Разработка учителя русского языка и литературы Ломакиной Н.Г.
Цели урока:
Учебные:
— обучение анализу эпизода в рамках требований ЕГЭ: обучение развернутому рассуждению о роли и месте данного фрагмента в романе, его тематике и проблематике;
— подготовка к написанию развернутого рассуждения о связи проблематики данного фрагмента с произведениями других отечественных писателей-классиков;
— ввести в мир духовных исканий и страданий героя;
— показать, какую власть над человеком может иметь теория, какую опасность может таить она для человека и человечества.
Развивающие:
— развитие исследовательских навыков учащихся;
— развитие умения анализировать и сопоставлять композиционные моменты произведения, делать выводы;
— развитие речи учащихся;
— развитие навыков самостоятельного мышления.
Воспитательные:
— формирование гуманистических черт характера учащихся;
— воспитание интереса к личности и творчеству Ф.М. Достоевского;
— формирование коммуникативных навыков.
Тип урока: развитие речи: обучение анализу эпизода.
Оформление класса:
1.Портрет писателя.
ХОД УРОКА
I. Слово учителя
«Достоевский – художник … бездны человеческой…» — писал русский религиозный философ Николай Бердяев. Это по–настоящему понимаешь, когда входишь в мир романа «Преступление и наказание». В фокусе писательского внимания в нем – человек как великая тайна: непостижимая, бесконечная, но молящая о разгадке.
Мы, работая над эпизодом романа, попытаемся проникнуть в «бездну души» Раскольникова, попробуем понять, с чем связаны его нравственные страдания.
II. Подготовленный ученик выразительно читает отрывок из романа.
III. Подготовка к анализу эпизода.
1. Из какой композиционной части романа взят этот эпизод? Какие события предшествовали этому эпизоду?
2. Чему посвящен эпизод? (Что показывает автор в этом эпизоде?)
( В этом эпизоде Достоевский стремился показать состояние Раскольникова после увиденного им во сне о кляче.)
3. В каком состоянии просыпается Раскольников?
(«Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь… приподнялся в ужасе».)
4 . В начале эпизода автор акцентирует внимание читателя не только на физическом состоянии героя, но, прежде всего, на внутреннем, психическом. Как было на душе Раскольникова?
( На душе у героя было «смутно и темно», т.е. неясно, беспокойно, тревожно.)
5. Что этими словами дает понять автор?
(Автору важно подчеркнуть, что Раскольников не просыпается в твердой уверенности, что ото всего им задуманного он отрекается раз и навсегда.)
Слово учителя. Наоборот, в авторской ремарке: «Он положил локти на колена и подпер обеими руками голову», — подчеркивается автором мучительный процесс самопознания героя.
IV. Анализ эпизода.
1. Как построен эпизод?
2. Часто ли до этого мы слышали из уст героя обращения к Богу? (Не часто, не более трех раз.)
3. В этом же небольшом эпизоде Раскольников пять раз обращается к Господу. Что произошло с героем?
( Сон о детстве воскресил в Раскольникове детскую веру, и безбожник возвращается к Богу. Он рос в религиозной семье: «Вспомни, милый,- пишет ему мать,- как еще в детстве твоем, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы свои у меня на коленях, и как мы все тогда были счастливы».)
Слово учителя.
У отца и церкви мальчик искал успокоения, защиты, помощи. Автор указывает три составляющие счастья: отец, мать, Бог. У Раскольникова рядом с Богом стоит отец. Лишившись отца, он потерял и Бога в душе своей. Сердце матери предчувствует возможный надлом в душе сына, она старается увести от него беду: «Молишься ли ты Богу, Родя, по-прежнему и веришь ли в благодать Творца и Искупителя нашего. Боюсь я, в сердце своем, не посетило ли и тебя новейшее модное безверие?»
4 .Перечитайте вторую реплику Раскольникова. Отчего с ужасом произносится каждое слово героем? Что впервые он увидел?
(Впервые он видит убийство не как алгебраический знак, а как пролитую кровь – и отшатывается. Его охватывает ужас при одной мысли, что он будет убивать, как Миколка…потечет липкая, теплая кровь…)
Слово учителя
В этом эпизоде мы видим, как «натура Раскольникова дает тяжелейшее «генеральное сражение» «безобразной мечте».
5. К каким средствам изобразительности обращается Достоевский, чтобы показать этот сложнейший, мучительный процесс ?
( Умолчания, особенно во второй реплике. Мы чувствуем, как тяжело, невыносимо тяжело произносить каждое «страшное» слово Раскольникову, у него еле поворачивается язык. Кроме того, многочисленные лексические повторы, риторические восклицания и риторические вопросы, обращения…)
6. Доказательством чего является авторская ремарка: « Он был бледен, глаза его горели, изнеможение было во всех его членах, но ему вдруг стало дышать как бы легче»?
( Автор как бы подводит итог тому, что детское, чистое, светлое в сражении с темным, бесчеловечным в душе героя одержало победу.)
7. Какими эпитетами характеризует теперь состояние души Раскольникова автор?
(«Легко и мирно», т.е. в душу героя приходит согласие, спокойствие; отступают волнения.)
Слово учителя.
И в этот момент Раскольников восклицает: «Господи! Покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей!»
8. Какой « яд» выбросила из себя душа Раскольникова?
( Натура выбрасывает из себя «яд» – мысль о преступлении, и Раскольников радуется).
Слово учителя.
Автору очень важно еще раз подчеркнуть то благостное состояние, в котором теперь находится герой. Он пишет: «Проходя через мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву…» Эпитеты «тихо» и «спокойно» дают возможность нам, читателям, еще раз почувствовать ту перемену, которая произошла с героем.
В одной из работ Константина Васильевича Мочульского, ученого, философа, литературоведа, мы читаем: «Герои Достоевского в своей духовности мало зависят от времен года и перемен погоды. В романах его очень редки метеорологические указания. Но когда они встречаются, в них всегда заключена транскрипция душевных состояний». В этом эпизоде как раз и присутствует такая деталь. Найдите её.
( Он смотрел «на яркий закат яркого, красного солнца )
9. Что дает понять эта деталь пейзажа?
( Раскольников – ночной человек; в его каморке почти всегда темно; он «гордый дух тьмы», и его мечта порождена мраком.
Солнце у Достоевского – символ «живой жизни», побеждающий мертворожденную теорию Раскольникова. Автор сознательно дважды повторяет эпитет «яркий», т.е. сияющий, сильный, впечатляющий.)
Слово учителя.
Не случайно поэтому и следующее сравнение автора всего того, что было на душе у героя до этого момента с нарывом на сердце, который целый месяц нарывал и мучил героя. И вот сейчас происходит исцеление: нарыв «вдруг прорвался».
10. Какое же чувство переживает герой?
( Свобода, свобода! Он свободен теперь от этих чар, от колдовства…)
11. Как расценивает Раскольников то, что овладевало им в течение последнего месяца?
(Чары, колдовство, обаяние, наваждение, т.е. то, что внушено злой силой)
Учитель. Говоря языком верующего человека, Раскольников находился во власти демона, сатаны.
12. Произошла ли в Раскольникове окончательная победа добра?
( Нет, в этом эпизоде мы становимся свидетелями крайне непрочной победы добра над злом. Идея уже проникла в подсознание героя и, после последней вспышки бунта, становится движущей сило
13. Зачем же нужен был автору этот эпизод? Какую роль в романе он играет?
( Играет чрезвычайно важную роль. Мы увидели чистую душу героя; увидели внутренний конфликт разума и сердца; уже в этом эпизоде намечен автором путь героя от падения к очищению, к Богу, что мы увидим в Эпилоге романа.)
