Интегрированный урок (окружающий мир, технология)
учителя начальных классов Старининой Н. Н.
Цель: Формировать представление о жизни древних славян.
Формирование УУД:
1. Познавательные — осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, самостоятельно находить ее в материалах учебника.
2. Коммуникативные — формулировать собственные мысли.
3. Регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала.
4. Личностные – оценивать собственную учебную деятельность, достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Самоопределение к деятельности.
На столе лежат предметы старины: глиняный кувшин, лапти, деревянные ложки, льняное полотенце, дудочки, свистульки, льняная рубаха.
— Как вы думаете, кому могли принадлежать данные предметы?
— Кто были наши предки?
Чтобы ответить на этот вопрос, поработаем с текстом.
— Прочитайте выделенные слова. Что можете о них сказать?
— Эти слова однокоренные. У них общий корень, общее значение.
Словарь Ожегова:
Слава – почетная известность, как свидетельство всеобщего и безусловного признания.
Славный- пользующийся славой.
Вставьте корень родственный слов в схему
….яне
— Определите тему урока.
— Жизнь древних славян.
— Посмотрите на вопросы, записанные на доске:
Кто? Какие? Где? Как? Чем?
Чтобы вы хотели узнать о своих предках? Сформулируйте свои вопросы, используя данные слова.
— Кто такие наши предки?
-Какими они были?
-Где жили?
— Как жили?
— Чем занимались?
3. Открытие новых знаний.
Сегодня работать будем по группам. Группы назовем общинами, т. к. древние славяне жили общинами.
У общины был старейшина (выбор старейшины).
В каждой общине будет летописец, который будет вести необходимые записи.
Вспомним правила работы в группе:
1.Один говорит , остальные слушают.
2.Свое несогласие высказывай вежливо.
3.Если не понял, переспроси.
4.Разговаривай вполголоса.
1 община- находит материал и отвечает на вопрос:
— Где жили славяне?
-Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы. Они жили вдоль берегов рек Днепр, Западная Двина, Дон, селились от берегов Черного моря до берегов Балтийского моря.(Выступления детей).
2 община – находит материал о том, как выглядело поселение славян.
Место для поселения славяне выбирали безопасное, пригодное для жилья, вблизи реки, где- нибудь на пригорке, обычно на прибрежном холме.(Выступления детей).
3 община – рассказать о жилище древних славян.
Славяне ставили рубленные избы или селились в полуземлянках. Такие жилища почти до половины уходили в землю. Рядом в загонах и хлевах держали домашний скот.
Неприхотливыми было убранство дома: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины. Топилась печь по-черному, без трубы. Дым выходил наружу через небольшие открытые окошки( от холода их прикрывали досками, соломой, ветками) и низенькую дверь. Посудой служили глиняные горшки да сковороды.(Выступления детей).
4 община –Занятия славян. (Выступления детей).
Рассмотрите предметы:
-Назвать предмет.
— Ремесло.
— Кто автор?
Посуда из глины (кувшин, тарелка)- гончарное ремесло, гончар.
Лапти, корзина – плетение.
Рубаха, полотенце – ткачи, швеи.
Лекарственные растения- врачевание.
Физминутка.
4.Закрепление изученного материала.
Время для выполнения задания – 5 минут.
9-11 баллов – отлично.
7-8 баллов — хорошо
5- 6 баллов – удовлетворительно
0- 4 балла — неудовлетворительно
Оценка работы в группах. Выставление отметок.
5.Рефлексия.
— Какую тему мы сегодня исследовали?
— Что вас особенно удивило?
— Что нового вы сегодня узнали?
6.Изготовление куклы- оберега.
Древние славяне были язычниками. Они верили в Богов, они считали, что существуют лешие, домовые, русалки, водяные .
А еще у славян были обереги, талисманы, обереги.
А) Презентация Никишиной Юлии о куклах- оберегах.
— Кубышка.
-Десятиручка.
-День и ночь.
— Подорожница.
Б) Изготовление куклы-оберега своими руками.
Материал: ткань (ситец) 20*20 см, нити красного цвета, вата, тесьма.
В) Подарки гостям.