Интегрированный (бинарный) урок литературы и физики в 7 классе
по сказке-были А.Платонова «Неизвестный цветок»
Разработка учителя русского языка и литературы Евсеенко О.Н.
Тип урока: интегрированный (бинарный)
Цели:
- Акцентное вычитывание текста; формирование нравственных понятий на примере сказки – были; повторение первоначальных сведений о строении вещества.
- Развитие навыков анализа текста литературного произведения; развитие представления о единой физической картине мира.
- Воспитание читательского вкуса, творческих способностей учащихся.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Microsoft Power Point, видеоролики о падающей росе, о космосе
- запись «Вальса цветов» П. Чайковского
Ход урока
1. Оргмомент: звучит «Вальс цветов» П. Чайковского и учащийся читает стихотворение:
Посади цветок на благо мира –
Дом земной украсит он Огнём.
Зазвучит в нём пламенная лира,
Свод небесный отразится в нём.
Расцветёт он – крохотный и нежный –
Как посланник голубых небес,
И откроет сердцу мир безбрежный,
И покажет чудо из чудес.
2. Вступительное слово учителя:
— Итак, представьте, мы попали на цветущий луг. Посмотрите, сколько цветов! Но что это? Среди них выделяется один. Известен он кому-нибудь? Нет? Давайте поговорим об этом неизвестном цветке. Необычном. Сказочном.
Тема нашего урока: «Сила добра и терпения, сила любви ко всему живому…». Чтение и обсуждение сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Поставьте перед собой цели работы на ближайшие 40 минут. (Учащиеся отвечают). Но урок у нас необычный, как вы думаете, а физика здесь причем? (Учащиеся высказывают свои предположения).
«Неизвестный цветок» — одно из последних произведений Платонова. Он посвятил его своей дочери Маше. Получилось своеобразное завещание.
3. Работа с текстом, беседа:
— Итак, понравилась ли вам сказка? А что значит «сказка-быль»?
— О чем и ком рассказывается в ней?
— Прочтите предложение, в котором говорится о рождении цветка?
Физика
— Вам было дано задание: найти в тексте физические явления. Что такое физическое явление?
— Какие физические явления изучают в науке?
— Какие физические явления можно в этом тексте увидеть?
— К какому виду их можно отнести?
— Как можно назвать цветок с точки зрения физики?
Литература
— Какие слова в тексте помогают представить нам цветок живым? Как называется это выразительное средство?
— А что ему помогает расти? (Учащийся зачитывает строки о росе и предлагает мини исследование о росе, на слайдах презентации фото росы)
Физика
— Вещество «вода» может находиться в различных агрегатных состояниях. Назовите те из них, которые упоминались.
— В каком третьем агрегатном состоянии может находиться вода?
— А только ли вода бывает в различных состояниях?
— Мы знаем, что одно и тоже вещество в различных состояниях обладает различными физическими свойствами. Вспомним их.
— Чем объясняются различия свойств?
Литература
— Давайте поговорим о Даше. Как она попала на пустырь? Что заставило ее остановиться? (Благоухание)
Физика
— Как это явление называется в физике?
— Что такое диффузия?
— Во всех ли агрегатных состояниях может наблюдаться диффузия?
— От чего зависит скорость протекания диффузии?
Литература
— Инсценировка: «Диалог девочки и цветка». Ребята, прокомментируйте диалог. Удалось ли нашим актерам передать характеры героев? Какие качества девочки проявляются?
— И ребята поняли Дашу, и отозвались на ее просьбу о помощи. Зачитайте предложения, в которых говорится о работе детей.
Физика
— А что такое работа с точки зрения физики?
— В каком случае совершается механическая работа?
— По какой формуле рассчитывается работа?
— Когда работа положительная по знаку?
— Когда работа отрицательная?
Литература
— В результате работы и моральной, и физической, и механической земля стала плодородной. Как она отблагодарила ребят?
— Какова же идея сказки? Вернемся к теме урока.
4. Подведение итогов:
— А теперь давайте посмотрим на ваш труд, предложите нам свои творческие проекты по сказке, представьте их. (Представление творческих проектов учащихся: стихи о цветах, рисунки, презентации, сказки, рассказы о своих домашних растениях и т.д.)
— Продолжите предложения:
Было интересно…
Мне понравилось…
Я запомню…
Меня удивило…
Полезно было узнать…
5. Домашнее задание: найдите еще произведения или стихи с физическими явлениями, покажите связь литературы и физики.
Презентация к уроку «Сила добра и терпения, сила любви ко всему живому…»
Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю: