Урок химии в 9 классе
Выполнила: учитель химии высшей категории Кобытева Е.И.
Цели. Закрепить знания учащихся о соединениях азота; изучить особые свойства азотной кислоты; совершенствовать умения составлять ионные уравнения; составлять уравнения ОВР и расставлять в них коэффициенты методом электронного баланса; развивать навыки работы с веществами; развивать логическое мышление учащихся; воспитывать культуру учебного труда.
Оборудование и реактивы. Мультимедийный проектор; видеомагнитофон;
на столах учащихся: HNO3(р-р) , NaOH(р-р), CuO, CaCO3, набор индикаторов, пробирки, пробирконагреватель, фоновый экран.
ХОД УРОКА
1 этап. Повторение. Целеполагание.
УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы продолжим наше путешествие по миру соединений азота. Перед вами маршрут путешествия.
- Станция «Повторительная» Подумайте, какова цель посещения
- Станция «Разминочная» этих станций?
- Станция «Информационная»
- Станция «Безопасная»
- Станция «Экспериментальная»
Пока мы готовимся к путешествию, вперед отправляются четверо отважных химиков-экспериментаторов. Их ждут особые задания, которые помогут нам успешно преодолеть наш маршрут.
Опыт 1. Действие раствора азотной кислоты на индикаторы.
Опыт 2. Взаимодействие раствора азотной кислоты с основаниями.
Опыт 3. Взаимодействие раствора азотной кислоты с основными оксидами.
Опыт 4. Взаимодействие раствора азотной кислоты с мрамором.Прежде чем группа отважных путешественников отправится в путь, проверим их готовность. Какие правила надо соблюдать при работе в химической лаборатории?
А мы с вами отправляемся своим маршрутом, и нас ждет станция «Повторительная».
Вопросы для повторения
1. Какое строение имеет атом азота?
2. Какие степени окисления может проявлять азот в соединениях?
3. Приведите примеры соединений азота в низшей и в высшей степенях окисления.
4. Какими свойствами — окислительными или восстановительными — обладают эти соединения?
5. Каков характер оксидов азота? Какие кислоты соответствуют кислотным оксидам азота?
Химическая разминка
В ряду перечисленных веществ выберите «лишнее»:
1. NO2; N2O; NaNO3; N2O3 ; N2O5 Обсуждение ответов учащихся,
2. HNO3; Ca(NO3)2; N2O5; NaNO2 выделение наиболее существенного
3. NO2; N2O; N2O3 ; N2O5 признака для данной группы веществ
4. NH3; NH4Cl; HNO3; Ca3N2Сообщение темы урока, обсуждение его целей.
Что мы узнаем? | Чему мы научимся? |
— Состав и строение — Физические свойства — Химические свойства а) общие с другими кислотами б) особые свойства азотной кислоты. |
— Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства азотной кислоты;- Определять продукты ОВР с участием азотной кислоты. |
2 этап. Обсуждение нового материала.
1.Состав и строение молекулы:
химическая формула — HNO3; кислота одноосновная, кислородсодержащая.
С.О. азота — +5; вид химической связи — ковалентная полярная.
2. Физические свойства: Ж, Ц , r = 1,5 г/мл; t°кип= 86°С, желтеет при хранении взрывоопасна.
3. Правила безопасной работы с кислотами.
2004г. Свердловская область.
Из-за утечки азотной кислоты (около 10 кубометров) вспыхнул крупный пожар. Для его ликвидации спасателям понадобилось 5 часов.
4. Химические свойства азотной кислоты, общие с другими кислотами.
(Обсуждение с классом, ответы учащихся, выполнявших эксперимент).
— Диссоциация: HNO3 ↔ H+ + NO3— (цвет индикатора)
— С основаниями: H+ + OH— = Н2O
— С основными оксидами: 2H+ + CuO = Cu2+ + 2H2O
— С солями (): 2H+ + СаСО3 = Са2+ + СО2 + Н2О
5. Особые свойства азотной кислоты.
УЧИТЕЛЬ: Какова степень окисления азота в азотной кислоте? Предположите возможности ее участия в окислительно-восстановительных реакциях.
HNO3 – СИЛЬНЫЙ ОКИСЛИТЕЛЬ!
Видеофрагмент «Окислительные свойства азотной кислоты»
Какая из известных вам кислот также обладает высокими окислительными способностями? Почему? В каких химических реакциях это проявляется? (обсуждение домашнего задания — уравнений реакций : а) цинка с раствором сернной кислоты; б) меди с конц. серной кислотой)
а). при взаимодействии азотной кислоты с Ме → водород не выделяется !
Демонстрация опыта
«Взаимодействие конц. азотной кислоты с медью». Cu + 4HNO3(к) ® Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O Видеофрагмент«Взаимодействие азотной кислоты с металлами» б). + неМе → кислота: P + 5HNO3 → H3PO4 + 5NO2 + H2O в). Разложение: 4HNO3 → 4NO2 + O2 + 2H2O |
составление уравнений ОВР, расстановка коэффициентов методом эл. баланса |
3 этап. Закрепление материала.
«Проверь себя». (Тест)
- При взаимодействии азотной кислоты с металлами не образуется:
1) соль 3) водород
2) вода 4) оксид азота
- Азотная кислота не взаимодействует:
1) с оксидом углерода (IV);
2) с оксидом меди (II);
3) с карбонатом калия;
4) с гидроксидом меди(III).
4 этап. Подведение итогов путешествия.
5 этап. Домашнее задание.
Карточки для проведения опытов
Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю: