь мы все пошли – очень странный гриб нашли.
2. Знакомство с другими грибами.
1) -Что же за гриб мы с вами нашли? Послушаем про него.
Д И С К Трек № 9
Учебник задание 6.
ДОЖДЕВИК
У гриба над землёй должна быть ножка и шляпка, а тут просто белый шарик. И всё-таки это гриб. Называется дождевиком, потому что появляется после дождя. Он белый и хорошо заметен в траве. Но куда же он исчезает потом? Видишь: на месте тугого белого шарика тёмно-коричневый сморщенный комочек? Скоро его тонкая оболочка лопнет, и из неё высыплется мельчайшая коричневая пыль – споры гриба. При помощи спор грибы размножаются, расселяются. А в будущем году, после какого-нибудь тёплого дождичка, на зелёной полянке забелеют шарики молодых грибов – дождевиков.
Дождевики – чемпионы среди грибов по размерам. Есть, конечно, и лилипуты, например, дождевик маленький. Его шарики не бывают больше 2-х сантиметров. Но есть и великаны. Это гигантский дождевик. Он бывает до 70 сантиметров!
У дождевика много прозвищ. Его называют галкина баня, волчий табак, заячья картошка.
А теперь внимание! Бывает, разрежешь молодой дождевик. А он внутри не белый, а чёрно-фиолетовый. Значит, в руках у вас не настоящий дождевик, а ложный. Он ядовит!
И ещё одно предостережение! Бледная поганка, когда только-только появляется на свет, похожа на дождевик. Но, разрезав её, сразу увидишь под оболочкой будущие ножку и пластинки. В дождевике этого нет: мякоть его однородна.
2) – Послушайте, какой ещё гриб нашли Гномик и Малыш.
Д И С К Трек № 18
-Найдём ПОДБЕРЁЗОВИК на плакате.
3) – На плакате остался ещё один гриб, который мы не назвали – ШАМПИНЬОН.
— У шампиньона шляпка сверху белая, снизу розовая или фиолетовая. Ножка тоже белая, на ножке вверху – юбочка. Внизу на ножке нет мешочка как у бледной поганки.
3. Работа по теме урока:
— Мы с вами познакомились и рассмотрели многие грибы. Но не все грибы можно увидеть. Существуют ещё и грибы – невидимки.
Учебник задание 7.
— Грибы –невидимки помогают человеку с давних времён. Только человек не знал о них, так как не мог их увидеть.
— В старые времена мало кто знал секрет приготовления кефира. На Кавказе сложили легенду, будто в горах, на границе вечных снегов, живёт чудо-растение и на его ветвях созревают «зерна пророка». Брось эти зёрна в кувшин с молоком – и молоко превратиться в целебный и вкусный кефир. На самом деле кефир готовит кефирный грибок.
— Но одним кефиром сыт не будешь. Возьмем, к примеру, булочки или хлеб. Такими пышными их сделал грибок – хлебопёк. Это дрожжи.
— Есть грибы –сыроделы, грибы – пивовары и т.п.
— А есть грибы, которые человек взял к себе в помощники для того, чтобы сделать из них лекарства. Около 60 лет тому назад английский учёный Флеминг изготовил из микроскопического грибка знаменитое лекарство – пенициллин.
Закрепление:
Учебник задание 8.
Разбежались полянке
Мухоморы и поганки, Чтобы сбить тебя с пути И от белых отвести. Там, где солнышко пригрело, Задержаться можно смело, Значит, здесь семья маслят Или рыжики стоят. А под ёлкой, а под ёлкой Кто-то спрятался в иголках,
|
В тёмной шапке набекрень
Боровик укрылся в тень. А весёлые ребята – Тонконогие опята – Притаились возле пня И кричат: «Ищи меня!» Нам и лето, нам и сень Чудеса всегда приносят, Но грибы, что дарит лес, — Это чудо из чудес. З. Александрова |
Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю: