• 27/02/2024 19:16

Седьмая гимназия

Официальный сайт МБОУ «Гимназия №7 имени Героя России С.В.Василёва» г.Брянска

Повелительное наклонение глагола

  • Главная
  • Повелительное наклонение глагола

Урок русского языка
Разработка учителя русского языка и литературы Евсеенко О.Н.

Тема урока: Повелительное наклонение глагола (второй или третий уроки)

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с особенностями употребления, образования глаголов повелительного наклонения (или закрепить знания учащихся о глаголах повелительного наклонения)

Задачи урока:
1) углубить знания учащихся о глаголах в повелительном наклонении, их образовании, употреблении;
2)способствовать развитию умений правильно употреблять эти глаголы в речи, продолжить развитие навыков самостоятельной работы, работы в парах, развитие мотивации учебной деятельности через кулинарные, художественные тексты;
3)воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в классном коллективе, уважение к русской классике, привитие любви к чтению, к родному краю

Оборудование: презентация, учебники Рыбченковой, тетради (кулинарные книги), распечатки текстов, словари, кулинарная книга рецептов, салфетки для правил, яблоня на ватмане, ватман в виде скатерти, клейкие цветные листы для самооценки, яблоки, красное и зеленое, для дерева настроений в конце урока

Приемы и методы: решение проблемных ситуаций, мини проекты, комментирование, работа с текстом, со словарями, различные виды опроса, тестирование, выполнение заданий аналитического и конструктивного характера

Ход урока

Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты
Жан Антельм (французский философ, кулинар, юрист)

  1. Оргмомент (музыкальная заставка из сериала «Кухня»)

– Добрый день, дорогие друзья, позвольте представиться – шеф-повар Евсеенко О.Н., учитель русского языка и литературы, приглашаю вас на свою необычную кухню, языковую (кстати, языкОвую или языковУю? спасибо за подсказку!).

  1. Актуализация опорных знаний:

— Сегодня у нас пройдет необычный кулинарный урок русского языка. Для некоторых из вас я приготовила роли су-шефов, им предстоит особая миссия, кто не боится неизвестности и готов рискнуть выполнить это ответственное задание? (двое учащихся в паре). Отлично, остальные вперед, за мной, на кухню! Но двери ее откроются только после небольшого «Блиц-опроса», готовы?
Вопросы (на слайде):
1) Глагол – это…;
2) Начальная форма глагола — ….;
3) Суффиксы инфинитива — …;
4) Возвратные глаголы — это…;
5) Разноспрягаемые глаголы — это…

— Молодцы! Итак, двери моей кухни открыты для вас. Приступим к работе и начнем с «Орфоэпической разминки» (а что такое орфоэпия? В каких словарях мы можем найти правильное произношение слов? Где нам может это пригодиться?

В данных словах нужно расставить ударение, обратите внимание на часть речи (на слайде): бралА, дозИровать, допилА, закУпорить, клАла, насорИт, облилАсь, перелилА, принялсЯ, чЕрпать.

Кстати, эти слова взяты мной из «Орфоэпического словника» с сайта ФИПИ для ЕГЭ по русскому языку в 11 классе, а теперь обменяемся тетрадями, проверим друг друга, рядом с выполненными заданиями в тетради на поля приклеивайте цветные полоски: розовая – нет ошибок, зеленая – есть недочеты. Отлично справились с этим испытанием.

3. Тема урока. Целеполагание. Определение проблемы

— Для нашей встречи я выбрала эпиграф: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты», — Жан Антельм, французский философ, кулинар, юрист, но это измененная фраза (какая? Кто знает? «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты». Кто ее автор?). Она взята из романа Сервантеса о Дон Кихоте. Как вы понимаете фразу французского философа?
Выпишите из нее глаголы, определите их наклонение. Какие наклонения вы знаете? Накануне вы говорили о глаголах какого наклонения? Значит, сегодня мы…продолжим эту тему, помогите мне ее сформулировать. А так как мы на кухне, то все мои испытания будут связаны с кулинАрией.

Какова же ваша цель сегодняшнего пребывания на моей кухне? Как вы думаете? Что вам известно уже о глаголах повелительного наклонения? А на кухне где можно найти эти глаголы? Конечно же, в рецептах.

4. Обобщение и систематизация знаний. Развитие умений:

Сегодня это будут рецепты русской кухни. Есть ли связь между кулинарией и литературой? Сколько вкуснейших блюд «приготовили» для нас такие мастера русской прозы, как Гоголь, Чехов, Алексей Толстой и другие. У А.К. Толстого в романе «Князь Серебряный» в главе «Пир» читаем: «…За павлинами следовали кулебяки, курники, пироги с мясом и с сыром, блины всех возможных родов, кривые пирожки и оладьи».
Все ли названия указанных блюд вам знакомы? Что же это за блюда такие – курник и кулебяка? Помогите нам су-шефы, расскажите, что такое кулебяка (на слайде фото блюда). Спасибо су-шефы, а рецепт курника есть на ваш столах, но вот незадача – в нем пропущены глаголы, а для справок даны в инфинитиве, нужно вставить подходящие по смыслу глаголы, но в повелительном наклонении в форме 2 л. ед.ч. Приступаем к работе.
Это старинный рецепт настоящего курника, нашли его с моими ученицами, когда делали проект «Кулинарные пристрастия русских классиков», приготовили, угостили одноклассников. Вот фото с места события, как говорится. А теперь проверим себя, приклеим соответствующими полосками этот текст в свою тетрадь.

— Конечно же, не случайно я обратилась к творчеству А.К.Толстого, как думаете, почему? (земляк, юбилей — 2017 год – 200 лет со дня рождения. Готовимся к празднованию!

— Физминутка (у меня на кухне живет кот, посмотрите-ка: «А Васька слушает, да ест!» Василий предлагает нам отдохнуть, повторяйте за ним! Спасибо, Василий, иди на место, а мы продолжим работать!)

 Рецепт курника.

__________много блинчиков. Гречку __________, яйцо__________вкрутую, __________зелень и ____________все это с маслом – первый фарш готов. Куриное филе __________, __________кубиками и ____________в соусе из муки, прогретой на масле и разведенной бульоном – второй фарш готов. Свежие грибы _____________, _____________и ____________в таком же соусе, как и куриное филе – готов и третий фарш. __________пирог. Слоеное тесто __________на две части и __________толщиной примерно 5 мм. Сначала __________блинчики, затем поочередно слои фарша, отделяя каждый слой блинчиками, а сверху еще одну лепешку из слоеного теста. ____________края лепешек, _____________курник в нескольких местах, ___________фигурками, вырезанными из теста, и___________яйцом. _____________при температуре 200 градусов .

Слова для справок: (инфинитив замените глаголом в повелительном наклонении во 2 л. ед. ч.)

нажарить, отварить, сварить, измельчить, смешать, отварить, нарезать, протушить, нарезать, обжарить и протушить, собрать, разделить, раскатать, уложить, прижать, проколоть, украсить, смазать, выпекать.

 Ответ:

Нажарь много блинчиков. Гречку отвари, яйцо свари вкрутую, измельчи зелень и смешай все это с маслом – первый фарш готов. Куриное филе отвари, нарежь кубиками и протуши в соусе из муки, прогретой на масле и разведенной бульоном – второй фарш готов. Свежие грибы нарежь, обжарь и протуши в таком же соусе, как и куриное филе, – готов и третий фарш. Собери пирог. Слоеное тесто раздели на две части и раскатай толщиной примерно 5 мм. Сначала уложи блинчики, затем поочередно слои фарша, отделяя каждый слой блинчиками, а сверху еще одну лепешку из слоеного теста. Прижми края лепешек, проколи курник в нескольких местах, укрась фигурками, вырезанными из теста, и смажь яйцом. Выпекай при температуре 200 градусов.

— А знаете ли вы, что А.С.Пушкин создал бренд «Котлеты Пожарские»? В одном из стихотворений другу он писал:

На досуге отобедай
У Пожарского в Торжке.
Жареных котлет отведай
И отправься налегке.

— На экране рецепт «Пожарских котлет», ваша задача – выписать все глаголы повелительного наклонения, определить, от какой основы они образованы, при помощи чего. Это задание мы выполним у доски, пожалуйста, первый ряд выходим по цепочке, записываем глагол, объясняем, присаживаемся и клеим себе цветную полоску.
(От основ настоящего или будущего времени, + нулевой суффикс, на конце может быть с –й, либо мягкий согласный с ь + окончание – те).
Еще при помощи чего могут образовываться эти формы? (при помощи суффикса И: неси, держи).
О чем нужно помнить при образовании этих глаголов? (вид и возвратность).
А что обозначают глаголы повелительного наклонения? (приказ, просьбу, совет, призыв, запрет, предупреждение)
А в нашем рецепте?

Рецепт «Котлет Пожарских»

Мякоть курицы без кожи пропустите два раза через мясорубку, вмешайте растопленное масло, сливки, перец, соль и пропустите снова через мясорубку. Добавьте в фарш размоченный в молоке и отжатый хлеб. Сформируйте овальные плоские заостренные котлеты. Обмакните во взбитое яйцо. Обваляйте в сухарях и жарьте с двух сторон на кипящем масле 8-10 мин до румяной корочки.

Подавайте, полив маслом со сковороды, с жареным картофелем и зеленым горошком.

 -УЧЕБНИК! (таблица употреблений некоторых глаголов? Стр.118 или там же рамка об отличии от изъявительного наклонения?)

       — Когда мы говорим о еде, то обязательно вспоминаем и о правилах поведения за столом. Такие правила вам подойдут? (Ученик читает со слайда стих Г.Остера «Вредные советы»

Если вас зовут обедать,
Гордо прячьтесь под диван
И лежите там тихонько,
Чтоб не сразу вас нашли.
А когда из-под дивана
Будут за ноги тащить,
Вырывайтесь и кусайтесь,
Не сдавайтесь без борьбы.
Если все-таки достанут
И за стол посадят вас,
Опрокидывайте чашку,
Выливайте на пол суп.
Зажимайте рот руками,
Падайте со стула вниз.
А котлеты вверх бросайте,
Пусть прилипнут к потолку.
Через месяц люди скажут
С уважением о вас: «С виду он худой и дохлый,
Но зато характер тверд».

— Да, это вредные советы, то есть так делать не следует. А как надо себя вести за столом? Предлагаю вам сейчас поработать в парах, составить правила поведения за столом и записать их на салфетках, которые потом вы прикрепите на скатерть, висящую на доске.

Вот такой мини проект под названием «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик» (Гете) мы с вами создали. Сюда же добавим и работу наших су-шефов, пожалуйста, расскажите, чем вы занимались и что придумали? (два учащихся прикрепляют на скатерть свой рецепт салата, выбранного из кулинарной книги, для школьной столовой, рассказывают об этом, они также использовали в рецепте глаголы повелительного наклонения).

5. Итоговая проверка знаний:
— Итак, осталось нам проверить себя, свои знания по теме, в этом нам поможет тест, он лежит у вас на столах, отмечаем в нем правильный ответ, он один, проверяем себя, ответы на экране

1. Укажите глагол в повелительном наклонении:
А) укусИте, Б) насЫпал, В) укрАсил бы

2. Укажите глагол в повелительном наклонении:
А) брошь, Б) режь, В) пьешь

3. Глагол «пусть испечет» находится в форме:
А) изъявительного наклонения, Б) условного наклонения, В) повелительного наклонения

1- а, 2- б, 3 – в

— Как изменить наклонение глагола, не трогая ни одной буквы?
Ходите, держите, носите

6. Рефлексия:
Завершаем нашу встречу на кухне, достигли ли мы цели? Что нового узнали? Пригодится ли это нам в жизни? А где еще мы встречаемся с глаголами повелительного наклонения? (пословицы, реклама, инструкции, памятки, задания в учебниках, во время экскурсий)

— Давайте оценим нашу работу, вы вклеивали в тетрадь цветные полоски в течение урока, теперь посмотрите, какого цвета у вас больше, если розового, то возьмите красное яблоко и повесьте его на наше дерево настроения, а если зеленого, то зеленое яблоко, посмотрим, с каким настроением вы уходите с кулинарного урока.

— Спасибо вам, дорогие поварята, за работу, главное помните великие слова Сократа: «Надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть»

7. Домашнее задание.
Предлагаю на выбор:
1) напишите рецепт своего любимого блюда, используя глаголы повелительного наклонения;
2) найдите и выпишите афоризмы Козьмы Пруткова с глаголами повелительного наклонения (как это имя связано с А.К.Толстым и зачем автор в цитатах использует эти формы?);
3) если трудно, выполните упражнение № 550 или 552

КАРТОЧКА. РЕЦЕПТ КУРНИКА

__________много блинчиков. Гречку __________, яйцо__________вкрутую, __________зелень и ____________все это с маслом – первый фарш готов. Куриное филе __________, __________кубиками и ____________в соусе из муки, прогретой на масле и разведенной бульоном – второй фарш готов. Свежие грибы _____________, _____________и ____________в таком же соусе, как и куриное филе – готов и третий фарш. __________пирог. Слоеное тесто __________на две части и __________толщиной примерно 5 мм. Сначала __________блинчики, затем поочередно слои фарша, отделяя каждый слой блинчиками, а сверху еще одну лепешку из слоеного теста. ____________края лепешек, _____________курник в нескольких местах, ___________фигурками, вырезанными из теста, и___________яйцом. _____________при температуре 200 градусов.

 

Слова для справок: (инфинитив замените глаголом в повелительном наклонении во 2 л. ед. ч.)

нажарить, отварить, сварить, измельчить, смешать, отварить, нарезать, протушить, нарезать, обжарить и протушить, собрать, разделить, раскатать, уложить, прижать, проколоть, украсить, смазать, выпекать.

ТЕСТ.

1. Укажите глагол в повелительном наклонении:
А) укусИте Б) насЫпал В) укрАсил бы

2. Укажите глагол в повелительном наклонении:
А) брошь Б) режь В) пьешь

3. Глагол «пусть испечет» находится в форме:
А) изъявительного наклонения Б) условного наклонения В) повелительного наклонения

 

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку «Повелительное наклонение глагола»

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Один комментарий к “Повелительное наклонение глагола”
  1. Интересная разработка! Жаль, что я не смогла посмотреть этот урок вживую:-) Желаю дальнейших успехов!!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

 Необходимо принять правила конфиденциальностиПолитика обработки персональных данных 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.