Примерная разработка праздника
учителя начальных классов Ивченковой С.А.
Часть 1. Вступление.
Слово учителя:
Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книги свои прочитали.
А верным помощником в этом вам стала
Первая главная книжка.
О буквах и звуках она рассказала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Прочтёте вы хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам книга первая хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Ученик 1:Хороша сегодня школа, Класс горит огнём! Мы на праздник наш весёлый Всех друзей зовём. Ученик 2: Первоклассники сегодня Ученик 3: Мы собрали пап и мам, Ученик 4: Почему за нас все рады |
Ученик 5:Разбудите меня ночью, В самой серединочке, Расскажу вам алфавит Без одной запиночки! Ученик 6: Тыщу слов в минуту нынче, Ученик 7: Тридцать три родных сестрицы, Ученик 8: К вам сейчас они спешат, |
Часть 2. Путешествие в город Букваринск. ГЛАСНЫЕ.
Учитель:
— Сейчас мы вам расскажем сказочные истории. Будьте внимательны! Всех вас ждут задания весёлые и занимательные!
Был на речке на Чернильной
Город маленький, непыльный,
С незапамятных времён
Букваринском звался он.
Там, не ведая невзгод,
Очень славный жил народ:
Хлебосольный,
Незлобливый,
Дружный
И трудолюбивый.
— Вы, наверно, догадались, как же жители в нём звались?
— Правильно, это буквы.
— Внимание! Внимание! Все буквы без сомнения покажут вам сегодня супер-представление!
ВЕДУЩИЕ (ученики старших классов):
Чтобы время не тратить впустую,
Мы берём эту книгу простую.
Посмотрите – «Букварь» это, дети!
Самый первый учебник на свете.
Самый нужный, полезный и главный,
Да к тому же ещё и забавный.
Если взяли «Букварь» вы в руки,
Значит, вас потянуло к науке.
Так пускай не смутят новичка
33 непонятных значка.
Непонятных, заметим, пока.
И сейчас убедитесь вы, друг мой,
Что значки – это русские буквы.
Буква А:
Со времён глубокой старины В «Букваре» стоит на первом месте Буква А. И мы признать должны, Что она достойна этой чести. |
Очень важные слова Начинаются на А: Азия и Африка, Армия и «Азбука». С буквы А начнётся август И большая птица аист. |
Буква О:
О – словно обруч катится В прекрасный день воскресный. Всё, что ни повстречается, Ей очень интересно. |
О! Какой забавный ослик! О! Какой над речкой мостик! О! Какое облачко! О! Какая лодочка! |
Буква У:
— У-у-у! – всё утро плачет Ната. — У-у-у! Вся кофточка помята! Ей поможет добрый друг – Удивительный У…. (тюг) |
Удобная буква! Удобно в ней то, Что можно на букву Повесить пальто! |
Буква Э:
Буквы знает
Страус Эму,
Может он
Прочесть письмо.
— Буква «Э», —
Читает Эму. –
ЭММА ЛЮБИТ ЭСКИМО!
Буква И:
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
— Три!
А какая буква?
— И!
Буква Ы:
А вот шагает буква Ы.
Без Ы не выучитесь ВЫ!
Буква Я:
Всем на свете буква Я
Доложить готова:
— А вы не знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я.
Я не только буква Я –
Буква,
Слог
И слово!
Буква Ю:
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась буква Ю!
Буквы Е и Ё:
Е и Ё – родные сёстры,
Различать сестёр непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Учитель:
— А кто догадался, что общего у всех этих букв? (Все они могут обозначать гласные звуки.)
— И поэтому живут они все в ДОМЕ ГЛАСНЫХ.
