• 27/07/2024 06:46

Седьмая гимназия

Официальный сайт МБОУ «Гимназия №7 имени Героя России С.В.Василёва» г.Брянска

Организация индивидуального сопровождения ребёнка в условиях безотметочного обучения

  • Главная
  • Организация индивидуального сопровождения ребёнка в условиях безотметочного обучения

Отчет о научной работе
Выполнила: учитель начальных классов Ивченкова С.А.

Исходя из необходимости организации успешного и благополучного обучения ученика в современной школе, я решила продолжить работу, начатую мною в составе творческой группы в 2004 – 2005 годах. В ходе проводимого в то время исследования, мы выяснили, что одной из альтернативных форм контроля и оценки личных достижений стали учебные портфолио.

Основная задача портфолио – проследить движение учебного процесса каждого ученика, сделать его обучение более эффективным. Регулярная работа с учебным портфолио позволяет учителю более точно определить зону ближайшего развития ученика для правильной организации индивидуальной работы с ним на уроках и в ГПД.

В процессе работы в творческой группе мы остановились на форме организации портфолио в виде папки личных (по-другому, индивидуальных) достижений.

Хочу напомнить, что ни на тот период времени, ни теперь нет единого взгляда на способы оформления папок, нет строгих правил и критериев при отборе материала. Поэтому я сочла возможным попробовать создать свой способ организации этого вида сопровождения и апробировать его в течение двух лет.

 

Не секрет, что наиболее сложный в смысле оценивания период обучения в начальной школе – это безотметочный период.

Ш. А. Амонашвили в своей книге «Единство цели» поместил свои рассуждения об отметках, которые позволяют всерьёз задуматься о смысле выставления отметок и о возможном отказе от них.

Отмена любой системы отметок в 1 и 2 классах была обоснована тем, что ребёнок в первые годы обучения ещё не способен понять нормативную отметку. «Пятёрка» для него чаще обозначает «меня любят», а «двойка» — «меня не любят». К отметкам приравниваются и «солнышки – тучки», «звёздочки», «флажки» и другие знаковые заменители привычных отметок.

Оценочная деятельность педагога должна быть направлена на учебно-познавательную деятельность учащихся, но нельзя забывать и о том, что ребёнок постоянно ожидает оценки и своих усилий, затраченных на выполнение той или иной работы. При замене отметок оценочными суждениями педагога, необходимо следить за динамикой развития ребёнка в процессе обучения.

Подобную систему отслеживания успехов детей использует Ш. А. Амона-швили, рекомендуя «Каждый ребёнок начнёт составлять… «том» произведений собственного творчества, в который войдут: листки с записью первых слов и предложений, первое «сочинение», решение математических задач и примеров, чертежи, рисунки, аппликации».

При этом необходимо отслеживать результаты учебной деятельности у детей в разные промежутки времени: от ежедневного контроля за учебной активностью ученика до обобщения его успехов за четверть и в перспективе за весь учебный год.

В первом классе ведущую роль в контроле выполняет сам учитель. Я ввела три вида контроля за успехами учеников на первом году обучения.

Ежедневный контроль может осуществляться разными способами: от привычного дневника к новым:

тетради ежедневного контроля (если её будут своевременно разлинеивать родители на каждый учебный день):

Например,

Урок

(в соответствии с расписанием)

Активность ребёнка на уроке/ замечания

Можно ввести цветовую индикацию самоощущения ребёнка

 

Т.к. лично у меня были большие сомнения в желании родителей выполнять такую работу, я остановилась на другой форме – ежедневно на отдельном листочке я печатаю первые две графы и на основании работы ребёнка на уроках, в конце уроков заполняю его листочек. Примеры оценочных суждений в конце рабочего дня и за урок: «Хорошо отвечал у доски», «Молодец», «Умница», «Выразительно прочитал текст по ролям», «Активно работал на уроке», «Сегодня работал лучше, чем вчера», «Чтение с ошибками», «Будь внимательнее на уроке», «При решении примеров допустил… ошибок», «Повтори правило», «Отвлекался на уроке» и т. д.

При таком контроле поощряется прежде всего активность, инициативность, количество затраченных усилий и их результаты изо дня в день. Родители в курсе ежедневных успехов своего ребёнка, есть повод задуматься, если несколько дней подряд у ребёнка снижена учебная активность, порадоваться текущим успехам ребёнка. Главное, о чём не должны мы забывать при отмене отметок:

Безотметочное обучение не должно превратиться в безконтрольное!

 

Контроль в конце четверти осуществляется в виде заполнения «листа успеваемости» каждого ученика. Каждый такой лист я вкладываю в индивидуальную папку ребёнка и выдаю родителям.

