• 27/07/2024 11:03

Седьмая гимназия

Официальный сайт МБОУ «Гимназия №7 имени Героя России С.В.Василёва» г.Брянска

Склонение имен существительных

  • Главная
  • Склонение имен существительных

Урок русского языка в 3 классе
Выполнила: учитель начальных классов Позднякова С.И.

Цель: закрепление умения определять склонение имен существительных; тренировка в определении склонения имён существительных; развитие мышления, наблюдательности; воспитание аккуратности, самостоятельности

Оборудование: компьютер, карточки, картинки овощей и фруктов, веер цифр 1 2 3, человечки, магниты

Ход урока

I. Оргмомент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок.
Пожалуйста, садитесь,
С усердием трудитесь.

II. Повторение ранее изученного

Сегодня на уроке нам предстоит преодолеть очередной опасный риф в океане Знаний. Какой? Вы узнаете чуть позже. А пока нужно подготовиться к новым испытаниями вспомнить то, что вы уже знаете.
Внимательно прочитайте слова и подумайте, какое слово лишнее в каждой строчке. Докажите.

девочка, корова, сосна, собака

свёкла, торты, директора, инженеры

плащ, кирпич, пейзаж, ночь

— Какой частью речи являются данные слова? Докажите.
— Молодцы! Ваши мысли в порядке. Думаю, к штурму нового препятствия вы уже готовы. Значит пришло время обозначить задачу.

III. Сообщение темы

— Вам уже известно, что такое склонение имен существительных.
Кто может ответить на этот вопрос?
— С какой темой познакомились на прошлом уроке?

(слайд 1)

В зависимости от рода и окончаний все имена существительные делятся на 3 склонения. Только задание определить, к какому склонению относятся слова, для некоторых из вас было сложным.

Вот почему сегодня мы продолжим упражняться в определении склонения существительных, поможем потерявшимся словам найти своё место, повторим ранее изученный материал. Готовы?

IV. Повторение теоретического материала

(слайд 2)

Тогда вспомним правило. Возьмите карточку №1, внимательно прочитайте и соедините линиями признаки существительных и склонение, к которому они относятся.

(слайд 3) Проверка

Все выполненные на уроке задания вы должны складывать в свой конверт достижений. Я проверю выполненные вами работы и к следующему уроку выставлю отметки.

V. Закрепление

Мы вспомнили правило, а теперь потренируемся определять склонение имён существительных.

1) Возьмите карточку № 2

Определите склонение имен существительных, поставьте + в нужном столбике.

(слайд 4) Взаимопроверка

Возьмите зелёную ручку, обменяйтесь карточками и проверьте работу своего соседа по парте, зачёркивая и исправляя ошибки зелёной ручкой.

Уберите карточку в свой конверт

2) Лексический диктант

По лексическому значению вы должны узнать слова и записать в 3 столбика по склонениям.
Подпишите в тетради

1скл. 2 скл. 3 скл.

Комментируем

а) Учреждение, где делают и продают лекарства (аптека)
б) Кустарник с сиреневыми или белыми душистыми соцветиями (сирень)
в) Брат моей мамы, мой … (дядя)
г) Здание для пассажиров на железнодорожной станции (вокзал)
д) Высушенная для корма животных трава (сено)
е) Ряд металлических колец, скреплённых друг с другом (цепь)
ж) Произведение живописи, нарисованное красками (картина)
з) Птица, способная после специальной тренировки заменить почтальона (голубь)
и) Лес, в котором растут преимущественно одни ели (ельник)
к) Тёмное время суток (ночь)

Физкультминутка

Пришло время отдохнуть. Встали, вышли из-за парт. Отдыхая, будьте внимательны. Если я называю имя существительное в форме единственного числа – вы приседаете, если в форме множественного числа – шагаете на месте, руки на пояс

брюки, пальцы, доска, сказки, каникулы, весёлый, разговор, макароны, бег, учить, читатель, ножницы, пирог, ловкость, грабли, стол, звонки

3) Работа по учебнику
Откройте учебники на странице 31. Прочитайте материал рубрики «Давай подумаем». Проверьте работу Саши, сделайте вывод.
Объясните значение слова шинель
Шинель – форменное пальто со складкой на спине и хлястиком.
Придумайте словосочетание со словом шампунь. Составьте с этим словом предложение.

4) Предлагаю вам такое задание. На доске вы видите овощи и фрукты. Разложите их в три корзинки по склонениям. Работаем самостоятельно. Записываете имена существительные в форме единственного числа.
Назовите словарные слова, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.

Проверка (слайд 5)

Как вы думаете, слово картофель исконно-русское или заимствованное?
Познакомьтесь с рубрикой «Интересный материал из истории языка». (один ученик читает статью)
Из какого языка слово картофель пришло в русский язык?
Что означает слово картофель в переводе с латинского?
Интересна и сама история этого корнеплода. Родина картофеля – Южная Америка. В России картофель появился во времена правления Петра I. Некоторое время картофель выращивали в цветниках как декоративное растение, а попробовав его зеленые ягоды, которые появлялись после цветения и были ядовиты, люди получали отравления. Потом научились употреблять в пищу клубни, было выпущено даже специальное распоряжение правительства о правильном выращивании картофеля. А сегодня это частое блюдо на нашем столе, поэтому картофель называют вторым хлебом.

5) Возьмите карточку № 3. (слайд 6)

Соедините линиями имена существительные со склонениями, к которым они относятся.
Взаимопроверка (слайд 7)

6) Карточка №4

Проверьте слова в столбиках, лишние зачеркните.
Проверка (слайд 8)

VI. Итог урока

Великий полководец А.В. Суворов говорил своим солдатам: «Тяжело в учении, легко в бою!»

Думаю, вы отлично потрудились в течение сегодняшнего урока, и в дальнейшем с лёгкостью будете определять склонения имён существительных. Это очень важно, т.к. на следующих роках мы с вами будем учиться в зависимости от типа склонения правильно писать падежные окончания существительных. А на сегодня наши учения в бухте склонений подошли к концу. Испытания выдержаны с честью. Подведём итоги.

— Как узнать, к какому склонению относится имя существительное?
-Достаточно ли для определения склонения знать только род имени существительного?
— Можно ли определить склонение существительных, зная только лишь окончания?

VII. Рефлексия

Если вам понравилось работать на уроке, со всеми заданиями легко справились, было интересно, прикрепите манит весёлому человечку; если слегка затруднялись- среднему; если же было трудно работать на уроке, неинтересно – грустному.

VIII. Домашнее задание

с.31 упр.4

IX. Резерв времени

Устный диктант (учащиеся при помощи карточек показывают тип склонения)

яблоня, тень, рыба, пень, дверь, кухня, кровать, Оля, иней, шалость, спальня, ладонь, Москва, Волгоград, Казань, Волга, Ваня, словарь, лошадь, край

 

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.