Урок биологии в 7 классе
Выполнила: учитель биологии Воронина Е.В.
Тема урока: Опорно-двигательная система животных (эволюция строения)
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: изучить эволюцию строения ОДС животных, систематизировав знания о строении ОДС животных разных систематических групп
Задачи:
Образовательные
— выявить функции ОДС животных и причины эволюционных изменений ОДС
— обосновать взаимосвязь строения и функций ОДС животных
— сравнить строение ОДС животных разных систематических групп, выявить усложнения
(одноклеточные – многоклеточные, беспозвоночные – хордовые, бесчерепные – позвоночные, разные классы позвоночных – круглоротые, хрящевые рыбы, костные рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие)
— объяснить причины различий и обосновать приспособленность ОДС животных к различным условиям среды обитания, местообитаний
Развивающие
— развить умение работать с рисунками (учебник, ТПО, слайды презентации, демонстрационные таблицы), образцами наружных и внутренних скелетов (анализировать их содержание, описывать строение скелетов, сравнивать скелеты различных организмов…)
— развить умение приводить примеры животных (с различными типами скелетов)
— развить способность понимать целесообразность эволюционных изменений
— развивать мышление, коммуникативные навыки
Воспитательные
— продолжить воспитание чувств любви к природе, восхищения ее мудростью, целесообразностью
— воспитывать чувство ответственности за успешность своей учебы, стремление к самообразованию, саморазвитию
Основные понятия:
«опорно-двигательная система», «наружный скелет», «внутренний скелет», «осевой скелет», «позвоночник», «позвонок», «скелет конечностей», «пояса конечностей», «кость», «сустав», «череп».
Этапы урока:
Организационный момент
Приветствие, призыв к учащимся оценить свою готовность к уроку, скорректировать ее при необходимости
Целеполагание и мотивация
***Давайте определимся с темой сегодняшнего урока
***Какой «мостик» можно перебросить от прошлого урока к сегодняшнему?
Какая есть логика в последовательности изучения учебного материала нашего раздела?
Какой раздел мы изучаем?
— эволюция строения и функций органов и их систем
— от изучения внешних покровов переходим к изучению внутренних систем органов (образно говоря, рассмотрели животное внешне, теперь пытаемся заглянуть вглубь)
— так как покровы часто являются частью ОДС (мы помним понятие «кожно-мускульный мешок», помним, что у членистоногих мышцы обычно крепятся к наружному скелету…), логично после их изучения перейти именно к этой теме
***Какова главная цель нашего урока?
(изучить эволюцию строения ОДС животных, систематизировав знания о строении ОДС животных разных систематических групп)
Актуализация знаний
— Докажите, что организму необходима ОДС (для передвижения, для защиты клеток, тканей, органов, для опоры и поддержания, сохранения постоянной формы тела…)
— Почему скелет и мускулатура, такие разные структуры, объединяются в одну систему органов? (для успешной работы любого органа, выполняющего движение, ему нужна опора)
— Объясните причины эволюции ОДС, изменений в ней с течение времени (освоение животными новых территорий, освоение новых видов пищи, необходимость, чтобы выжить, активнее искать пищу, лучше прятаться от врагов, постоянно совершенствовать свои приспособления к меняющимся условиям среды… таким образом, ОДС, изменяясь вместе с организмом, должна была обеспечивать все эти эволюционные изменения)
Усвоение знаний
***Какие этапы, «ступеньки» в достижении главной цели урока (в изучении эволюции ОДС от одной группы животных к другой) мы можем выделить?
