• 19/03/2024 12:01

Седьмая гимназия

Официальный сайт МБОУ «Гимназия №7 имени Героя России С.В.Василёва» г.Брянска

Правила дорожного движения

Разработки проведения занятий в 1 классе
учителя начальных классов Ивченковой С.А.

Занятие 1.
Тема: Наша улица.

Цель: закрепить и упорядочить знания детей об устройстве городских улиц: тротуар, проезжая часть, перекрёсток; познакомить с понятиями переулок, проспект.

Оборудование: изображения сказочных героев: Незнайки, Знайки, ; листочки с заданиями, у каждого ученика на парте цветные карандаши.

1. Сообщение темы занятия, актуализация знаний:
Сегодня мы начинаем изучать правила дорожного движения. Тема сегодняшнего занятия «Наша улица». А вы знаете, на какой улице вы живёте?
Где начинается и заканчивается ваша улица?
(Например, улица Ромашина начинается возле парка Толстого, а заканчивается около автовокзала; проспект Ленина начинается от площади Партизан, а заканчивается возле гостиницы «Брянск»; улица Дуки начинается от гостиницы «Брянск», а заканчивается около Кургана Бессмертия.)
— А кто знает, на какой улице стоит наша гимназия?
(На улице Октябрьской)

2. Работа по теме занятия:
1)
— А кто знает, из каких частей состоит улица?
— Сегодня по нашим улицам пройдут весёлые человечки: Незнайка, Знайка.
— Перед тем, как выйти на улицу, Знайка провёл беседу со своими друзьями. Он сказал:
Любая улица имеет проезжую часть и тротуар.

— Кто из вас знает, что такое проезжая часть? (Часть улицы, по которой ездят машины.)
— А что такое тротуар? (Часть улицы для пешеходов.)
— Где на улице расположены проезжая часть и тротуар? (Проезжая часть располагается в центре улицы, по обеим сторонам от неё находиться тротуар.)
— Кто знает, почему люди, которые ходят по улицам, называются «пешеходы»? (Потому что они ходят пешком.)

2) – Давайте проверим, как вы поняли то, о чём мы с вами только что говорили. Перед вами на партах листочки с изображение улицы. Заштрихуйте красным цветом проезжую часть, а зелёным цветом – тротуар.
(Работа над заданием.)

— Пока вы работали, Поэт сочинил такие стихи:
Машины мчат, как на пожар.
Чудесно, что есть тротуар.
По тротуару без забот
Шагает бодро пешеход.
Он нам спокойно говорит:
«Сюда машинам путь закрыт».

— Молодец, — похвалил его Знайка. – А теперь проверим, что получилось у Незнайки и Карандаша.
(Варианты выполнения на закрытых досках.)

— У кого правильно?

3) – Иногда одна улица пересекает другую. Вот так:

— Кто знает, как называется место их пересечения? (Перекрёсток)
— А знаете ли вы, что перекрёстки – самые опасные места в городе? Как вы думаете, почему?

4) – Пройдём теперь вместе с героями по центральной улице нашего города – проспекту Ленина.

— Найдите на рисунке проезжую часть, тротуар, перекрёстки. Как образовались эти перекрёстки?
— Проспект Ленина пересекают три улицы: в самом начале (возле памятника Партизанам – улица ; между ЦУМом и театром Драмы – улица Фокина; около ЗАГСа – улица Горького.

5) – Сегодня на уроке кроме слова «улица» звучало ещё слово «проспект». Что оно значит?
Проспект –
— А ещё встречается слово «переулок». Что обозначает оно?
Переулок –

Занятие 2.
Тема: Как переходить улицу? Виды переходов.

Цель: закрепить и упорядочить знания детей о видах переходов через улицу: по светофору, по пешеходному переходу, подземный переход; познакомить с дорожными знаками, обозначающими переходы.

Оборудование: изображения сказочных героев: Незнайки, Знайки, ; листочки с изображением светофора, цветные карандаши, рисунок уличной «зебры» на доске, изображения знаков пешеходного перехода «зебра» и подземного пешеходного перехода.

1. Актуализация знаний:
— Помните, в прошлый раз мы изучали улицу. Кто напомнит, и каких частей состоит улица?
— Что такое проезжая часть? Тротуар?
— Что такое перекрёсток? В чём его опасность?

2. Работа по теме занятия:
1)
— Как же пешеходу перебраться на другую сторону улицы?
— Сегодня мы познакомимся с видами переходов через улицу.
-Послушаем, что нам расскажет Знайка.
Знайка:
Самый распространённый вид пешеходного перехода – переход по светофору. Светофор может иметь два или три «глаза». Кто знает, что это за «глаза» светофора, и какого они могут быть цвета?
(Ответы детей.)

— Наш художник Тюбик нарисовал для вас светофор, но забыл раскрасить его «глаза». Выполним эту работу за него.
(Дети раскрашивают «глаза» у светофоров на своих листочках, учитель – на изображении светофора на доске.)

2) – Иногда на улице нет светофора, а есть вот такие полоски… (Демонстрация рисунка «зебры»)
— Кто знает, как это называется? («Зебра»)
— Знайка хочет спросить у вас, почему эти полоски назвали зеброй?
Незнайка: А я знаю, почему! По ним можно ходить только с зебрами.
Как вы думаете, прав Незнайка?
Знайка: Переходя улицу по «зебре», надо сначала посмотреть налево, и, если нет машин, перейти её до середины, а потом посмотреть направо, и, если нет машин, перейти её до конца.
Поэт: Дорогу так перехожу:
Сперва налево погляжу
И, если нет машины,
Иду до середины.
Потом смотрю внимательно
Направо обязательно.
И, если нет движения,
Шагаю без сомнения.

Тюбик: А я нарисовал знак пешеходного перехода, чтобы люди издалека видели, где можно перейти улицу.
(Демонстрация знака пешеходного перехода.)

3) Знайка: В особо опасных местах (а мы уже знаем, что это за места) существует ещё один вид перехода – подземный.
Незнайка: Какой кошмар! Это что же, надо под землю лезть?
Ребята, Незнайка опять неправильно понял. Кто сможет ему объяснить?
(Ответы детей.)

Тюбик: А чтобы пешеходы и ты, Незнайка, видели, где находиться подземный переход, я нарисовал для него знак.
(Демонстрация знака подземного перехода.)

— Где у нас в городе вы видели подземный переход? Пользовались ли вы им?
Поэт: а я сочинил стихи про подземный переход.
Люблю подземный переход! –
Сказал корове бегемот. –
Ведь под землёю нет машин,
И волноваться нет причин.
Хоть иди себе вразвалку,
Хоть скачи через скакалку!

3. Закрепление:
— Какие виды переходов через улицу мы вспомнили сегодня?
— Каким из них, по-вашему, удобнее всего пользоваться? Почему?
— Каким чаще всего пользуетесь вы?

Занятие 3.
Тема: Три сигнала светофора.

Цель: закрепить и упорядочить знания детей о сигналах светофора, о том, как правильно переходить улицу по светофору.

Оборудование: изображения сказочных героев: Незнайки, Знайки, ; знаки пешеходных переходов; чистые листочки, у каждого ученика на парте цветные карандаши.

1. Актуализация знаний:
— Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом занятии. (О том, какие бывают переходы.)
— Какие виды пешеходных переходов вы знаете? (По светофору, по пешеходной дорожке – «зебре», подземный переход.)
— Что это за знаки? (Демонстрация знаков пешеходного перехода и подземного перехода.)

2. Работа по теме занятия:

Поэт: А я опять сочинил стихи.
Наш Незнайка очень мал,
Но о многом он узнал,
Он дорогу перейдёт
Только там, где «переход!
Где бы мне, — кричит, — найти
«Зебру», чтоб по ней идти?

Незнайка вдруг обиделся: Чего это я кричу? Ничего я не кричу, я на знаки смотрю. И вообще, я перехожу дорогу по светофору.
Тут Знайка заинтересовался: А как же ты переходишь дорогу по светофору?
Незнайка: Ну, я иду по улице, вижу – светофор. Подхожу к нему и перехожу дорогу.
Как, не глядя на свет? – Удивился Знайка.
Ну почему «не глядя»? Смотрю, конечно. Там такие красивые огоньки загораются: красный, синий, жёлтый…

Знайка возмутился: Ты что ни разу на светофор внимательно не смотрел, не видел, какие именно там «огоньки» загораются?
Да ладно, я же знаю, что там зелёный, жёлтый, оранжевый…
Знайка: Ребята, расскажите Незнайке, как правильно пользоваться светофором.(Ответы детей.)

Тюбик: А давайте нарисуем на память Незнайке светофор. Кто помнит, как располагаются цвета на светофоре? (Сверху вниз: красный, жёлтый, зелёный.)

А никто не догадался, почему именно в таком порядке? (Красный цвет сигнализирует об опасности, поэтому он располагается выше других, чтобы его было видно издалека, жёлтый цвет даёт как бы промежуточный сигнал между красным «стой» и зелёным «иди», поэтому он должен располагаться между ними.)
(Дети изображают на своих листках светофор.)

Поэт: Пока вы рисовали, я сочинил стихи:
Три сигнала светофора
Мы запомним очень скоро:
Свет и человечек красный
Знак дают «Идти опасно!»
Значит, нужно подождать,
Хоть машин и не видать!
Жёлтый свет когда горит,
Всем шофёрам говорит:
«Повнимательней, шофёры,
Свет другой зажжется скоро!»
А зелёный свет горит,
Пешеходам говорит:
«Проходите, путь открыт!»

Знайка: А вот я хочу спросить, можно ли перебегать дорогу, даже при зелёном свете светофора? (Нет, надо переходить так: сначала посмотреть налево, перейти до середины, посмотреть направо и перейти до конца.) А кто знает, почему? (Вдруг на дороге непредвиденная ситуация: неопытный водитель не успел вовремя затормозить или в машине сломалось управление.)

3. Закрепление:
— Что вы запомнили из сегодняшнего занятия?
(Организация выставки светофоров для Незнайки.)

Занятие 4 .
Тема: Светофор сломался или Регулировщик на улицах города.

Цель: познакомить детей с работой регулировщика, учить понимать некоторые сигналы, подаваемые регулировщиком.

Оборудование: изображения сказочных героев: Незнайки, Знайки, ; изображение (или модель) жезла регулировщика.

1. Актуализация знаний:

— Отгадайте загадку:
(Светофор)
— Какие три сигнала подаёт светофор?
— Как переходить дорогу по светофору?

2. Работа по теме занятия:
1)
Ребята, Кнопочка и Незнайка сегодня опоздали к началу урока. Давайте послушаем, что они нам расскажут.
Рассказ Кнопочки и Незнайки:

— Какой кошмар! На центральной улице сломался светофор. Все машины сначала кое-как ехали, а потом остановились и стояли. Всю дорогу заполнили и сигналили, люди тоже никак не могли перейти дорогу, потому что всё место заняли машины.

Потом пришёл какой-то дядя – милиционер. Он стал прямо посреди дороги и стал размахивать какой-то красивой палочкой. И машины вдруг поехали, и люди пошли, и всё движение на улице сразу наладилось.

А Незнайка с радостью сообщил:
— А я знаю, что это за дядя! Это волшебник и палочка у него волшебная.
— А вы, ребята, согласны с ним?
(Ответы детей.)

2) — Действительно, это был не волшебник. Вот что рассказал своим друзьям Знайка:

— Этот дядя-милиционер называется регулировщик. Он регулирует, то есть направляет движение машин и пешеходов. Раньше, когда не было на улицах городов светофоров, уличным движением управляли регулировщики. А теперь регулировщик появляется только в исключительных случаях, когда на дорогах случаются остановки движения – заторы.
— А кто знает, как выглядит палочка регулировщика? (Она окрашена в чёрно-белую полоску.)
Тюбик: Я как раз нарисовал такую палочку.
(Демонстрация изображения «палочки» регулировщика.)

— «Палочку» регулировщика называют жезл.
— А как вы думаете, зачем регулировщику жезл? (Им регулировщик показывает направление движения, жезл лучше видно издалека.)

Поэт: А я опять сочинил стихи:
Если поломался светофор,
Если нет движенья, есть затор,
Мчит регулировщик на подмогу.
Он выходит прямо на дорогу.
Самый главный на дороге он
С полосатой палочкой – жезлом.
Рады пешеходы и шофёры:
Не нужны нам больше светофоры!

