• 27/07/2024 03:02

Седьмая гимназия

Официальный сайт МБОУ «Гимназия №7 имени Героя России С.В.Василёва» г.Брянска

Повелительное наклонение глагола

  • Главная
  • Повелительное наклонение глагола

Урок русского языка
Разработка учителя русского языка и литературы Евсеенко О.Н.

Тема урока: Повелительное наклонение глагола (второй или третий уроки)

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с особенностями употребления, образования глаголов повелительного наклонения (или закрепить знания учащихся о глаголах повелительного наклонения)

Задачи урока:
1) углубить знания учащихся о глаголах в повелительном наклонении, их образовании, употреблении;
2)способствовать развитию умений правильно употреблять эти глаголы в речи, продолжить развитие навыков самостоятельной работы, работы в парах, развитие мотивации учебной деятельности через кулинарные, художественные тексты;
3)воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в классном коллективе, уважение к русской классике, привитие любви к чтению, к родному краю

Оборудование: презентация, учебники Рыбченковой, тетради (кулинарные книги), распечатки текстов, словари, кулинарная книга рецептов, салфетки для правил, яблоня на ватмане, ватман в виде скатерти, клейкие цветные листы для самооценки, яблоки, красное и зеленое, для дерева настроений в конце урока

Приемы и методы: решение проблемных ситуаций, мини проекты, комментирование, работа с текстом, со словарями, различные виды опроса, тестирование, выполнение заданий аналитического и конструктивного характера

Ход урока

Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты
Жан Антельм (французский философ, кулинар, юрист)

  1. Оргмомент (музыкальная заставка из сериала «Кухня»)

– Добрый день, дорогие друзья, позвольте представиться – шеф-повар Евсеенко О.Н., учитель русского языка и литературы, приглашаю вас на свою необычную кухню, языковую (кстати, языкОвую или языковУю? спасибо за подсказку!).

  1. Актуализация опорных знаний:

— Сегодня у нас пройдет необычный кулинарный урок русского языка. Для некоторых из вас я приготовила роли су-шефов, им предстоит особая миссия, кто не боится неизвестности и готов рискнуть выполнить это ответственное задание? (двое учащихся в паре). Отлично, остальные вперед, за мной, на кухню! Но двери ее откроются только после небольшого «Блиц-опроса», готовы?
Вопросы (на слайде):
1) Глагол – это…;
2) Начальная форма глагола — ….;
3) Суффиксы инфинитива — …;
4) Возвратные глаголы — это…;
5) Разноспрягаемые глаголы — это…

— Молодцы! Итак, двери моей кухни открыты для вас. Приступим к работе и начнем с «Орфоэпической разминки» (а что такое орфоэпия? В каких словарях мы можем найти правильное произношение слов? Где нам может это пригодиться?

В данных словах нужно расставить ударение, обратите внимание на часть речи (на слайде): бралА, дозИровать, допилА, закУпорить, клАла, насорИт, облилАсь, перелилА, принялсЯ, чЕрпать.

Кстати, эти слова взяты мной из «Орфоэпического словника» с сайта ФИПИ для ЕГЭ по русскому языку в 11 классе, а теперь обменяемся тетрадями, проверим друг друга, рядом с выполненными заданиями в тетради на поля приклеивайте цветные полоски: розовая – нет ошибок, зеленая – есть недочеты. Отлично справились с этим испытанием.

3. Тема урока. Целеполагание. Определение проблемы

— Для нашей встречи я выбрала эпиграф: «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты», — Жан Антельм, французский философ, кулинар, юрист, но это измененная фраза (какая? Кто знает? «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты». Кто ее автор?). Она взята из романа Сервантеса о Дон Кихоте. Как вы понимаете фразу французского философа?
Выпишите из нее глаголы, определите их наклонение. Какие наклонения вы знаете? Накануне вы говорили о глаголах какого наклонения? Значит, сегодня мы…продолжим эту тему, помогите мне ее сформулировать. А так как мы на кухне, то все мои испытания будут связаны с кулинАрией.

Какова же ваша цель сегодняшнего пребывания на моей кухне? Как вы думаете? Что вам известно уже о глаголах повелительного наклонения? А на кухне где можно найти эти глаголы? Конечно же, в рецептах.

4. Обобщение и систематизация знаний. Развитие умений:

Сегодня это будут рецепты русской кухни. Есть ли связь между кулинарией и литературой? Сколько вкуснейших блюд «приготовили» для нас такие мастера русской прозы, как Гоголь, Чехов, Алексей Толстой и другие. У А.К. Толстого в романе «Князь Серебряный» в главе «Пир» читаем: «…За павлинами следовали кулебяки, курники, пироги с мясом и с сыром, блины всех возможных родов, кривые пирожки и оладьи».
Все ли названия указанных блюд вам знакомы? Что же это за блюда такие – курник и кулебяка? Помогите нам су-шефы, расскажите, что такое кулебяка (на слайде фото блюда). Спасибо су-шефы, а рецепт курника есть на ваш столах, но вот незадача – в нем пропущены глаголы, а для справок даны в инфинитиве, нужно вставить подходящие по смыслу глаголы, но в повелительном наклонении в форме 2 л. ед.ч. Приступаем к работе.
Это старинный рецепт настоящего курника, нашли его с моими ученицами, когда делали проект «Кулинарные пристрастия русских классиков», приготовили, угостили одноклассников. Вот фото с места события, как говорится. А теперь проверим себя, приклеим соответствующими полосками этот текст в свою тетрадь.