ПАУЗА№ 1Игра «Сказочные герои, имена которых начинаются на буквы гласных»
— Вспомните сказочных героев на букву А:
1) Доктор для зверей. (Айболит)
2) Сестрица у братца – козлёночка. (Алёнушка)
3) Мальчик, который приручил джина из лампы. (Алладин)
4) Рыжий мальчик из мультфильма, которого звали копать картошку. (Антошка)
5) Собака доктора Айболита.(Авва)
6) Лиса, обманувшая Буратино. (Алиса)
7) Девочка, побывавшая и в Стране Чудес и в Зазеркалье. (Алиса)
— Вспомните сказочных героев на букву И:
1) ослик – друг Вини-Пуха. (Иа)
— Вспомните сказочных героев на букву У:
1) Медвежонок, которому мама пела колыбельную. (Умка)
2) Кто с помощью волшебного порошка делал деревянных солдат в сказке Волкова «Волшебник Изумрудного города»? (Урфин Джус)
— Вспомните сказочных героев на букву Я:
1) Самая знаменитая сказочная бабка. (Яга)
— Вспомните сказочных героев на букву Ю:
1) Сказочное чудо — … (Юдо)
— Вспомните сказочных героев на букву Е:
1) В русских народных сказках она и Прекрасная и Премудрая. (Елена)
2) Кто на печи ездил? (Емеля)
3) Жених мёртвой царевны из сказки Пушкина. (Елисей)
— Вспомните сказочных героев на букву Э:
1) Девочка, уничтожившая Гингему и Бастинду. (Элли)
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ.
Ученик:Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребёнка, Но не желают свистеть и ворчать. |
Ученик :А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. |
Буквы Б – П:
Б: Бабушка – бабулечка Выпекает булочки, На зиму себе Свяжет букву Б.Букве Б кричали «Браво!» У неё кружочек справа! |
П: Букву П в спортивном зале Перекладиной назвали. — Ну-ка, милый, не ленись, Подойди и подтянись! |
Буквы В – Ф:
В: Полукруг и полукруг, Палочку прямую – Точно сдобный кренделёк Букву В рисую. |
Ф: Всем известно без подсказки: Буква Ф как ключ от сказки. Никогда его у нас Не отнимет Карабас!Я – футбольный судья. Целый день с мальчишками. Два футбольных мяча У меня под мышками. |
Сценка «Буква Ф»:
- 1. Фу-ты, ну-ты,
Вот фигура!
Руки в боки изогнула!
Смотрит буква горделиво:
- Я важна и я красива!
Ф – футбол, и ф – фарфор,
А ещё ф – фантазёр!
Ф – фундук, и ф – фуфайка! - Ну и буква, ну зазанайка!
Буквы Г – К:
Г: Что за грохот, что за гром? Букву Г принёс нам гном. Зацепился он за гвоздь И упал, наш бедный гость! |
К: На прямую палочку Справа села галочка. Там поныне и сидит – Буквой К на нас глядит. |
Буквы Д – Т:
Д: Крыша дома на скамейке. Разве так случается? Да, когда такая штука Буквой называется! |
Т: Буква Т тебя укроет От дождя, от снега, зноя! |
Буквы З – С:
З: Буква З порядок знает: Только в комнату войдёт, Всем здоровья пожелает И здороваться начнёт! |
С: Что за буква светится Старым ясным месяцем? Полумесяц в небе тёмном Буквой С повис над домом. |
Буквы Ж – Ш:
Ж: Эта буква широка И похожа на жука. И к тому же словно жук Издаёт жужжащий звук. |
Ш: Ша шаловлива и очень шумна Шутки и шалости любит она. |
ПАУЗА №2 «Сочиняем стихи»
ЖА –ША, ЖА-ША
Мама моет … (малыша)
ШИ — ЖИ, ШИ –ЖИ
Прилетели к нам … (стрижи, чижи)
ЗА — СА, ЗА – СА
В лесу рыжая … (лиса)
ПИ – БЫ, ПИ – БЫ
На пеньке растут … (грибы)
ГА – КА, ГА – КА ФА – ВА, ФА – ВА
Кошка просит … (молока) На лугу растёт …(трава)
НЕПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ:
ЗВОНКИЕ:
Л: Львица нюхает страницу.
Слово «лань» узнала львица.
Но зато смущают льва
Незнакомые слова:
ЛЫЖИ,
ЛОБЗИК,
ЛИФТ,
ЛОТО –
Всё на Л
И всё не то.
М: Буква М
Нужна мохнатым
Толстопятым
Медвежатам.
Буква М нашлась легко:
МЁД, МАЛИНА, МОЛОКО.
Н: — Извините, носорог,
Вы не тычьте в книгу рог.
Вы читайте очень просто:
НИТКИ, НОЖНИЦЫ, НАПЁРСТОК.
Р: Заворчала Рысь:
— На Р слов не меньше.
Например,
РЫСКАТЬ,
РЕЗАТЬ,
РВАТЬ,
РЫЧАТЬ!
Старый Рак решил молчать,
Потому что видит всякий:
В книжке – РЕЧКА,
В речке – РАКИ.