— Как вы думаете, действительно на дорогах не нужны светофоры, пусть бы регулировали движение регулировщики? (Светофоры нужны, они не устают, работают автоматически, ломаются редко, их видно издалека.)

3) Но Кнопочка всё равно не поняла. Ведь регулировщик размахивает своим жезлом и ничего не говорит. Как же пешеходы и водители понимают, кому, куда и когда двигаться?

На этот вопрос ответил Знайка:
— Для того, чтобы понимать это, надо знать, что означают жесты регулировщика.
Например, если регулировщик становится лицом к машинам и вытягивает вперёд правую руку с жезлом, это значит, что пешеходы могут переходить дорогу.|
(Изобразить действия регулировщика.)

Поэт: Вытянув правую руку вперёд,
Регулировщик нам знак подаёт:
«Через дорогу иди, дорогой,
Но только, чур, за моею спиной!»

Другой пример: если регулировщик поднял жезл вверх, то это значит, что все должны остановиться: и пешеходы, и машины.
Поэт: Вверх регулировщик поднял руку,
Знаем мы теперь такую штуку.
Надо не бежать, не суетиться,
Это знак: «Друзья, остановиться!
Прекратить движенье
В каждом направленье!»
Все стоят: автомобили, люди.
Ждать другого знака вместе будем.
— Регулировщик сообщает и водителям, в каком направление сейчас двигаться. Эти знаки будущие водители изучают на курсах вождения.

3. Закрепление:
— Что же делать, если на улице образовался затор?
— Кто такой регулировщик?
— Как называется полосатая палочка в руках регулировщика?

Занятие 5 .
Тема: Транспорт на дорогах города.

Цель: познакомить детей с видами городского транспорта, учить правилам безопасного поведения на дорогах города.

Оборудование: изображения «весёлых человечков», изображение (или модель) жезла регулировщика; у каждого ученика изображение «специальных» машин для раскрашивания (милиция, скорая помощь и пожарная); цветные карандаши; демонстрационные варианты изображения машин скорой помощи, пожарной и милицейской.

1. Актуализация знаний:
Знайка решил провести небольшой экзамен:
1) Как называется часть улицы, по которой должны ехать машины?
2) Как называется часть улицы, предназначенная для пешеходов?
3) Что такое перекрёсток?
4) Где пешеход может перейти дорогу?
5) Что обозначают знаки (демонстрация знаков пешеходного перехода и подземного перехода)?
6) Что это такое (Демонстрация жезла регулировщика)?
7) Зачем нужен на дорогах регулировщик?

2. Работа по теме занятия:

1) — Как одним словом назвать легковой автомобиль, автобус, троллейбус, грузовик, маршрутное такси? (Транспорт)
— По улицам города, кроме пешеходов, передвигается ещё и транспорт или, как принято его называть, городской транспорт.
— Городской транспорт принято делить на общественный, то есть предназначенный для перевозки большого количества разных людей, и частный, то есть личный, предназначенный для нужд отдельного человека, семьи.
— Назовите, какой общественный транспорт вы знаете.
— Кто знает, чем такси отличается от других видов общественного транспорта? (Такси не имеет постоянного маршрута движения, направление его движения зависит от того, кто заказывает такси. Поэтому такси, которое имеет свой маршрут, называется маршрутным в отличие от обыкновенного такси.

2) Движение транспорта регулируется тоже светофором. Но светофор для машин не тот, что для пешеходов. Он расположен выше и иногда имеет указатели движения – стрелки.
(Демонстрация изображения светофора.)
— Как вы думаете, почему светофор для машин расположен выше светофора для пешеходов? (Чтобы его сигналы были видны издалека, и водители успели подготовиться к изменению в движении.)
— Как ещё можно отличить светофор для пешеходов? (По изображённому на нём человечку.)

Поэт: Догадайтесь, что я сделал. Я опять сочинил стихи:
Почему на поворот
Грузовик КАМАЗ идёт?
Ведь горит зелёный свет.
Мы идём! машины – нет!
— Есть у светофора глаз
Для машин, а не для нас.
Им указывает путь:
Где стоять, где повернуть.

