Урок окружающего мира в 4 классе
учителя начальных классов Горневой Н.А.
Цели:
1.Формировать представления учащихся о Великой Отечественной войне.
2.Уточнить и систематизировать знания учащихся о борьбе русского народа с фашистскими захватчиками.
3.Дать краткую информацию о некоторых исторических событиях времён Великой Отечественной войны.
4.Развивать речевые умения.
5.Воспитывать патриотизм и интерес к истории. .
Предметные УУД:
-Знать даты начала Второй мировой войны и Великой Отечественной войны.
–Иметь представление об основных событиях Великой Отечественной войны:блокада Ленинграда, победа под Москвой, битва за Сталинград, Курское сражение, освобождение территории СССР, штурм Берлина.
–Понимать значение победы для СССР и всего мира.
Метапредметные УУД:
— Определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения.
–Составлять план рассказа , рассказывать о войне по плану.
–Готовить сообщения с помощью взрослых.
–Выступать с сообщениями.
Личностные УУД:
-Проявлять основы российской гражданской идентичности-чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность.
-Определять личностный смысл учения.
–Проявлять самостоятельность в информационной деятельности.
-Эмоционально откликаться на изучаемые события,сопереживать.
-Воспитание любви к родной стране, чувства патриотизма, уважения друг к другу, к старшему поколению.
Оборудование:
учебник А.А.Плешаков,Е.А.Крючкова «Окружающий мир» часть 2,
компьютер,
проектор,
экран,
карта,
презентация«ВеликаяОтечественная война»,
видеоматериал,
раздаточный материал карточки-помогайки,
раздаточный материал тесты.
Технологии: ИКТ, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, групповая технология.
Этап урока | №слайда | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный момент
2.Актуализация опорных знаний.
3.Определение темы урока |
2
3
4 |
— Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Ребята,поприветствуйте наших гостей! — Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок Постарайтесь всё понять, Интересное узнать.- О каком событии мы говорили на прошлом уроке? — Сегодня мы продолжаем тему «Великая Отечественная война.Великая Победа» — Почему называется «Великая»? -Почему «Отечественная»? — С кем воевал советский народ в Великой Отечественной войне? |
Отвечают на вопросы.
Определяют тему урока (война)
Отвечают.
|
4.Постановка целей и задач урока | 5 | — Какие цели и задачи поставим перед собой? | Ставят цель, определяют задачи урока. |
6.Работа по теме урока. | 6 | — Работаем сегодня по группам. Вы уже провели поисковую работу, работали дома с доп. литературой и интернетом. Сегодня на уроке мы систематизируем добытую информацию, поделимся ею со всем классом.Слушаем выступление.Задаём вопросы.Выделяем самое главное.Оцениваем. | Работа в группах. Дети распределяют, какую часть вопроса кто из них рассказывает. |
Отчет 1 группы | 7 | Расскажите о начале В.О.войны. | Рассказ ученика, показ на карте. |
Отчет 2,3группы |
8 | Фашисты нацелили главные удары по трём направлениям. Попробуйте назвать их.
2.Центр, главный удар – Москва. 3.На юг к Чёрному морю. -Предположите, смогли ли немцы покорить нашу страну за 6 недель как планировали? (Нет.) — Почему сорвались планы их молниеносной войны? (Весь народ встал на защиту своей Родины.) -Кто первыми встретил удар врага?(Защитники Брестской крепости)
— Перечислите города- герои. — За что город можно назвать героем? -Назовите важнейшие сражения. |
Дети рассматривают карту.
Отвечают.