Й: От подруг своих украткою
Зарыдало вдруг И краткое:
— Мало слов на букву Й,
ЙОГУРТ с ЙОДОМ ЙОГ разлил!
ГЛУХИЕ:
Ц: Эта буковка – цеплялка
С хитрой, острой лапкою.
— Подходи, кому не жалко,
Сразу оцарапаю!
Вот какая буква Ц,
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
Ч: Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с буквами, друзья,
Цифры путать нам нельзя!
Щ: На расчёску Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Буква Щ поможет вам
Чистить зубы по утрам.
Х: Я буква Х, я буква Х,
Я буква хохотушка.
И начинаются на Х
ХОКЕЙ, ХРАБРЕЦ, ХЛОПУШКА.
Никто не скажет, что плоха
Смешная эта буква Х.
«БЕЗЗВУЧНЫЕ» БУКВЫ:
Ь:Букву Р возьмём сперва. Вот нога, вот голова. Повернём её вот так И получим мягкий знак. |
Ъ:Ъ как Ь, Но не спутать их никак, Потому что только твёрдый Носит хвостик очень модный. |
ПАУЗА №3 «Загадки»
Учитель:
Буквы строго стали в ряд, Все они стоят красиво,
Будто по линейке, По порядку, посмотри!
Каждый знает своё место Ну а кто теперь сумеет
И уйти не смеет. Повторить все 33?
Дети наизусть читают алфавит.
— Ну как, отгадали, о чём идёт речь? Правильно, об алфавите. Буквы гласных звуков здесь?
— Здесь!
— Буквы согласных звуков здесь?
— Здесь!
— Буквы, которые не обозначают звуков, здесь?
— Здесь!
-Сейчас все буквы оживут и к вам загадками придут.
Ведущие:
1:Вот два столбика наискосок,
А между ними – поясок,
Ты эту букву знаешь, да?
Перед тобою буква …
2:На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3.
1:Вы посмотрите, кто такой,
Загородив дорогу,
Стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу?
2:В этой букве нет угла,
До того она кругла.
До того она кругла –
Укатиться бы смогла.
1:Эта буква широка
И похожа на жука.
2:С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.
1:Прочти и отгадай-ка:
Что надо изменить,
Чтоб можно было зайку
В заику превратить?
1, 2:Сказала Й сестре родной:
— Вот ты, сестра, соседка,
Бываешь часто прописной,
А я ужасно редко.
— Ну, редко – это не беда,
Иные буквы – никогда!
— И много их?
— Да целых три:
Сестра и с ней два брата.
Зовут их так…
— Не говори! Скажите вы, ребята!
Ученики:
1. Потрудились мы немало, Ведь, по правде говоря, Русской грамоты начало – На страницах букваря.3. Говорят, что каждый год Разные учебники. Как же все их изучить? Мы же не волшебники? |
2. Мы прочтем любые книги, Разберемся в словаре, Потому что всюду буквы Те же, что и в букваре.4. Не волнуйся, прочитаем И расширим кругозор, Потому что буквы знаем, И читаем с этих пор. |
Песня « Песенка о буквах».
Окончание:
Мы простимся с «Букварём»,
И рукой помашем,
И «спасибо» мы ему
Дружно хором скажем!
Всем нам грамота знакома,
Всех «Букварь» учил читать.
Начинали мы с простого –
Буквы, слоги разбирать.
К слогу слог прибавим снова –
Вот уже сложилось слово!
И прочесть рассказы, сказки
Мы сумеем без подсказки.
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам – строчкам шли.
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
Был наш путь не очень долгим –
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книги ждут.
До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Наш «Букварь» читать научит
Тех, кто в первый класс придёт.
Мы хотим сказать тебе «спасибо!»
Мы тебя за всё благодарим!
Говорим тебе мы «До свиданья!»
«Здравствуй!» новым книгам говорим!
Песня «Прощай, Букварь»
— Вот и подошёл конец нашему путешествию. Но мы прощаемся только с нашей первой книгой, а впереди нас ждёт множество путешествий по другим замечательным книгам.
Смех и слёзы, радость и печаль
За год довелось нам испытать,
Но стараний наших нам не жаль –
Книги нам легко теперь читать.
Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:
Здравствуйте,коллега! хочу сказать большое спасибо за такой замечательный праздник! творческих успехов Вам!
Огромное спасибо за предоставленный материал! Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.