В листах отражён перечень знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ребёнок за четверть, и уровни овладения (я остановилась на трёх: высокий, низкий, средний.) Кроме того, в конце каждого раздела, соответствующего 1 предмету (чтение, письмо или русский язык, математика и английский язык) даются рекомендации по организации индивидуальной работы с конкретным ребёнком.

Это не значит, что рекомендации даются только родителям. В первые дни новой четверти папки возвращаются в класс и ими пользуемся мы с воспитаелем ГПД. Ведь даже учитель через какое-то время сам может забыть, над чем он планировал работать с этим ребёнком. Папка помогает освежить свою память и верно спланировать работу в новой четверти.

 

Годовой контроль похож на четвертной, с той разницей, что охватывается весь материал, изученный за год. В конце года в папку каждого ребёнка я вкладываю помимо листа успеваемости карточки для отработки тех навыков, которые по каким-либо причинам не были усвоены ребёнком в течение учебного года. Неправильно было бы говорить о том, что все родители не желают заниматься со своими детьми и помочь им преодолеть трудности в учёбе. Гораздо чаще родители просто не знают, как это сделать из-за несоответствия современных программ и учебников тем пособиям, по которым обучались они сами когда-то. Помочь родителям сориентироваться в многообразии справочного и тренировочного материала – наша прямая задача. Поэтому кроме разработанных карточек, я рекомендую пособия по развитию речи, отработке вычислительных навыков и т. п.

Кроме этого в папке в конце года ученики находят список литературы, рекомендуемый для чтения детям этого возраста. В списке я стараюсь отражать необходимый минимум, основываясь прежде всего на темах внеклассного чтения в следующем классе. Это должно помочь слабо читающим детям заранее ознакомиться с произведениями, обязательными для прочтения в течение года. Ведь известно, что перечитать потом к уроку внеклассного чтения и освежить в памяти то, что было уже прочитано заблаговременно легче, чем за короткий отрезок времени читать произведение и выполнять задания по нему. Кроме обязательного минимума список содержит и перечень книг для расширения читательского кругозора тех детей, которые читают с опережением, книги по окружающему миру, астрономии для младших школьников, истории.

Введя такой способ контроля над обучением, я получила возможность:

1) своевременно доводить до сведения родителей информацию о ежедневных достижениях их ребёнка;

2) оценивать не только письменные работы детей, но и устную работу, которой в 1 и 2 классах больше;

3) следить за движением вперед и вовремя замечать отставание или задержку в этом процессе.

Анализ ранее предложенных форм организации и оформления папок личных достижений (из опыта других школ и гимназий):

Рассматривая папку личных достижений только как коллекцию лучших работ, мы сталкиваемся как с положительными, так и с отрицательными моментами.

Положительно то, что это, несомненно, позитивно, настраивает на выполнение работ как можно лучше, чтобы занести их в свою папку.

НО:

1) с первым же «но» я столкнулась в период адаптации. Первый месяц – полтора в первом классе даётся на диагностику исходного уровня ученика. При этом его работы нельзя оценивать как более удачные или не очень. Мы не знаем настоящего уровня конкретного ребёнка и либо кладём все подряд, либо выбираем по принципу «лучшие в классе». Таким образом, может получиться, что лучшая работа ребёнка может на фоне других показаться далеко не самой удачной. Если же мы складываем все работы без разбора, то папка может превратиться просто в место хранения всех ненужных работ.

2) Некоторые учителя предлагают собирать лучшие работы, предоставив право выбора только ребёнку. Но мы знаем, что ребёнок в этот возрастной период очень субъективен в своих оценках. Чаще всего он оценивает не саму работу, а количество усилий, потраченных на её выполнение. Кроме того, дети редко бывают объективны в том, что касается себя. У детей младшего школьного возраста, по мнению психологов, в норме завышенная самооценка. И как правило, именно слабые дети трудно определяют качество своей работы.

3) Например, математический диктант написан, проверен в классе. Прошу тех детей, у которых всё верно, поставить «+» на полях. У ребёнка из семи ответов нет ни одного верного, но на полях стоит «+». Беседа с ним показывает, что он твёрдо уверен в своей правоте и исправлять не собирается, обосновав свой «+» по-своему: «А я дома тренировался».

4) Сейчас в начальной школе мы всё больше сталкиваемся с тем, что самоконтроль и саморегуляция у детей стремится к нулю. Часто это обосновано наличием у детей нянь и гувернанток, заинтересованных в создании у ребёнка зависимости от них. В результате ребёнок не затрудняет себя оцениванием своей работы. Такие дети вообще часто ходят в школу больше для общения со сверстниками, нежели для усвоения знаний. Они привыкли к тому, что независимо от того, слушает он учителя или нет, запоминает он материал или нет, дома няня всё ему расскажет и объяснит, и даже иногда практически продиктует то, что должно быть итогом его домашней работы.

Лента цветовой индикации успеха и Рефлексивная карта ученика:

Всё усреднено, объективно и всё равно очень уж напоминает отметки.

Нет возможности делать индивидуальные замечания и контролировать коррекционную работу.

Цветовая индикация настроения и самооценки не показывает реальное усвоение материала.

На втором этапе я продолжила работу над выбранной мною темой в нескольких направлениях:

  1. Продолжала отслеживать динамику процесса обучения каждого ученика класса, продолжая вести папки индивидуальных достижений как форму накопления материала.
  2. Искала способ рационального хранения информации по отдельному ученику и по классу в целом.
  3. Старалась найти электронный аналог портфолио или программу, которая помогла бы хранить и обрабатывать информацию по каждому ученику и по классу.
  4. Старалась повысить эффективность обучения, введя индивидуальные карточки самоконтроля по математике и русскому языку.

Остановлюсь особо на одном моменте: моя работа не ограничивается только созданием портфолио, портфолио — это одна из форм накопления материала. Границы моей работы значительно шире. По сравнению с прошлым годом, когда контроль за усвоением материала я делила на ежедневный и итоговый (четвертной или годовой), в этом году я увидела необходимость ещё и тематического контроля. Это дало возможность отслеживать усвоение материала учеником по определённому разделу или теме.

Я попробовала несколько способов тематического контроля в поиске самого рационального. Рациональным я считаю тот способ, который позволит достичь наибольшей эффективности при сравнительно небольших затратах времени и усилий. В результате во втором полугодии я остановилась на ТАБЛИЦЕ КОНТРОЛЯ за усвоением материала по русскому языку и математике. (Приложение 1 и 2)

При проверке каждой работы, выполненной ребёнком самостоятельно (не только контрольные и проверочные работы, но и самостоятельно выполненные на уроке небольшие письменные работы, а так же разные виды работ у доски), я заносила характер ошибок, допущенных ребёнком в определённую графу. Таким образом в любой момент времени в течение четверти или при итоговом четвертном контроле я могла сделать вывод о том, как идёт усвоение ребёнком материала по интересующей меня теме. Это помогло в работе с родителями и дало возможность более детального анализа работы ребёнка и объективного контроля за его успеваемостью. Мы не должны забывать, что при отсутствии отметки ребёнок всё таки ждёт оценивания своей работы учителем и должен чётко представлять, на чём строится оценка его работы. То есть ребёнок понимает, что слова учителя «ты сегодня хорошо работал» или «надо ещё позаниматься» – это не субъективно «нравится» или «не нравится». Формируется понимание учеником критериев оценки учителя, что потом должно помочь в восприятии выставляемой отметки. Учитель ставит отметку выше не потому, что он хорошо относится к одному ученику и не очень хорошо к другому, а потому что один ученик допустил ошибок меньше, чем другой. Как правило дети вначале усваивают только этот критерий отметки. Но количество ошибок не всегда определяет отметку. Отметка зависит ещё и от характера ошибки. Например, в контрольной работе по математике 1 вычислительная ошибка позволяет учителю оценить работу на «4», но 1 ошибка в логике решения задачи снижает оценку до «3».

В современных условиях каждый понимает, насколько использование электронных технологий может облегчить процесс накопления и обработки информации. Поэтому я мне было интересно найти такую программу, которая помогла бы мне в моей работе. В процессе поиска я познакомилась с такими способами накопления информации как электронные дневники и журналы. Однако большинство из увиденных мною электронных вариантов всего лишь дублируют бумажные журналы и дневники. И не один из них не может быть применён при безотметочном обучении.

Один из способов электронного хранения и обработки материалов меня заинтересовал. Рассмотрим его подробнее. Существует «Электронное приложение к учебнику Петерсон», созданное авторами. Плюсов у него очень много.

1) В электронном виде хранится информация по каждому ученику, причём заносится она в определённом разработанном авторами порядке.

2) Все таблицы даются уже в готовом виде. Учитель вводит только список класса. А после выполнения контрольной работы, разработанной авторами учебника, учитель заносит результаты ребёнка по каждому задания (задания тоже все введены в таблицу и даны пункты анализа каждого задания). 3) Буквально тремя нажатиями клавиш выводится 1 из трёх видов отчётов: отчёт или по ученику, или в целом по классу, или отчёт, где сравниваются результаты класса с результатами по возрастной группе.

Минусов мало, но они существенные:

1) Это приложение подходит только к учебнику Петерсон и только к тем контрольным работам, которые составили сами авторы. Изменить задание в контрольной работе нельзя, иначе не получится отчёт.

2) Как утверждают люди, пользующиеся им, это приложение не поддается никаким взломам.

Поэтому это очень хорошо, но недосягаемо.

На данный момент я ещё не нашла оптимальной программы, которая позволила бы мне активно использовать её в своей работе. Поэтому у меня пока вся информация содержится в бумажном виде.

