Урок творческого исследования по литературе в 8 классе
Разработка учителя русского языка и литературы Евсеенко О.Н.
Цели и задачи урока: на основе межпредметных связей создать условия для совершенствования умений анализировать художественное произведение; определять точку зрения автора, сопоставлять произведения разных стилей, разных видов искусств (литература, живопись, музыка, кино); научить учащихся обобщать, анализировать и конкретизировать материал из разных источников; продолжить вырабатывать навыки грамотной, логичной, устной и письменной речи, развивать творческие способности, умение работать в группе, научить вести дискуссию, выслушивать различные точки зрения и доказывать свою точку зрения; воспитание уважения учащихся к русской истории, воспитание человеческих качеств
Контроль учителя: выборочное оценивание устных ответов, оценивание работы консультантов и членов группы, оценивание всех творческих работ
Тип учебного занятия: эвристическая беседа с привлечением помощи заранее подготовленных консультантов, создание проблемной ситуации, творческое исследование темы
Форма организации учебного процесса: коллективная деятельность частично-поискового характера в сочетании с работой группы консультантов, исследовательская деятельность и подготовка к выпуску альбома с материалами учащихся
Оборудование: презентация учителя и учащихся, фрагменты фильма «Русский бунт», отрывки из рок-оперы «Емельян Пугачев», поэма С.Есенина «Емельян Пугачев», статья М.Цветаевой «Пушкин и Пугачев», повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Ход урока
(на доске цитаты)
1. Слайд №1, слайд №2 , прием «яркое пятно»: просмотр эпизода «Танец Пугачева и Швабрина» из фильма «Русский бунт»
Вопрос: — Ваши впечатления о танце? Это совместный танец — соревнование Швабрина и Пугачева. (Обратить внимание на то, что это сцена дает повод задуматься над сходством и различием этих двух героев – двух типов злодеев)
2. Вступительное слово, слайд №3
Емельян Пугачев … У кого-то это имя вызывает ассоциации с уроками истории, кто-то считает его народным героем, кто-то обычным разбойником, коих немало на широких просторах отчизны. Личность эта противоречива, впрочем, как и любая более-менее значимая фигура истории. Так кто же он на самом деле? Герой или самозванец-разбойник? Есть в истории и литературе образы, которые вызывают споры и толки, так как их нельзя нарисовать одной краской, нельзя однозначно определить их значение и роль в истории. К таким фигурам относится и Емельян Пугачев. Достаточно взглянуть на доску, чтобы убедиться: представители разных эпох пытались определить, кем являлся в истории России Емельян Пугачев, чем его литературный образ отличается от реального. (На доске запись: А.С.Пушкин “История Пугачевского бунта” 1834, “Капитанская дочка” 1836, М.И.Цветаева “Пушкин и Пугачев” 1937, С.Есенин поэма «Емельян Пугачев»1922, А.Прошкин “Русский бунт” 1999)
— Сегодня у нас урок творческого исследования. Попытаемся назвать цели нашего занятия. (Внимание на слайд №4)
— Вы провели большую работу по сбору материала для создания своего образа Пугачева и выпуска общего портретного альбома.
Итак, знакомство с любым литературным героем начинается с портрета. А что такое портрет? Из чего он складывается, из каких деталей? Создадим галерею из различных портретов Пугачева: портрет первый — портрет, выполненный художником; портрет второй — портрет, созданный историком, портрет третий — портрет, созданный литератором, портрет четвертый — портрет, воплощенный музыкантом, портрет пятый — портрет, снятый режиссером. На столах у вас лежат листы с цитатами, которые пригодятся вам для составления портретов, это помощь профессионалов: критиков, историков, литераторов. В ходе занятия вы будете вести записи по каждому из портретов на цветных листах для того, чтобы составить ответ на ключевой вопрос каждой группы.
3. Работа по группам:
№1 – живописцы (представляют презентацию и материал о портретах Пугачева), результат их работы – свой портрет с комментариями.
Вопрос остальным группам: (слайды №5,6)
— Каким вы увидели Пугачева в живописи, опишите ваши впечатления от этого образа? Что можно красками показать? Слайд №7
— Представление своего видения портрета Пугачева (картина учащихся с их комментариями)
№2 – слайд №8,9, 10, историки (работа группы по плану: биография, причины крестьянской войны, материал учебника истории, карта восстания)
Вопрос группам:
— Итак, каков же Пугачев в роли исторической личности? Слайд №11
— Представление группой своего исторического портрета
№3 – слайд №12, 13, 14, 15,16, литераторы (начинают свой рассказ с замыслов Пушкина, далее – Пугачев в «Капитанской дочке»; статья М.Цветаевой; лучше понять героя поможет инсценировка эпизода «Сказка о вороне»)
Вопрос группам:
— Поделитесь вашими впечатлениями о Пугачеве – литературном герое,
слайд №17
— Представление группой своего литературного портрета
№4 – слайды 18, 19, 20, музыканты (рассказ об исторических песнях с главным героем Пугачевым, рок-опера и поэма Есенина – связь с группой литераторов, песня из оперы в исполнении Алексеева Сергея)
Вопрос группам:
— Какой Емельян Пугачев предстал перед нами в музыкальных произведениях? Пугачев в музыкальных произведениях больше исторический герой или литературный, а может не тот и не другой?
Слайд №21
— Представление группой своего портрета
4. Подведение итогов: слайд №22
— Да, образ Пугачева очень сложен. Но вернемся к портрету: я раздаю листы, на которых вы сейчас в каждой группе запишите свои детали портрета Пугачева, качества характера ли, поведения ли и т.д., распределив их по значимости. Зачитать и прокомментировать свои ответы.
— Что общего во всех портретах, а в чем различие?
— К какому заключению вы пришли в ходе нашего обсуждения: Пугачев – герой или самозванец-разбойник?
Давайте обратимся к словам М.Цветаевой: «В Пугачеве Пушкин дал самое страшное очарование: зла, на минуту ставшего добром, всю свою самосилу (зла) перекинувшего на добро. Пушкин в своем Пугачеве дал нам неразрешимую загадку: злодеяния — и чистого сердца. Пушкин в Пугачеве дал нам доброго разбойника. И как же нам ему не поддаться, раз мы уже поддались — просто разбойнику?»
— Как вы думаете, а сейчас может у нас появиться такой мятежник, как Пугачев?
5. Домашнее задание: слайд №23
Но у нас остался еще пятый портрет – портрет режиссера. Накануне мы с вами посмотрели фильм «Русский бунт», снятый по мотивам произведений Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» и «История пугачевского бунта» режиссером Александром Прошкиным. Итак, ваше задание — создать портрет №5: образ Пугачева в кино. Сравнить актерскую игру В.Машкова с литературным образом Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» + задание на слайде
Презентация к уроку «Образ Великого мятежника (Емельяна Пугачева) в литературе и искусстве»
Презентация «Емельян Пугачев. Потрет живописцев»
Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю: