Технологическая карта урока русского языка в 8 классе в соответствии с требованиями ФГОС
Разработка учителя русского языка и литературы Ломакиной Н.Г.
Тема урока: Приложение
Метапредметная тема: Определение и понятие
Цели урока:
Деятельностная:формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.
Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися особого вида определений – приложений, отличия между несогласованными определениями и приложениями.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
УМК под редакцией Е.А. Быстровой
На данном уроке дети должны:
- научиться определять приложения;
- научиться отличать приложения от несогласованных определений;
- отработать навыки работы с тестами.
Оборудование: коллективный продукт — презентация учителя и учащихся, опорный конспект. Русский язык. 8 класс под ред. Е.А. Быстровой.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Мотивация (самоопределение к деятельности)Цель:
ü мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; ü определить содержательные рамки урока |
Добрый день, ребята. Сегодняшний урок я хотела бы начать с притчи.Когда-то давно жил на свете маленький Ручеёк. Он спускался с гор в красивую зелёную долину. И вот однажды он добежал до пустыни. Тут он остановился и задумался: «А куда же бежать дальше.» Впереди было много нового и неизвестного, поэтому Ручеёк испугался. Но тут он услышал Голос: «Смелее! Не останавливайся на достигнутом, впереди ещё много интересного!» Но Ручеёк продолжал стоять. Ему очень хотелось стать большой полноводной рекой, но он боялся изменений и не хотел идти на риск. Тогда Голос снова заговорил: «Если ты остановишься, то никогда не узнаешь, на что ты на самом деле способен! Просто поверь в себя, и тогда ты в любом окружении сможешь найти правильную дорогу! Беги дальше!»
|
Слушают притчу, анализируют ее содержание, пробуют объяснить ее смысл применительно к себе.
|
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельностиЦель:
ü актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; ü актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; ü зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия |
Создает проблемную ситуацию
Кто прав? Видеозапись.. Грамматиков. Несогл. Зима-чародека сыплет с неба белую вату. Соня Лентяева. Зима-чародека сыплет с неба белую вату Что же такое чародейкою? Кто прав? Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос А чтобы ответить на данный вопрос, мы должны познакомиться с таким членом предложения, как приложение. Запишите тему урока.
Организовывает работу в группах по составлению ОК «Приложение»
|
Учащиеся включаются в проблемную ситуацию. Выясняют, что с понятием «приложение» они еще не знакомы.
Учащиеся формулируют цели урока: 1. Узнать , что такое приложение. 2. Научиться находить приложения в предложении. 3. Научиться разграничивать приложение и определяемое слово. 4. Научиться отличать приложения от несогласованных определений.
|
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
|
Постановка учебной задачи (проблемы)Цель:
ü Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм определения согласованных и несогласованных определений; ü сформулировать тему урока; ü обозначить логическую необходимость изучения этой темы |
Активизирует знания учащихся
Ребята, каждая группа получила задание и должна, проработав указанный объем параграфа 22, составить ОК на компьютере и подготовиться к презентации того материала, над которым работала. Организовывает работу групп. Задание 1 группы. Изучить материал параграфа 22 п.I и заполнить блок А ОК, где д.б. дано — определение приложения. Задание 2 группы Изучить материал параграфа 22 п.II и заполнить блок Б ОК, где д.б. указано — что могут обозначать приложения. Задание 3 группы. Изучить материал параграфа 22 п.V и заполнить блок В ОК, где д.б. отражено — чем м.б. выражено приложение; — какие приложения являются распространенными, а какие – нераспространенными.
Задание 4 группы. Изучить материал параграфа 22 п.III и заполнить блок Г ОК, где д. найти отражение способы разграничения приложения и определяемого слова. Задание 5 группы. Изучить материал параграфа 69 учебника Е.С. Скобликовой «Современный русский язык» и заполнить блок Д ОК, где д. найти отражение способы разграничения приложения и определяемого слова. На работу отводится 5 минут.
|
Изучают материал учебника и составляют свою часть ОК.
Работа с интерактивным ОК |
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Создание общего продукта в виде ОКЦель:
ü организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия; ü создать алгоритм определения приложений; ü способов разграничения определяемых слов и приложений; ü алгоритма разграни чения несогласованных определений и приложений. |
Отчет группы. Группа демонстрирует не только продукт в виде своего блока ОК, но и излагает свою часть теоретического материала.На выступление группы отводится 2 минуты.
|
Работают в группах.Каждая группа через проектор демонстрирует свой блок ОК и озвучивает его содержание.
|
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Первичное закреплениеЦель:
ü проговорить новый способ действия во внешней речи; ü установить состоятельность этого способа |
Учитель мотивирует и координирует деятельность учащихся, устанавливает осознанность восприятия темы.
— А теперь давайте вернемся к вопросу, поставленному в начале урока:
|
Выполняют упражнение 240 из учебника, проговаривая способ действия
Аргументированно доказывают, что ни один из спорящих не был прав. Определяют ошибки.
|
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Самостоятельная работа с проверкой по эталонуЦель:
ü тренировать способность к самоконтролю и самооценке; ü проверить свое умение применять изученный способ; ü развивать умение самостоятельной проверки по эталону |
Организовывает самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний.
1 вариант – пр-я 1-2 2 вариант – пр-я 3-4
|
Работают самостоятельно, осуществляют самопроверку, сравнивая с эталоном
|
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
|
Рефлексия деятельностиЦель:
ü оценить результаты собственной деятельности ü повторить способ нового знания ü сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание |
Организует фронтальная беседу:
— Выберите то домашнее задание, которое поможет вам преодолеть вашу трудность. 1. Упр. 242 (п. 1-2) или небольшое сочинение о достопримечательностях Брянска и Брянской области, используя приложения. На следующем уроке мы продолжим наше знакомство с приложением. И, уверяю вас, нас ждет много новых открытий. |
Чтение синквейнов. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности и выбирают домашнее задание. |
Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
|
Презентация к уроку |