— Конечно же, не случайно я обратилась к творчеству А.К.Толстого, как думаете, почему? (земляк, юбилей — 2017 год – 200 лет со дня рождения. Готовимся к празднованию!

— Физминутка (у меня на кухне живет кот, посмотрите-ка: «А Васька слушает, да ест!» Василий предлагает нам отдохнуть, повторяйте за ним! Спасибо, Василий, иди на место, а мы продолжим работать!)

 Рецепт курника.

__________много блинчиков. Гречку __________, яйцо__________вкрутую, __________зелень и ____________все это с маслом – первый фарш готов. Куриное филе __________, __________кубиками и ____________в соусе из муки, прогретой на масле и разведенной бульоном – второй фарш готов. Свежие грибы _____________, _____________и ____________в таком же соусе, как и куриное филе – готов и третий фарш. __________пирог. Слоеное тесто __________на две части и __________толщиной примерно 5 мм. Сначала __________блинчики, затем поочередно слои фарша, отделяя каждый слой блинчиками, а сверху еще одну лепешку из слоеного теста. ____________края лепешек, _____________курник в нескольких местах, ___________фигурками, вырезанными из теста, и___________яйцом. _____________при температуре 200 градусов .

Слова для справок: (инфинитив замените глаголом в повелительном наклонении во 2 л. ед. ч.)

нажарить, отварить, сварить, измельчить, смешать, отварить, нарезать, протушить, нарезать, обжарить и протушить, собрать, разделить, раскатать, уложить, прижать, проколоть, украсить, смазать, выпекать.

 Ответ:

Нажарь много блинчиков. Гречку отвари, яйцо свари вкрутую, измельчи зелень и смешай все это с маслом – первый фарш готов. Куриное филе отвари, нарежь кубиками и протуши в соусе из муки, прогретой на масле и разведенной бульоном – второй фарш готов. Свежие грибы нарежь, обжарь и протуши в таком же соусе, как и куриное филе, – готов и третий фарш. Собери пирог. Слоеное тесто раздели на две части и раскатай толщиной примерно 5 мм. Сначала уложи блинчики, затем поочередно слои фарша, отделяя каждый слой блинчиками, а сверху еще одну лепешку из слоеного теста. Прижми края лепешек, проколи курник в нескольких местах, укрась фигурками, вырезанными из теста, и смажь яйцом. Выпекай при температуре 200 градусов.

— А знаете ли вы, что А.С.Пушкин создал бренд «Котлеты Пожарские»? В одном из стихотворений другу он писал:

На досуге отобедай
У Пожарского в Торжке.
Жареных котлет отведай
И отправься налегке.

— На экране рецепт «Пожарских котлет», ваша задача – выписать все глаголы повелительного наклонения, определить, от какой основы они образованы, при помощи чего. Это задание мы выполним у доски, пожалуйста, первый ряд выходим по цепочке, записываем глагол, объясняем, присаживаемся и клеим себе цветную полоску.
(От основ настоящего или будущего времени, + нулевой суффикс, на конце может быть с –й, либо мягкий согласный с ь + окончание – те).
Еще при помощи чего могут образовываться эти формы? (при помощи суффикса И: неси, держи).
О чем нужно помнить при образовании этих глаголов? (вид и возвратность).
А что обозначают глаголы повелительного наклонения? (приказ, просьбу, совет, призыв, запрет, предупреждение)
А в нашем рецепте?

Рецепт «Котлет Пожарских»

Мякоть курицы без кожи пропустите два раза через мясорубку, вмешайте растопленное масло, сливки, перец, соль и пропустите снова через мясорубку. Добавьте в фарш размоченный в молоке и отжатый хлеб. Сформируйте овальные плоские заостренные котлеты. Обмакните во взбитое яйцо. Обваляйте в сухарях и жарьте с двух сторон на кипящем масле 8-10 мин до румяной корочки.

Подавайте, полив маслом со сковороды, с жареным картофелем и зеленым горошком.

 -УЧЕБНИК! (таблица употреблений некоторых глаголов? Стр.118 или там же рамка об отличии от изъявительного наклонения?)