3) – А все ли машины всегда должны слушаться сигналов светофора?
— Есть особая группа машин, которая не всегда подчиняется правилам дорожного движения. Кто знает эти машины? (Машины милиции, скорой помощи и пожарные машины.)

Поэт: Горит красный свет,
Но машина летит,
Мигает мигалка,
Сирена гудит:
«Прошу пешеходов всех
Посторониться!»
Я знаю, какая машина
Так мчится:
«Пожарная», «скорая»
Или «милиция».

Тюбик: А вы знаете, как выглядит эти машины? Я нарисовал, а вы раскрасьте. (Дети раскрашивают машины на листочках, ориентируясь на образцы на доске.)

3. Закрепление:
— Как регулируется движение транспорта?
— Какие машины не всегда подчиняются сигналам светофора?

Занятие 6 .
Тема: Транспорт и мы.

Цель: учить правилам безопасного поведения на дорогах города.

Оборудование: изображения «весёлых человечков».

1. Актуализация знаний:
— Что мы называем городским транспортом?
— Как регулируется движение транспорта?
— Какие машины не всегда подчиняются сигналам светофора?

2. Работа по теме занятия:

1) – Ребята, Незнайка хочет рассказать нам историю, которая произошла с ним сегодня утром. Вот его рассказ:

Когда я ехал утром на троллейбусе, такой случай видел – обхохочитесь! Какой-то мальчишка хотел перейти дорогу перед нашим троллейбусом и никак не мог решиться: то пойдёт, то остановится, то опять пойдёт. А водитель поехать не может: то начинает ехать, то останавливается, то снова едет. Людей в троллейбусе так и бросает вперёд-назад. Хорошо, что все сидели, а то точно кто-нибудь свалился бы. Вот потеха-то!
— Ничего себе потеха! – возмутилась Кнопочка. — Это действительно тебе с пассажирами повезло, что людей в троллейбусе было мало. А представь, если бы ты стоял, а не сидел.
— Действительно, такая ситуация часто случается на дорогах. А как вы думаете, кто виноват в этой истории?
(Мальчик.)
— Чего не знал мальчик? (Как правильно переходить дорогу.)
— А вы знаете, как правильно обходить троллейбус и автобус? (Троллейбус и автобус надо обходить только сзади.)
— Как вы думаете, почему? (Чтобы не мешать движения общественного транспорта.)

2) Тут Кнопочка вспомнила:
А вот один мой знакомый милиционер говорит, что на дороге стоящая машина иногда опаснее движущейся. Как же так может быть?
— Ребята, как вы думаете, когда стоящая машина может быть опаснее движущейся? (Когда из-за стоящей машины не видно движущихся за ней машин. Кажется, что дорога свободна, пешеход начинает движение, но тут из-за стоящей машины на скорости выезжает другая машина. Может случиться авария.)
— Тем же опасна и медленно движущаяся машина.

Поэт: Догадайтесь, что я придумал? (Стихи)
Машина едет еле-еле,
Мы перед ней идти хотели,
Нам закричали: «Осторожно!
Так и в беду попасть несложно.
Машина может заслонить
Того, кто мчится во всю прыть.
Машину пропустите,
И лишь потом идите!»

3) Знайка решил добавить:
Даже если машина стоит не на дороге, а на стоянке или у вас во дворе, играть и находиться рядом с ней надо осторожно.
Кнопочка спросила недоверчиво:
А почему? Что может случиться?

На это ответил Поэт: Я знаю. Как-то раз я наблюдал один случай, а потом сочинил о нём стихи. Хотите, прочитаю?
Ослик спрашивал Мартышку:
— Как же ты набила шишку?
— Я стояла у машины
И разглядывала шины.
Вдруг открылась дверца: хлоп!
Как ударит прямо в лоб!
Всем теперь хочу сказать:
У машин нельзя стоять!

Знайка: И уж тем более нельзя стоять и играть позади машины. Вы догадались, почему? (Водитель может вас не заметить и дать задний ход.)

3. Закрепление:
— Как же надо обходить стоящий троллейбус и автобус?
— Чем опасны стоящие машины?

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.