1. одноклеточные – многоклеточные
2. беспозвоночные – хордовые
3. бесчерепные – позвоночные
4. разные классы позвоночных – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие
***Давайте назовем основные опорно-двигательные структуры простейших и многоклеточных беспозвоночных и проследим эволюционные изменения
1. одноклеточные – многоклеточные беспозвоночные
Беседа с использование слайдов презентации
— какие опорные и двигательные структуры имеет тело простейших? (амеба – оболочка клетки, ложноножки, эвглена – жгутик как вырост на оболочке, инфузория – реснички как выросты на оболочке)
— какие опорные и двигательные структуры появляются у кишечнополостных? (эпителиально-мускульные клетки в эктодерме)
— какие изменения характерны для червей? (внешние растяжимые покровы тела, кожно-мускульный мешок, гидроскелет)
— у моллюсков? (раковины у брюхоногих и двустворчатых)
— у членистоногих? (наружный скелет в виде хитиновых покровов насекомых, паукообразных, в виде пропитанных известью покровов ракообразных, к которому прикрепляются мышцы)
— а есть ли среди беспозвоночных животные с внутренним скелетом? (у головоногих моллюсков внутренний хрящевой скелет – головная капсула, защищающий мозг и глаза, но это, скорее, исключение, так как настоящий внутренний скелет появляется только у хордовых животных)
***Давайте обратим внимание на эволюционные возможности внутреннего скелета, появившегося у хордовых животных
2. беспозвоночные – хордовые
Индивидуально-групповая работа по выявлению достоинств и недостатков наружного и внутреннего скелетов (1 вариант готовится назвать как можно больше достоинств наружного скелета, а второй – внутреннего) с последующими обсуждением, выводами
Пособие на доске – «весы» с натуральными объектами наружных и внутренних скелетов
+ наружного скелета – прочность, прикрепление мышц и обеспечение передвижения, освоения новых способов перемещения (прыжки, полет), расселения
— наружного скелета – не растет вместе с животным, делает животное беззащитным во время линьки, ограничивает размеры тела (особенно у сухопутных животных)
+ внутреннего скелета – растет вместе с животным, увеличивает скорость перемещения тела за счет большей специализации отдельных мышц и их групп
ВЫВОД: более прогрессивным является внутренний скелет
***Мы помним, что хордовые делятся на низших и высших. Каковы «минусы» ОДС низших хордовых и «плюсы» ОДС высших хордовых?
— у низших – ланцетника – в течение всей жизни сохраняется хорда, а у высших она замещается в процессе развития позвоночником, который частично или полностью окостеневает
— у высших – позвоночных — появляется череп
— у позвоночных появляются скелеты конечностей и их поясов
— у позвоночных более сложная мускулатура
3. бесчерепные – позвоночные
Скелет большинства позвоночных образован костями, хрящами, сухожилиями.
Кости состоят из органических и неорганических веществ и обладают большой прочностью.
Самостоятельная индивидуальная работа по выявлению типов соединения костей (последний абзац на стр. 194 учебника, задание 4 в ТПО на стр. 98) с последующим выводом о прогрессивном значении суставов
Неподвижное (срастание костей) и подвижное (с помощью сустава) соединение.
Кости скелета позвоночных имеют специальные места для прикрепления мышц (прикрепляясь к двум костям скелета, соединенным через сустав, мышца приводит их в движение).
Динамическая пауза (опережающее творческое задание получил наш инструктор, который поможет нам сделать разминку основных суставов – у нас они имеют типичное для всех млекопитающих строение)
(упражнения на разминку суставов плечевого, локтевого, лучезапястного, тазобедренного, коленного, голеностопного)
Скелет состоит из трех основных частей: осевой скелет, скелет конечностей и скелет головы – череп.
Осевой скелет бесчерепных представлен хордой, а позвоночных – позвоночником, состоящим из хрящевых или костных позвонков.
Самостоятельная индивидуальная работа с учебником и ТПО по выявлению особенностей строения позвонка (рис. 147 учебника на стр. 195, ТПО – задание 6 на стр. 99) с последующим вы вводом о прогрессивном значении появления позвонков в осевом скелете
(состоит из тела, верхних и нижних дуг, концы верхних дуг позвонков, срастаясь между собой, образуют канал, в котором располагается спинной мозг, к концам нижних дуг, направленных в стороны, прикрепляются ребра)
Появление позвонков – важная прогрессивная черта, так как они придают прочность и гибкость скелету, являются защитой для спинного мозга.
***Давайте проследим изменения скелетов у позвоночных разных систематических групп
4. разные систематические группы позвоночных – рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие
Групповая работа с учебником, ТПО и карточкой
(5 групп выявляют особенности скелетов рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих, выполняют соответствующие задания в карточках) с последующим обсуждением выводов об основных направлениях эволюции скелета позвоночных животных
Эксперты внимательно прослушают выступления представителей всех пяти групп и помогут нам сделать соответствующие выводы об основных направлениях эволюции скелета позвоночных.
Группа 1. Задание: выявить особенности строения скелета рыб.
Учебник – текст на стр. 195, 197-198, рис. 148 на стр. 196.
— позвоночник состоит из туловищного и хвостового отделов
— череп образован множеством костей
— есть скелет плавников парных – грудных и брюшных и непарных – спинного, хвостового, анального
Группа 2. Задание: выявить особенности строения скелета земноводных.
Учебник – текст на стр. 195, 197-198, рис. 149 на стр. 196.
— усложнение позвоночника – шейный (1), туловищный (7 с ребрами, оканчивающимися свободно), крестцовый (1 с прикрепленными к нему костями таза) отделы + хвостовой отдел у хвостатых
— есть череп, скелет конечностей и их поясов
Группа 3. Задание: выявить особенности строения скелета пресмыкающихся.
Учебник – текст на стр. 195, 197, 198, рис. 150 на стр. 196.
— 5 отделов позвоночника – шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой
— подвижное соединение позвонков в шейном отделе
— у некоторых есть грудная клетка (ребра соединяются с грудиной, грудная клетка защищает внутренние органы и обеспечивает лучшее поступление воздуха в легкие – делает дыхание более активным процессом)
— есть череп, скелет конечностей и их поясов
Группа 4. Задание: выявить особенности строения скелета птиц.
Учебник – текст на стр. 197, 198, рис. 151 на стр. 197.
— 5 отделов позвоночника – шейный (9-25 позвонков, соединенных подвижно), грудной (сросшиеся грудные позвонки – 3-10 — и ребра, соединенные с грудиной, образуют грудную клетку; у многих есть киль), поясничный, крестцовый, хвостовой – 6-9 (последний грудной, поясничные, крестцовые и первый хвостовой позвонки срастаются, образуя мощный крестец для большей прочности, для опоры задних конечностей
— легкие кости (многие имеют полости внутри)
— есть череп, скелет конечностей и их поясов (скелет верхней конечности
(кисть) видоизменен в связи с развитием крыла — приспособления к полету)
Группа 5. Задание: выявить особенности строения скелета млекопитающих.
Учебник – текст на стр. 197-198, рис. 152 на стр. 198.
— 5 четко выделенных отделов позвоночника – шейный (7 позвонков за редким исключением), грудной (12-15 позвонков), поясничный (2-9 позвонков), крестцовый (обычно 4 сросшихся позвонка), хвостовой
— есть череп (мозговой и лицевой отделы), скелет конечностей и их поясов (плечевой и тазовый)
ВЫВОД О НАПРАВЛЕНИЯХ ЭВОЛЮЦИИ СКЕЛЕТА ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ (ЭКСПЕРТЫ):
— дифференцировка осевого скелета – позвоночника
— подвижное соединение шейных позвонков
— появление и развитие грудной клетки
— дифференцировка черепа но мозговой и лицевой отделы, развитие мозгового отдела
— появление и развитие парных передних и задних конечностей и их поясов – плечевого и тазового
— появление и развитие частных приспособлений в связи с вторичной утратой конечностей у змей, в связи с полетом у птиц и т. п.
Информирование о домашнем задании
(перед закреплением учебного материала темы и проверкой его усвоения давайте запишем в дневники домашнее задание,
обратим внимание на дифференцированную его часть)
§ 37, ТПО, понаблюдать за способами передвижения своих домашних животных (аквариумных рыб и моллюсков, черепах, птиц, хомяков, кошек, собак… а, может быть и, например, тараканов, моли…), подготовить небольшой устный рассказ о способах их передвижения, о том, способны ли они менять способ передвижения при изменении условий, например, при прикосновении.
Применение знаний (закрепление изученного материала)
Коллективное обсуждение биологических задач (ТВОРЧЕСКОЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ с использованием ресурсов ИНТЕРНЕТ)
Задача 1. Известно, что рыбы не могут поворачивать голову. Могут ли это делать лягушки и тритоны? Ответ поясните.
— могут; лягушки могут только лишь поднимать и опускать голову – у них имеется один позвонок в шейном отделе; тритоны могут еще и поворачивать голову, так как в шейном отделе у них позвонки соединены подвижно
Задача 2. В скелете змей отсутствует грудная клетка. В связи с чем она была утрачена у этих животных? (стр. 125-126 учебника – если учащиеся не ответят на вопрос))
— в связи с отсутствием конечностей и выработкой особого способа передвижения путем боковых изгибов позвоночника и ребер, которые своими нижними концами способны сдвигаться вперед и назад
Задача 3. Любой лишний груз был бы помехой при полете. Какие изменения в связи с этим произошли в опорной структуре птиц?
— кости тонкие, заполнены воздухом
— челюсти без зубов
Задача 4. Шея у млекопитающих имеет разную длину: у собаки она короткая, у жирафа длинная. Чем определяются такие различия?
— это зависит не от количества шейных позвонков (их 7), а от длины их тел
Биологическая задача:
О чем свидетельствует разное положение конечностей относительно туловища
у разных классов позвоночных?
— об эволюции конечностей от земноводных и пресмыкающихся – к птицам и млекопитающим; о том, что приподнятое над землей тело дает гораздо больше возможностей животным в плане активного передвижения в поисках пищи, защиты от врагов (у земноводных конечности упираются в землю по бокам тела; у пресмыкающихся — тоже, но тело более приподнято; лишь у птиц и млекопитающих конечности подпирают тело снизу)
Ответы на вопросы закрепления учебного материала
Вопрос 1. Что лежит в основе эволюционных изменений опорно-двигательной системы?
В основе эволюционных изменений опорно-двигательной системы лежит, прежде всего, переход животных из водной среды обитания в наземно-воздушную. Новая среда требовала от опорно-двигательного аппарата большей прочности и возможности осуществлять более сложные и разнообразные движения. В качестве примера можно привести появление составных парных конечностей с подвижными (суставными) соединениями частей и усложненной мускулатуры у представителей класса земноводных — первых наземных позвоночных.
Вопрос 2. О чем говорит сходный план строения скелетов разных позвоночных животных?
Общий план строения скелетов разных позвоночных животных говорит об общности происхождения, эволюционном родстве. А наличие сходных частных образований — о том, что животные ведут сходный образ жизни в сходных условиях среды. Например, костный гребень (киль) на грудной кости имеется и у летающих птиц, и у летучих мышей.
Вопрос 3. Какой вывод можно сделать, познакомившись с общими функциями опорно-двигательной системы у животных организмов?
Несмотря на значительные различия в строении опорно-двигательных структур у разных животных, их скелеты выполняют сходные функции: опоры тела, защиты внутренних органов, перемещения тела в пространстве.
Проверка уровня усвоения учебного материала урока
Выполнение письменного тестового задания
+ комментарий к оценкам за урок (каждый ученик получит оценку за выполненный тест, плюс те ребята, которые выполняли опережающие творческие задания к уроку, активно работали на уроке – отвечали, дополняли – получат дополнительную оценку, думаю, максимально высокую (эксперты мне помогут никого не забыть))
1 вариант
Задание I. Привести по одному примеру животных, имеющих:
А) 5 отделов позвоночника;
Б) Наружный скелет;
В) Подвижно соединенные шейные позвонки;
Г) Особый выступ грудины – киль;
Д) Только 7 шейных позвонков.
Задание II.
1. Позвоночник рыб состоит из отделов: *а) туловищного и хвостового б) шейного, туловищного и хвостового в) шейного и туловищного г) грудного, поясничного и хвостового
2. Признаком приспособленности земноводных к наземному образу жизни является: а) внутренний скелет б) осевой скелет – позвоночник *в) шейный отдел, состоящий из одного позвонка г) наличие позвонков
3. Недостатком наружного скелета является: а) способы передвижения *б) ограничение размеров тела животного (особенно у сухопутных видов) в) скорость передвижения г) возможность быстро расселяться
2 вариант
Задание I. Привести по одному примеру животных, имеющих:
А) Только туловищный и хвостовой отделы позвоночника;
Б) Только 1 шейный позвонок;
В) Грудную клетку;
Г) Легкие кости;
Д) Хорошо развитый мозговой отдел черепа.
Задание II.
1. Какие функции выполняет ОДС:
а) опора, обмен веществ, движение б) движение, защита, терморегуляция *в) опора, защита, движение г) опора, движение, терморегуляция
2. Животные, имеющие самую примитивную опорную структуру: а) ракообразные б) насекомые в) плоские черви *г) инфузории
3. Недостатком наружного скелета является: а) скорость передвижения *б) неспособность к росту вместе с животным в) способы передвижения г) возможность быстро расселяться
ОТВЕТЫ:
1ВАР. 1а 2в 3б
2ВАР. 1в 2г 3б
Подведение итогов урока. Рефлексия
Вспомните ход урока; проанализируйте свою деятельность или деятельность товарищей; сформулируйте свои впечатления…
***Важным ли был наш урок по данной теме?
***Удовлетворены ли вы вашей работой на уроке? Работой ваших одноклассников?
***Какой «мостик» можно перебросить к следующему уроку?
Следующий урок – о функционировании ОДС
***Каковы перспективы нашей дальнейшей работы по данной теме?
Перспектива – изучение ОДС человека;
надеюсь, что после сегодняшнего урока ОДС человека в 8 классе мы будем изучать с большим интересом, желанием и пониманием данных вопросов!!!
Презентация к уроку в формате .ppt
Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:
Замечательный урок.Спасибо!
интересный материал, очень пригодится для работы, спасибо.
Очень хорошо разработанный урок! Спасибо! 🙂
Очень хороший, конкретный урок,спасибо