В этом году мы завели с каждым ребёнком его личную КАРТУ САМОКОНТРОЛЯ (Приложение 3)

Необходимость её очевидна: при безотметочном обучении ребёнок, да и родители должны видеть, какой именно материал не усвоен ребёнком. Да отметка не показывает характер ошибок каждого конкретного ребёнка. Два ученика, получившие одну и ту же отметку, на самом деле допустили в контрольной работе ошибки на совершенно разные темы.

Например, «4» за диктант получил ученик, допустивший 1 ошибку в правописании безударного гласного и 1 ошибку в сочетании ЧК. А другой ученик получил такую же «4» за ошибку в обозначении парного согласного.

При анализе диктанта я учу определять характер орфограммы, на которую была допущена ошибка. После этого мы заносим с учеником в карту самоконтроля эту ошибку. При чём каждая ошибка обозначается одной вертикальной чертой, то есть ученик и родители видят не только характер ошибки, но и количество ошибок.

Например, у меня в классе есть ученица, которая на годовой контрольной правильно решив все задачи, допустила 7 ошибок на сложение и вычитание в пределах 100.

Другой ученик, не допустив ни одной вычислительной ошибки, неверно решил две задачи, и неверно сравнил величины.

Отметка одна и та же, но отрабатывать нужно совершенно разные навыки.

Мы не должны забывать, что качество выполнения работы – это не столько отметка, которую получит ребёнок, но это реальный успех в усвоении материала каждым учеником.

Например, в диктанте в 3 четверти у ученика было допущено 3 ошибки на разделительный Ь. Мы занимались, отрабатывая этот вид орфограмм. В апрельском диктанте ни одной ошибки. Перестаём целенаправленно заниматься разделительным Ь, хотя я далека от мысли, что тема усвоена навечно. Следующий диктант не даёт нам ошибку на эту орфограмму, но есть исправление (разделительный Ь был пропущен, при проверке ученик увидел свою ошибку и сверху поставил Ь). При анализе диктанта ставим с ним в графу «разделительный Ь» знак вопроса. Годовой диктант написан без ошибки на этот вид орфограмм. Только теперь я могу сделать вывод, что тема более-менее усвоена. Насколько прочно покажет следующий год.

Плюсом карт самоанализа является ещё и то, что:

1) Дети учатся самостоятельно определять характер своих ошибок. При изучении русского языка дети самостоятельно распознают виды орфограмм, значит начинают внимательно анализировать слово. Это важный момент при формировании орфографической зоркости.

2) Работа над ошибками становится более осмысленной.

3) Учитель имеет возможность подобрать тренажёры на отработку определённого навыка.

4) Родители постоянно участвуют в контроле за усвоением материала.

5) Ребёнок начинает серьёзнее относиться к своим работам.

Работа с картами самоконтроля ведётся не только при анализе контрольных работ, но и на любом уроке, на котором есть даже небольшая самостоятельная работа. (Именно с таких работ мы и начинали учиться пользоваться картами самоконтроля).(Приложение 4)

Подводя итоги работы с картами самоконтроля, хочу сказать, что это сложный, кропотливый и скрупулёзный труд. И сильные ученики не очень в них нуждаются. Есть дети, которые на протяжении нескольких недель обводят в кружочек даты, показывая, что работа выполнена без ошибок. Кроме того есть дети (четверо учеников), для которых работа с этими картами не принесла никакой пользы. Это дети не склонные к самоанализу в принципе. Самый большой эффект я увидела от «средних» учеников. Это те случаи, когда сами родители не видели проблем, а дети не сообщали им об ошибках, допущенных в работах. Теперь родители, заинтересованные в успехах своего ребёнка, поняли, куда надо направить свои силы, чтобы добиться этих успехов.

Например, одна мама, как оказалось, старалась повысить успеваемость своей дочери, диктуя ей тексты из различных сборников, про осень, лес и т.д. То есть желание заниматься с ребёнком было. Проблема была только в одном – у девочки ошибки были при написании имён собственных, а в текстах, которые ей подбирала мама, их не было совсем.

Я считаю, что одна из задач индивидуального сопровождения – помочь родителям увидеть проблемы своего ребёнка и правильно направить действия по решению этих проблем совместно с учителем.

Вошло в традицию в конце каждой четверти проводить беседы с родителями по успеваемости каждого ученика. Родители получают папку своего ребёнка, некоторые проверочные работы, выполненные ребёнком в течение четверти и тренажёры с теми видами заданий, которые были недостаточно хорошо усвоены учеником. (Приложение 5)

В следующем году предстоит переход на обучение с отметками. Я планирую продолжить работу по индивидуальному сопровождению учеников и на этом этапе обучения, считая эту работу одной из форм повышения эффективности обучения.

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Один комментарий к “Организация индивидуального сопровождения ребёнка в условиях безотметочного обучения”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.