Перечисляют города — герои Ответы детей |
9 | -Мы поговорим об одной битве, но очень важной – Битве за Москву. Фашисты планировали захватить город и затопить его, чтобы от него ничего не осталось.- Как вы думаете, взяли ли фашисты столицу нашей Родины – Москву? (В город они так и не попали.) — Какой вопрос у вас возникает? (Почему фашистским войскам не удалось взять Москву?Расскажите о битве под Москвой
Расскажите о городе – герое Москве. |
Рассказ ученика, показ по карте. | |
10 | Расскажите о городе – герое Ленинграде | Рассказ ученика, показ по карте. | |
11 | Расскажите о Сталинградской битве и о городе – героеСталинграде (Волгограде) Прослушайте отрывок из стихотворения С. Михалкова «Солдат» Его бомбили – он лежал. К нему летел снаряд. В него стреляли – он бежал Вперед, а не назад «Чем дальше я пройду вперед,- Мечтал солдатик мой,- Тем больше хлеба в этот год Засеем мы весной. Чем больше немцев уложу,- Смекал он на ходу,- Тем раньше путь освобожу, Скорей домой приду! При немцах на моей земле Мне не бывать в родном селе…» И беззаветно потому Солдат мой воевал, И было некогда ему, И он ночей не спал. -Какое ещё сражение было переломным в Вов?(Курская битва) Пусть дни войны тянулись очень долго, |
Рассказ ученика, показ по карте. | |
8 | Какие ещё города –герои? Какие сейчас относятся не к России? |
Называют | |
7.Физминутка.
Отчёт 4 группы
Отчёт 5 группы |
|
Выполняют движения в физминутке. | |
6 | Тема 4 группы «Брянск в годы В.О. войны» | ||
16 | Группа готовила материал о том, какой вклад внес в общую победу наш город. Расскажите об этом. | Рассказ ученика, показ по атласу. | |
17 | — Каких героев – земляков вы знаете, назовите.Расскажите кратко о некоторых из них.Рассказ о прадедушке-ветеране. | Называют.
Рассказ о героях – земляках. |
|
-Освободив Родину, советские воины пришли на помощь народам стран Европы.В начале 1945 года советские войска с востока вступили на территорию Германии. Им на встречу двигались войска союзников- США, Англии, Франции.В ночь с 8 на 9 мая состоялось подписание Акта о безоговорочной капитуляции вооруженных сил фашистской Германии. 9 мая мы отмечаем праздник Победы.-Расскажите об этом. | Рассказ о победе. | ||
Отчет 6 группы
8.Закрепление знаний. |
6 | Тема работы 6 группы «Цена победы» | |
18 | Расскажите, какую цену заплатил наш народ за победу в В.О. войне?- Каких полководцев великой Отечественной войны вы знаете? ( Жуков, Рокоссовский, Конев, Малиновский)Свыше 11 тысяч воинов всех национальностей были удостоены звания Героев Советского Союза. | Рассказы детей.
Отвечают. |
|
19 | Тест «Проверь себя»Когда начались ожесточенные бои за Сталинград? (летом 1942 года) -Где разгорелось сражение летом 1943 года? ( под Курском) -Чем стала эта победа? ( началом крупного наступления) -Когда была полностью освобождена территория советского Союза? (в 1944 году) -Когда был штурм Берлина и кто руководил им? ( в апреле 1945 года, руководил маршал Жуков) -Какой праздник отмечает наша страна 9 мая? ( День Победы) -Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война?- Неугасима память поколений, И память тех, кого мы свято чтим. Давайте ж встанем на мгновенье, И в скорби постоим, и помолчим. Тише, ребята, минутой молчания, память героев почтим, И их голоса когда-то звучали, По утрам они солнце встречали, Сверстники наши почти. Минута молчания.
|
Работают с тестом, проверяют на экране. | |
20 | Видеоролик «Поклонимся великим тем годам»- Какой вывод сделаем из урока? | Просмотр видеоролика
Нельзя забывать свою историю, чтобы все не повторилось снова. |
|
10.Рефлексия
11.Домашнее задание |
21 | Подводим итоги | Сегодня на уроке:
|
22 |
|
Записывают д/з | |
23 | Спасибо за урок! |
Презентация к уроку «Великая война и Великая Победа»
Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю: