• 19/03/2024 07:04

Седьмая гимназия

Официальный сайт МБОУ «Гимназия №7 имени Героя России С.В.Василёва» г.Брянска

Тексты в компьютерной памяти

  • Главная
  • Тексты в компьютерной памяти

Урок информатики в 8 классе
по учебнику Семакина И.Г.
Выполнила: учитель информатики и математики Акимова Т.А.

МБОУ «Гимназия №7 г. Брянска имени Героя России С.В. Василева»
Брянск 2012

Цели урока:

  • Познакомить учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; закрепить навыки кодирования информации, преобразования десятичного числа в двоичный код и наоборот; повторить темы «Информационные процессы», «Информационный объем текста».
  • Способствовать развитию логического мышления, умения правильно обобщить данные и сделать вывод, умения анализировать, умения составить алгоритм решения задачи и следовать ему, наблюдательности и внимания.
  • Способствовать воспитанию чувств коллективизма, субординации и взаимопомощи, ответственности за порученное дело.
  • Способствовать формированию системно-информационной, общекультурной, учебно-познавательной, коммуникативной компетенций и компетенции личного самосовершенствования.

Оборудование и материалы:

  • Компьютеры с установленным текстовым процессором Word.
  • Фрагменты кодировочных таблиц ASCII и КОИ-8: таблицы, содержащие десятичные и двоичные коды символов — на доску в виде плаката или слайда; таблицы, содержащие по одному из типов кода для каждой кодировки — на карточках в виде раздаточного материала.
  • Памятки по сохранению и открытию файлов в разных кодировках – в виде раздаточного материала.

Ход урока:

  1. Организационный момент, выступление ученика, подготовившего новость из области информационных технологий – 5 мин.

— Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего урока «Тексты в компьютерной памяти». На уроке мы с вами обсудим, каким образом может кодироваться информация в текстовой форме, вспомним правила преобразования десятичного числа в двоичный код и попробуем закодировать информацию так, как это делает компьютер. А пока послушаем, что же нового произошло в области информационных технологий.

Выступление ученика. (Примечание: подготавливая новость, ученики распечатывают текст и изображения к нему на листке бумаги или делают вырезку из журнала)

2. Объяснение нового материала – 7 мин.

— Обратите внимание, с какими формами представления информации пришлось работать при подготовке этого сообщения?
С текстовой, графической формой информацией.
— А какие еще виды вы знаете?
— Звуковую, видео информацию.

— Верно. А какой из перечисленных видов наиболее часто встречается? Используется вами?
— Текстовый.

— Действительно, мы с вами постоянно работаем с текстовым представлением информации. Приведите примеры из своей жизни, как вы используете тексты и на каких носителях?
Перечисляются бумажные носители информации, а также тексты в компьютерной памяти.

— Согласитесь, в последнее время даже вам при подготовке к урокам все чаще приходится работать с текстами на компьютере. А какие преимущества вы видите в хранении текстов в фалах на электронных носителях?

В ходе беседы выясняем преимущества файлового хранения текстовой формы представления информации:
1) экономия бумаги;
2) компактное размещение;
3) возможность многократного использования магнитного носителя для хранения разных документов;
4) возможность быстрого копирования;
5) возможность мгновенной передачи текста по линиям компьютерной связи;

— Еще одна уникальная возможность при работе с электронными текстами – это организация гипертекстового пространства. Вы встречались в интернете с гипертекстовыми ссылками?
Возможно, ученики расскажут о своем опыте перехода по гипертекстовым ссылкам.

— Гипертекст – это способ организации текстовой формы информации, внутри которой установлены смысловые связи (гиперсвязи) между ее различными фрагментами. Это удобно? Без сомнения, гипертекст позволяет в разы сократить поиск нужной информации. Возможно ли такая организация текста на бумажных носителях?
— Нет.

— Именно поэтому такую возможность называют уникальной.
Теперь предлагаю вам вспомнить, как хранится информация в памяти компьютера?
— В виде двоичных кодов.

— Верно. Относится это и к текстам. Предположите, каким образом кодируется текст компьютером?
В ходе беседы выясняем, что текст представляется в виде символов, каждый из которых имеет собственный код.

— Можем ли мы сами закодировать текст так, как он кодируется компьютером? Что для этого нужно?
— Нужно знать, какому символу, какой код соответствует.

— Именно для этого существуют специальные таблицы кодировки. На персональных компьютерах используется стандартная кодировка ASCII (American Standard Code of Information Interchange — Американский стандартный код для информационного обмена).

На доске – фрагмент кодировочная таблица ASCII.

— Что содержится в этой таблице?
— Буквы, иные символы, десятичный и двоичный код для каждого символа.

— Операционная система Windows использует для обработки текстов именно эти коды. Но существуют, конечно, и другие способы кодирования. Сравните, например, с таблицей КОИ-8.

На доске – фрагмент кодировочная таблица КОИ-8.

— Чем они похожи и чем отличаются?
— Похожи составом: в обеих таблицах каждому символу соответствует определенный десятичный и двоичный код, отличаются порядком следования символов и составом специальных символов.

3. Закрепление материала в игровой форме – 15 мин.

— Ребята, пока мы рассматривали кодировочные таблицы, к нам на электронную почту пришло письмо, только оно немного странное, ничего не пойму.

Убрать с доски кодировочные таблицы.
На доске задание:

оНХЦПЮЕЛ Б ПЮГБЕДВХЙНБ

— Что это может означать?
В ходе беседы выясняем, что автор письма, видимо, сохранил текст в одной кодировке, а мы его видим – в другой.

— Как будем решать эту проблему?
— Нужно сопоставить каждому символу его код, а затем перейти к другой кодировке и по коду текста восстановить символы.

— Для решения этой задачи предлагаю разбиться на две группы по рядам.

Каждая группа получает кодировочные таблицы ASCII и КОИ8, причем в таблице ASCII оставлены только десятичные коды символов, а в таблице КОИ8 – только двоичные.

Ребята обращают внимание на то, что таблицы не полные.
— Действительно, вы получили только фрагменты кодировочных таблиц. Как это усложнит решение задачи?
— Необходимо будет составить десятичный код данного сообщения в кодировке ASCII, затем перевести десятичные числа в двоичный код и, воспользовавшись кодировочной таблицей КОИ8, восстановить исходный текст.

— Давайте вспомним алгоритм перевода десятичного числа в двоичный код.
— Делим число на 2 до тех пор, пока неполное частное будет равно 1. Для записи двоичного числа запишем последнее неполное частное и затем остатки от последнего к первому.

(Примечание1: если класс слабый, этап перевода кода из одной системы счисления в другую можно опустить, выдав в качестве раздаточного материала полные кодировочные таблицы.

Примечание 2: работа по кодированию и декодированию, а также переводу чисел из одной системы счисления в другую довольно кропотлива и требует длительного времени, поэтому можно помочь группам прийти к такой коллективной работе, когда каждый ученик возьмет на себя перевод из одного кода в другой 2-3 символов из всего текста сообщения, а потом нужно будет лишь сложить результаты и получить связный текст; похвалить лидеров групп, если они самостоятельно смогут организовать такую работу, такие ученики заслуживают отличной отметки, т.к. они не только смогли составить и применить алгоритм решения задачи, но и наиболее рационально его оптимизировать)

В результате выполнения задания получаем текст: «Поиграем в разведчиков».

— Теперь, когда вы знаете о том, как можно кодировать текст, предлагаю вам побыть в роли разведчиков. Итак, представьте, что вам срочно надо отправить командованию разведданные, предварительно, конечно, зашифровав. В качестве данных выберите одну строчку из любого стихотворения и зашифруйте ее с помощью одной из кодировок.

Задание выполняется в группах.

— Готовы? Замечательно (забираем у детей листочки с шифровками). Случилось непредвиденное: ваши враги перехватили шифровку (передаем листочки противоположной группе), но и к вам попал вражеский код. Посмотрим, какая группа быстрее декодирует сообщение.

Примечание. Это задание аналогично задаче с расшифровкой письма, поэтому нет необходимости проговаривать алгоритм решения. Единственной сложностью станет незнание той кодировки, в которой зашифровано сообщение. Ребята должны подобрать ее самостоятельно.

Похвалить группу, которая сможет рационально распределить работу в коллективе и быстрее справиться с расшифровкой.

— Проигравшие попали под «расстрел» вопросами. Расскажите подробно, какие информационные процессы использовались в работе разведчиков?
— Процесс обработки, хранения, передачи информации. (Если ученики затрудняются с подробным анализом информационных процессов, задать наводящие вопросы: какой тип обработки информации производился, какие носители информации использовались, что служило источником, приемником и каналом связи при передаче информации и т.д.).

4. Практическая работа – 10 мин.

— Раз уж мы разобрались, как компьютер кодирует текст, потренируемся на практике в сохранении текста в разных кодировках. Ваше практическое задание: в текстовом процессоре MS Word ввести свои имя и фамилию и сохранить документ в трех вариантах:
1) как документ Word
2) как обычный текст кодировке КОИ8-R
3) как обычный текст в кодировке Юникод

Результаты выполнения работы запишите в таблицу в тетради

(шаблон таблицы вывести на доску)

Количество символов в тексте Объем файла, сохраненного как документ Word Объем файла, сохраненного как обычный текст в кодировке КОИ8-R Объем файла, сохраненного как обычный текст в кодировке Юникод

Затем повторите эксперимент, вводя свой домашний адрес. При выполнении практической работы используйте памятки по выбору кодировки при сохранении и при открытии файла.

Ученики выполняют работу за компьютерами. Первым ученикам, справившимся с заданием, можно предложить проанализировать результаты и записать выводы. Оценить их работу отметкой.

5. Подведение итогов, домашнее задание – 5 мин.

Анализируем результаты.
Ребята сравнивают результаты и приходят к выводу, что объем файла зависит от способа сохранения. Появляются вопросы:
Почему объем файла меняется в зависимости от выбора кодировки?
Если один символ несет 1 байт информации, почему же текст из 12 символов, сохраненный любым способом, имеет информационный вес более 12 байт?

— Предлагаю вам обдумать эти факты дома, обсудим ваши выводы на следующем уроке, а сейчас давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали?
— Узнали, как хранятся тексты в памяти компьютера, в чем преимущество хранения текстовой формы представления информации в электронном виде, что такое гипертекст, какие бывают кодировочные таблицы, как компьютер кодирует текстовую информацию.

-Мы выполнили все поставленные задачи. Давайте проанализируем, кто активнее всех помог нам сделать это и заслужил отличной отметки?

Ученики с помощью учителя вспоминают тех, кто активно участвовал в беседе, отвечал на вопросы. Особо надо отметить лидеров, организовавших работу групп, если таковые были, и ребят, сформулировавших выводы после выполнения практической работы.

— Запишите, пожалуйста, домашнее задание: §13, задания № 6, 8, с.75 – письменно.
Спасибо, урок окончен.

Памятка по выбору кодировки при сохранении и при открытии файла

Вам пригодилась эта разработка? Напишите «Спасибо» учителю:

Один комментарий к “Тексты в компьютерной памяти”
  1. Спасибо за разработку! Очень интересный и насыщенный урок!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.