       — Когда мы говорим о еде, то обязательно вспоминаем и о правилах поведения за столом. Такие правила вам подойдут? (Ученик читает со слайда стих Г.Остера «Вредные советы»

Если вас зовут обедать,
Гордо прячьтесь под диван
И лежите там тихонько,
Чтоб не сразу вас нашли.
А когда из-под дивана
Будут за ноги тащить,
Вырывайтесь и кусайтесь,
Не сдавайтесь без борьбы.
Если все-таки достанут
И за стол посадят вас,
Опрокидывайте чашку,
Выливайте на пол суп.
Зажимайте рот руками,
Падайте со стула вниз.
А котлеты вверх бросайте,
Пусть прилипнут к потолку.
Через месяц люди скажут
С уважением о вас: «С виду он худой и дохлый,
Но зато характер тверд».

— Да, это вредные советы, то есть так делать не следует. А как надо себя вести за столом? Предлагаю вам сейчас поработать в парах, составить правила поведения за столом и записать их на салфетках, которые потом вы прикрепите на скатерть, висящую на доске.

Вот такой мини проект под названием «Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой облик» (Гете) мы с вами создали. Сюда же добавим и работу наших су-шефов, пожалуйста, расскажите, чем вы занимались и что придумали? (два учащихся прикрепляют на скатерть свой рецепт салата, выбранного из кулинарной книги, для школьной столовой, рассказывают об этом, они также использовали в рецепте глаголы повелительного наклонения).

5. Итоговая проверка знаний:
— Итак, осталось нам проверить себя, свои знания по теме, в этом нам поможет тест, он лежит у вас на столах, отмечаем в нем правильный ответ, он один, проверяем себя, ответы на экране

1. Укажите глагол в повелительном наклонении:
А) укусИте, Б) насЫпал, В) укрАсил бы

2. Укажите глагол в повелительном наклонении:
А) брошь, Б) режь, В) пьешь

3. Глагол «пусть испечет» находится в форме:
А) изъявительного наклонения, Б) условного наклонения, В) повелительного наклонения

1- а, 2- б, 3 – в

— Как изменить наклонение глагола, не трогая ни одной буквы?
Ходите, держите, носите

6. Рефлексия:
Завершаем нашу встречу на кухне, достигли ли мы цели? Что нового узнали? Пригодится ли это нам в жизни? А где еще мы встречаемся с глаголами повелительного наклонения? (пословицы, реклама, инструкции, памятки, задания в учебниках, во время экскурсий)

— Давайте оценим нашу работу, вы вклеивали в тетрадь цветные полоски в течение урока, теперь посмотрите, какого цвета у вас больше, если розового, то возьмите красное яблоко и повесьте его на наше дерево настроения, а если зеленого, то зеленое яблоко, посмотрим, с каким настроением вы уходите с кулинарного урока.

— Спасибо вам, дорогие поварята, за работу, главное помните великие слова Сократа: «Надо есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть»

7. Домашнее задание.
Предлагаю на выбор:
1) напишите рецепт своего любимого блюда, используя глаголы повелительного наклонения;
2) найдите и выпишите афоризмы Козьмы Пруткова с глаголами повелительного наклонения (как это имя связано с А.К.Толстым и зачем автор в цитатах использует эти формы?);
3) если трудно, выполните упражнение № 550 или 552

КАРТОЧКА. РЕЦЕПТ КУРНИКА

__________много блинчиков. Гречку __________, яйцо__________вкрутую, __________зелень и ____________все это с маслом – первый фарш готов. Куриное филе __________, __________кубиками и ____________в соусе из муки, прогретой на масле и разведенной бульоном – второй фарш готов. Свежие грибы _____________, _____________и ____________в таком же соусе, как и куриное филе – готов и третий фарш. __________пирог. Слоеное тесто __________на две части и __________толщиной примерно 5 мм. Сначала __________блинчики, затем поочередно слои фарша, отделяя каждый слой блинчиками, а сверху еще одну лепешку из слоеного теста. ____________края лепешек, _____________курник в нескольких местах, ___________фигурками, вырезанными из теста, и___________яйцом. _____________при температуре 200 градусов.

 

Слова для справок: (инфинитив замените глаголом в повелительном наклонении во 2 л. ед. ч.)

нажарить, отварить, сварить, измельчить, смешать, отварить, нарезать, протушить, нарезать, обжарить и протушить, собрать, разделить, раскатать, уложить, прижать, проколоть, украсить, смазать, выпекать.

ТЕСТ.

1. Укажите глагол в повелительном наклонении:
А) укусИте Б) насЫпал В) укрАсил бы

2. Укажите глагол в повелительном наклонении:
А) брошь Б) режь В) пьешь

3. Глагол «пусть испечет» находится в форме:
А) изъявительного наклонения Б) условного наклонения В) повелительного наклонения

 

 ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку «Повелительное наклонение глагола»

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Один комментарий к “Повелительное наклонение глагола”
  1. Интересная разработка! Жаль, что я не смогла посмотреть этот урок вживую:-) Желаю дальнейших успехов!!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.