Слово учителя.
В «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевский о 60-х годах XIX столетия написал: «…стерлись определения и границы добра и зла… Разложение…» Он размышляет о философии нового поколения, которую принято называть нигилистической. И в этом эпизоде, на мой взгляд, нашла отражение очень важная для всего произведения проблема — проблема нового поколения, которое, вступая в жизнь, сначала рефлектировала опыт своих «отцов» и, не удовлетворившись ни их деятельностью, ни их советом, начинало свою череду ошибок и заблуждений.
14. Что сближает с романом Достоевского «Преступление и наказание» другие произведения отечественной классики?
Индивидуальное задание 1. (Примерное выступление)
Одного из предшественников Раскольникова мы встречали в «Пиковой даме» А.С. Пушкина. Это Герман. Автор наделил его профилем Наполеона и душой Мефистофеля. Вступая в поединок с враждебной силой, желая возвыситься, он становится причиною смерти старухи и прощает себе ее смерть: тоже по-своему преступает. Этот герой не прятал под полою топор, не обмысливал в мельчайших деталях убийство: в решающий момент он просто направил на старуху дуло пистолета, желая ее припугнуть; к сожалению, старушка испугалась сильнее, чем рассчитывал, и умерла со страху – он не желал ее смерти но и убийцей себя не считает: так уж получилось, да и Бог с ней, старуха свое отжила…
Посмотрите, как похожи сюжетные схемы у Германа и у Раскольникова. Но – только схемы. Сами же герои совершенно разные, ибо по-разному задуманы авторами. В образе жалкого безумца Пушкин стремился деромантизировать в бытовом сознании тип «исключительного» человека. В новую эпоху Достоевскому необходимо провести психологическое исследование человека, одержимого, как манией, «наполеоновской идеей», заставить общество содрогнуться и навеки эту идею проклясть и дьявольское ее
Индивидуальное задание II. (Примерное выступление)
В этом году мы познакомились с героем романа И.С. Тургенева, современника Ф. Достоевского, «Отцы и дети» нигилистом Базаровым, который опираясь на естественно-научные знания, отрицал красоту, любовь, дружбу, поэзию – считал все это предрассудком. Пытаясь найти в жизни объяснение всему, он не признавал чувственной природы человеческой жизни. И только через любовь, которая дает ему познать себя и мир, он приходит к тому, что Тургенев считал истинным бытием человека: к жизни сердца и духа – свободной и искренней.
Композиционно образ нигилиста Раскольникова построен по той же схеме. Автор дает герою испытательную идею, которая, овладевая им, разрушает его личность. И только в общении с Соней Мармеладовой, избравшей принципиально иной путь, Раскольников очищается и в самом финале готов к началу новой жизни.
Очевидно отношение обоих авторов к нигилизму как феномену нового сознания. Тургенев дает Базарову через мучительное самопознание очистить душу от губительной идеи. Раскольниковская ситуация схожа, но в психологическом романе идея исследована подробнее, многопланово – изнутри.
Заключительное слово учителя.
Сравнивая тургеневского героя и Раскольникова, я бы хотела обратить ваше внимание на то, что отрицание Базарова меркнет рядом с раскольниковским. И прежде всего потому, что один режет лягушек в научных целях, другой режет людей, чтобы узнать, тот ли он великий человек, который впоследствии принесет им счастье.
Раскольников попирает святое – незыблемое для человеческого сознания : ОН ПОСЯГАЕТ НА ЧЕЛОВЕКА.
« Не убий. Не укради»,- записано в древней книге. Это за-по-ве-ди человечества, аксиомы, принимаемые без доказательств. Раскольников рискнул усомниться, решил их проверить. И Достоевский показывает, как за этим невероятным сомнением следует тьма других мучительных сомнений и идей. И бездна муки – себе и другим.
Далее учащиеся выполняют работу в формате ЕГЭ по данному эпизоду.
Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю: