• 19/03/2024 05:14

Седьмая гимназия

Официальный сайт МБОУ «Гимназия №7 имени Героя России С.В.Василёва» г.Брянска

Рассказы о детях Л.Н.Толстого

  • Главная
  • Рассказы о детях Л.Н.Толстого

Урок внеклассного чтения во 2 классе
учителя начальных классов Ивченковой С.А.

Цели: расширять представление детей о творчестве Л.Н. Толстого; познакомить с литературным жанром быль; учить выделять главную мысль произведения, анализировать, отвечать на вопросы и пересказывать; развивать любознательность, интерес к русскому языку, формировать умение общаться с книгой.

Оборудование: портрет автора с годами жизни (1828–1910), выставка книг (подготовить 2 книги – одну соответствующую теме урока, то есть содержащую рассказы Л.Н.Толстого о детях, а другую не содержащую их), табличка «Знакомьтесь – автор».

Ход урока:

1. Работа с выставкой книг:

— Прочитайте на доске тему урока. Назовите произведения, которые вы прочитали к этому уроку. Кто прочитал больше произведений, чем было указано в списке? Какие произведения вы прочитали дополнительно?
— Рассмотрите внимательно книги на выставке. Что у них общего? Чем они отличаются друг от друга?
— У меня в руках ещё 2 книги. Помогите мне решить, можно ли эти книги поставить на выставку или нет. (К доске по одному выходят 2 ученика, рассматривают книги, вслух поясняя то, что видят, и решают, можно ли эти книги поставить на выставку.)
— Посмотрите, пожалуйста, на книги, которые лежат у вас на партах. Все ли они соответствуют теме нашего урока?
— Назовите ещё раз автора произведений, которые вы читали.
— прежде чем говорить о его произведениях, познакомимся с самим автором.

2. «Знакомьтесь — автор!»

— У кого в книгах есть портрет Л.Н.Толстого? Откройте этот портрет и посмотрите на него. У меня на портрете Лев Николаевич изображён уже пожилым человеком, с седой бородой, в простой холщовой рубахе. (Демонстрация портрета из книги или отдельно на доске)
— А каким изображён Лев Николаевич у вас на портретах? Опишите его.
— Кто знает, когда родился Л.Н.Толстой? (В 1828 году, то есть около двухсот лет тому назад)
— А кто узнал, сколько лет он прожил? (82 года, умер в 1910 году)
— Расскажите, пожалуйста, что вы узнали о Толстом, когда готовились к этому уроку. От кого вы это узнали?
(Ответы детей)

Лев Николаевич Толстой
(1828 – 1910)

Родился 9 сентября в имении Ясная Поляна Тульской губернии в знатной дворянской семье. Его предки носили титул графа, который перешёл к нему по наследству.
В 9 лет мальчик остался сиротой. Воспитывался у тётки в Казани, получил домашнее образование.
С 1844 года учился в Казанском университете, но не окончил его. Служил в Армии, участвовал в Крымской войне. Выйдя в отставку, поселился в Ясной Поляне. В 1829 году открыл школу для крестьянских детей.
Первые произведения для детей опубликовал в журнале «Ясная Поляна». В 1872 году создал «Азбуку», которая состояла из разделов по обучению грамоте, текстов для чтения на русском и старославянском языках, заданий по арифметике и научно — познавательных статей.
В 1875 году создал учебник для обучения чтению «Новая азбука» и 4 «Русские книги для чтения». В них были такие произведения как «Филиппок», «Косточка», «Старый деде и внучек», «»Лев и собачка», сказка «Три медведя», «Как мужик гусей делил» и другие.

3. Работа с прочитанными произведениями:
1)
— Кто же главные герои тех рассказов, которые вы читали? (Дети)
— Это дети из богатых семей? (Нет, это бедные крестьянские дети)
— Как вы это поняли?

2) — А сейчас я проверю, как внимательно вы читали произведения Л.Н.Толстого.
* Вспомните, в каком рассказе говориться о мальчике, у которого были именины. («Птичка»)
— А что такое именины? (Это день, когда в церкви празднуют день одноимённого святого, то есть святого с таким же именем) Раньше именины часто совпадали с днём рождения, потому что детей называли в честь того святого, в день которого родился ребёнок.
— Как же звали мальчика в этом рассказе? (Серёжа)
— Какой самый важный подарок получил Серёжа? (Сетка, чтобы птиц ловить)
— Доставил ему этот подарок радость? Почему?
— Найдите самое последнее предложение в этом рассказе. («С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц»)
— Как вы считаете, правильно стал делать Серёжа?

* В каком рассказе герои – трое детей 8 лет, 3 лет и 1,5 года. («Пожар»)
— Где были родители детей? (На жатве, то есть убирали с полей пшеницу, рожь и другие травы)
— Кто из взрослых остался с детьми дома? (Старенькая бабушка)
— Почему она не уследила за детьми? (Она заснула)
— По чьей вине возник пожар? (По вине Маши — девочки трёх лет, она принесла из печки угли, положила их под снопы и стала дуть, как будто печку раздувает)
— Кто из детей спас остальных? Как он это сделал? (Ваня восьми лет услышал крик маленького Кирюшки, вбежал в избу, велел девочке прыгать в окно, Кирюшу просунул в окно, затем сам вылез)
— Что вы можете сказать о Ване? (Он был смелым, находчивым, заботливым, ответственным.)

* В каком рассказе мальчик хотел обмануть родителей, но у него это не получилось? («Косточка»)
— Как получилось, что мальчик обманул папу? (Он съел сливу, которую мама приготовила к обеду, но, когда папа стал спрашивать детей, кто съел сливу, Ваня сказал, что это не он)
— Почему он покраснел, как рак, когда говорил, что это не он съел сливу? (Ему было стыдно признаться в соей ошибке)
— Как папа нашёл того, кто съел сливу? (Папа сказал, что он боиться за того, кто съел сливу, потому что в сливе есть косточка, и если её проглотить, то на следующий день можно умереть. Ваня испугался и сказал, что он косточку за окно выбросил.)
— Как вы думаете, что испытал Ваня, когда все засмеялись? (Ему стало очень стыдно) Почему вы так думаете? (Он заплакал)

* В каком рассказе мальчик очень хотел ходить в школу, а его не пускали? («Филиппок»)
— Почему мама не пускала Филиппка в школу? (Он был ещё очень мал.)
— Как вы думаете, почему Филиппок хотел ходить в школу? (Все знакомые ребята и старший брат Филиппка Костюшка уже ходили в школу, а Филиппка оставляли дома со старой бабушкой. А ещё мальчик очень хотел на учиться читать, он даже знал некоторые буквы.)
— Кто учил его читать? (Старший брат)
— Как вы понимаете слова Филиппка «Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!»? (То есть мальчик хотел сказать, что он смышлёный, быстро всё понимает, и его уже можно учить в школе.)
Зачем он стал хвалиться перед учителем? (Чтобы тот принял его в школу)
— Что ответил ему учитель? («Ты погоди хвастаться, а поучись.»)
— Как вы думаете, как учился Филиппок в школе? Почему вы так считаете?

3) – Открой те, пожалуйста, любой из рассказов, которые вы читали к сегодняшнему уроку. Под названием рассказа у многих написано ещё одно маленькое слово. Что это за слово? (Быль)
— А кто знает, что обозначает это слово? (То, что было, то есть то, что случилось в действительности, на самом деле, а не выдумано)
— Объясните, почему это слово стоит сразу после заголовка в рассказах? (Лев Толстой показывает нам, что всё, что он написал, было на самом деле)
— Итак, быль – это такой жанр литературы, как, например, сказка, повесть, рассказ. Но в былях рассказываются истории, произошедшие на самом деле, невыдуманные.

4) – А теперь поработаем с текстами:
1— В какой были мальчик рассказывает о грозе в лесу? («Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза»)
Найдите и прочитайте описание грозы.
(Начиная с третьего предложения: «Вдруг стало темно, пошёл дождь и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния такая светлая, что мне глазам стало больно, и я зажмурился. Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в голову. Я упал и лежал до тех пор, пока перестал дождь.»)

2- В какой были говориться о происшествии с маленьким домашним животным? («Котёнок»)
— Найдите и прочитайте, что случилось с котёнком и как Вася спас его.
(С 4-ого абзаца: «Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка…» и до конца текста.)

3 – В какой были рассказывается о том, как на девочку наехал поезд. («Девочка и грибы»)
— Как это случилось?
— Найдите и прочитайте, как окружающие вели себя, когда на девочку наехал поезд.
(3-ий абзац с конца: «Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы увидеть, что сделалось с девочкой.»)
— Чем же закончилась эта история? (Девочка сначала лежала вниз головой между рельсами и не шевелилась, а потом, когда поезд отъехал далеко, она встала, собрала грибы и побежала к сестре.»

4. Итоги:
— Итак, мы сегодня говорили о рассказах Л.Н.Толстого, которые он написал для детей и о детях.
— Вспомните, какой рассказ вам было интереснее всего читать.
— При чтении какого рассказа вы испытали страх? За кого вы испугались?
— Кто из героев вам понравился больше? Чем?
— При чтении какого рассказа вам хотелось засмеяться? Заплакать?
— Как называются все рассказы, с которыми мы сегодня работали? (Были) Что означает это слово?

Задание на следующий урок внеклассного чтения

Тема: «Дж. Родари. Путешествие Голубой стрелы».
Задания:
1) Заполни читательский дневник.
2) Подготовь 1 или несколько заданий на выбор:

  • прочитать в классе понравившийся тебе отрывок
  • подготовь рассказ о том, какой герой больше всего понравился тебе в этой сказке и почему

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.